21
Чт, нояб

Занятие фотографиями и изображениями

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Моя профессия тесно связана с изображениями, и в ходе своей деятельности я сталкиваюсь со следующими обстоятельствами:

1) Редактирование и корректировка фотографий, как, например, удаление морщин, изменение цвета глаз, изменение некоторых черт лица и т.п.

2) Создание изображений людей и животных, которые выглядят реалистично.

3) Использование готовых фотографий и изображений в печати.

4) Использование фотографий, изображений или логотипов (эмблем) других художников вместо того, чтобы рисовать самому.

5) Рисовать знаки, символы с изображением людей или животных (например, знаки: «Пешеходный переход», «Выход здесь», или «Выгул собак воспрещён»).

6) Рисовать либо части тела человека, либо животных (например, рисунок с рукопожатием, изображение указательного пальца, или голова лошади в виде символики).

7) Изображение людей или животных, не схожих с реальными (карикатуры).

8) Изображение фантастических существ, не существующих в реальности.

Прошу Вас разъяснить шариатский хукм в отношении этих аспектов. Да благословит Вас Аллах за Ваши старания!

Ответ:

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, хотелось бы отметить два момента:

Во-первых, нижеследующие ответы представляют собой шариатский хукм относительно изображений, нарисованных рукой. Именно об этом говорится в хадисах, но не об изображениях, сделанных при помощи фото- или видеокамеры. Следовательно, создание изображений при помощи фото- или видеокамеры является мубахом (дозволенным), поэтому хадисы, в которых приводится запрет на создание изображений, здесь неприменимы.

Во-вторых, нижеследующие ответы касаются изображений, от которых не падает тень, т.е. они изображены на плоской поверхности. Что касается изображений, от которых падает тень, т.е. статуй и скульптур, то подобные изображения при любых положениях запрещены шариатскими доказательствами. Исключением будут детские игрушки, т.к. имеются шариатские доказательства об их дозволенности, их мы упомянем в самом конце.

Теперь давайте перейдём к вопросам об изображениях и фотографиях.

Относительно первого и второго аспекта:

1) Редактирование и корректировка фотографий, как, например, удаление морщин, изменение цвета глаз, изменение некоторых черт лица и т.п.

2) Создание изображений людей и животных, которые выглядят реалистично.

Эти два вопроса связаны с рисованием одушевлённых существ и внесением корректировок в фотографии одушевлённых существ, таких как удаление морщин и изменение некоторых черт лица. На подобные действия распространяется запрет, приводимый в шариатских доказательствах, независимо от того, был ли этот рисунок нарисован кистью или устройством «компьютерная мышь». Поскольку в обоих случаях рисунок является результатом человеческих усилий, и он является изображением одушевлённого существа, стало быть, данный рисунок относится к числу запретного рисования на основании следующих хадисов:

— Приводимого от Ибн Аббаса:

مَنْ صَوَّرَ صُورَةً فَإِنَّ اللَّهَ مُعَذِّبُهُ حَتَّى يَنْفُخَ فِيهَا الرُّوحَ وَلَيْسَ بِنَافِخٍ فِيهَا أَبَدًا

«Кто нарисует изображение, того Аллах будет наказывать до тех пор, пока тот не оживит свой рисунок, а он никогда не сможет сделать этого» (Бухари).

— Приводится от Ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَصْنَعُونَ هَذِهِ الصُّوَرَ يُعَذَّبُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يُقَالُ لَهُمْ أَحْيُوا مَا خَلَقْتُمْ

«Те, кто создадут подобные изображения, будут наказаны в Судный день, и им будет сказано: «Оживите то, что вы сотворили» (Бухари).

Что касается других двух аспектов:

3) Использование готовых фотографий и изображений в печати.

4) Использование фотографий, изображений или логотипов (эмблем) других художников вместо того, чтобы рисовать самому.

Здесь речь идёт лишь о копировании изображений, созданных другими людьми.

К данной ситуации применяется хукм Шариата относительно приобретения изображений, что выражено тремя положениями:

а) Если Вы скопировали изображение с целью использовать его в местах поклонения, например, нанести их на коврики для намаза, для штор в мечети, для информационной доски в мечети и т.п. вещей, то это будет харамом согласно следующим доказательствам:

— Передаётся от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ отказался входить в Каабу, пока не были стёрты все изображения внутри неё. Отказ Посланника Аллаха ﷺ от вхождения в Каабу, пока не будут стёрты изображения, является къариной (посылом) на то, что следует в решительной форме оставить это, а именно — установление изображений в местах поклонения. Таким образом, это служит доказательством запретности размещения изображений в мечетях. Передаётся от Ибн Аббаса:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمَّا رَأَى الصُّوَرَ فِي الْبَيْتِ يَعْنِي الْكَعْبَةَ لَمْ يَدْخُلْ وَأَمَرَ بِهَا فَمُحِيَتْ

«Когда Пророк ﷺ увидел изображения в Доме, т.е. в Каабе, то не зашёл туда, пока все изображения не были стёрты» (Ахмад).

б) Если речь идёт о копировании изображений других людей с целью размещения их в других местах, нежели в местах поклонения, то приводимые доказательства поясняют дозволенность этого в следующем порядке:

— Макрух. Если заимствуются изображения с целью их использования в почётных местах, как, например, в качестве штор для дома, на стендах в культурных, учебных учреждениях, в офисах, на рубашке или иной одежде, т.е. в местах, которые не имеют ничего общего с обрядами поклонения. Или, например, на полотне в комнате, или на том, что надевается в качестве украшения и т.д. На всё это будет распространяться хукм макрух.

— Мубах. Если заимствуются изображения для того, чтобы использовать их в непочётных местах. Например, нанести на палас, который стелется под ноги, или нанести на постельное бельё, на подушки для сидения, в качестве рисунка на земле и т.п. На всё это будет распространяться хукм мубах.

Доказательством на эти хукмы (макрух и мубах) служит следующее:

— Передаётся от Абу Тальхи, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَا تَدْخُلُ بَيْتًا فِيهِ كَلْبٌ صُورَةٌ

«Ангелы не заходят в дом, где находится собака или изображения» (Муслим).

— В другой версии данного хадиса говорится:

إِلَّا رَقْمًا فِي ثَوْبٍ

«за исключением образов на одежде» (Муслим).

Последний хадис указывает на то, что нанесённое на поверхность одежды плоское изображение является исключением, а, следовательно, ангелы входят в дом, где есть одежда с плоскими изображениями.

Это значит, что допускается изображение на поверхности одежды, поскольку ангелы входят в дом, где есть такие изображения. Однако существуют другие хадисы, поясняющие вид данного разрешения:

— Аиша, дочь Абу Бакра, рассказывала:

دَخَلَ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَفِي الْبَيْتِ قِرَامٌ فِيهِ صُوَرٌ فَتَلَوَّنَ وَجْهُهُ ثُمَّ تَنَاوَلَ السِّتْرَ فَهَتَكَهُ

«Однажды, когда ко мне пришёл Посланник Аллаха ﷺ, в моём доме было покрывало с изображениями. Увидев его, Посланник Аллаха ﷺ поменялся в лице, затем схватил это покрывало и порвал его» (Бухари).

В тексте хадиса используется слова «قِرَامٌ» — это вид ткани, который был повешен в дверном проёме. Факт того, что Посланник Аллаха ﷺ поменялся в лице и сорвал это покрывало, расценивается как требование (таляб) оставить это действие и не делать подобного, а именно: вешать в дверном проёме покрывало с изображениями. Если объединить этот аспект с вышеприведённой допустимостью вхождения ангелов в дома, где имеются изображения на одежды, то становится понятно, что требование не использовать ткани с изображениями не является категорическим, т.е. речь идёт о макрухе. И поскольку изображение было на покрывале, вывешенном в дверном проёме дома, а это — почётное место, стало быть, размещение изображений в почётных местах будет макрухом.

— Передаются от Абу Хурайры слова Джибриля (а.с.) в адрес Посланника ﷺ:

وَمُرْ بِالسِّتْرِ يُقْطَعْ فَيُجْعَلَ مِنْهُ وِسَادَتَانِ تُوطَآَنِ

«Пусть из занавески сделают две подушки, на которых вы сможете опираться, когда сидите» (Ахмад).

В хадисе видно, как Джибриль (а.с.) велел Посланнику Аллаха ﷺ снять покрывало с почётного места и сделать из него две подушки, которые будут использоваться в быту. Это означает, что использование изображений, нарисованных другими людьми, не в почётных местах является мубахом.

5) Рисовать знаки, символы с изображением людей или животных (например, знаки: «Пешеходный переход», «Выход здесь», или «Выгул собак воспрещён»).

6) Рисовать либо части тела человека, либо животных (например, рисунок с рукопожатием, изображение указательного пальца, или голова лошади в виде символики).

Ответом на это будет следующее:

— Если знаки и символы изображают одушевлённое существо, то рисовать их — харам, поскольку хадисы, запрещающие рисование, говорят именно об изображении одушевлённых существ. И это относится к изображениям, которые полностью или частично изображают одушевлённое существо, как, например, голову, присоединённую к другим явно изображённым частям тела, таким как руки, ноги и т.д.

— Если же знаки не указывают на изображение одушевлённых существ, например, рисунок только одной кисти, или указательного пальца, показывающего направление, или двух рук, пожимающих друг друга, и тому подобное, то на подобное запрет не распространяется.

— Что касается изображения только головы, без остальных частей тела, то факихи расходятся во мнениях по этому поводу. После глубокого рассмотрения я больше склоняюсь к тому, что изображение только головы, без остальных частей тела, будет дозволенным. Основанием этому служат хадисы, которые дозволяют отрывать головы скульптурам, чтобы они были схожи с деревом, как об этом приводится в хадисе от Абу Хурайры, где Джибриль (а.с.), говорит Посланнику Аллаха ﷺ, что скульптуры перестают быть запретными, если от неё отделить голову:

فَمُرْ بِرَأْسِ التِّمْثَالِ الَّذِي فِي الْبَابِ فَلْيُقْطَعْ فَيُصَيَّرُ كَهَيْئَةِ الشَّجَرَةِ

«Так повели же отделить голову изваянию, которое у дверей, чтобы оно (изваяние) стало подобно дереву» (Абу Дауд, ат-Тирмизи),

فَمُرْ بِرَأْسِ التِّمْثَالِ يُقْطَعْ فَيُصَيَّرَ كَهَيْئَةِ الشَّجَرَةِ

«Так повели же отделить голову изваянию, чтобы оно (изваяние) стало подобно дереву» (Ахмад).

В данных версиях говорится, что голова и оставшиеся элементы тела статуи — каждый из них в отдельности не является запретным. Следовательно, будет неправильным сказать, что запрет распространяется лишь на голову, а на оставшуюся часть статуи — нет. Ведь Джибриль (а.с.) приказал Посланнику ﷺ отделить голову от остальной части статуи, что говорит о дозволенности подобного отделения, а, следовательно, дозволено всё, что вытекает из этого.

Следует отметить, что ханбалиты и маликиты дозволяют использовать лишь одну голову, тогда как среди шафиитов имеется разногласие. Большинство шафиитов считают использование одной головы запретным, другие же — дозволенным.

7) Изображение людей или животных, не схожих с реальными (карикатуры).

8) Изображение фантастических существ, не существующих в реальности.

До тех пор, пока подобные изображения будут представлять собой одушевлённых существ, даже если они вымышленные, на них будет распространяться хукм харама. Причина этого заключается в том, что шариатские тексты применимы к ним, ведь хадисе от Аиши речь шла о покрывале, на котором были изображены крылатые лошади. Всем известно, что таких лошадей не существует. Передаётся от Аиши:

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ سَفَرٍ وَقَدْ سَتَّرْتُ عَلَى بَابِي دُرْنُوكًا فِيهِ الْخَيْلُ ذَوَاتُ الْأَجْنِحَةِ فَأَمَرَنِي فَنَزَعْتُه

«Посланник Аллаха ﷺ вернулся из поездки, к тому моменту я же повесила на свою дверь дурнук (вид ткани), на которой были изображены крылатые лошади. (Увидев это) Посланник Аллаха ﷺ приказал мне снять его» (Муслим).

Повторю то, что уже говорил в самом начале, а именно — запретными изображениями считаются те, что не предназначены для детей. Если изображения предназначены для детей, как, например, разного рода карикатуры, будь там существующие или вымыленные персонажи, с целью развлечь, увеселить, или научить чему-нибудь, — всё это дозволено по Шариату, т.к. на это указывают следующие доказательства:

— Передаётся от Аиши:

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ غَزْوَةِ تَبُوكَ أَوْ خَيْبَرَ وَفِي سَهْوَتِهَا سِتْرٌ فَهَبَّتْ رِيحٌ فَكَشَفَتْ نَاحِيَةَ السِّتْرِ عَنْ بَنَاتٍ لِعَائِشَةَ لُعَبٍ فَقَالَ مَا هَذَا يَا عَائِشَةُ قَالَتْ بَنَاتِي...

«Посланник Аллаха ﷺ вернулся из похода на Табук или Хайбар, и у неё (Аиши) в палатке была занавесь. В один из моментов подул ветер и приоткрыл часть занавеси, показав «дочерей» Аиши, т.е. её кукол. Он ﷺ спросил: «Что это, о Аиша?», — на что она сказала: «Мои дочери» (Абу Дауд).

— Передаётся от Аиши:

كُنْتُ أَلْعَبُ بِالْبَنَاتِ عِنْدَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Я играла с дочерями (куклами) возле Пророка ﷺ …» (Бухари).

— Передаётся от Рубаййии, дочери Муаввиза аль-Ансари:

وَنَجْعَلُ - وفي رواية مسلم ونصنع - لَهُمْ اللُّعْبَةَ مِنْ الْعِهْنِ فَإِذَا بَكَى أَحَدُهُمْ عَلَى الطَّعَامِ أَعْطَيْنَاهُ ذَاكَ حَتَّى يَكُونَ عِنْدَ الْإِفْطَارِ

«Мы делали (в версии Муслима говорится: «изготовляли») для них игрушки из шерсти, когда же кто-нибудь из них плакал из-за еды, мы давали ему эти игрушки, пока не наступало время для разговения (ифтара)» (Бухари).

Имеется в виду «мы отвлекали детей игрушками, пока не наступало время разговения (ифтара)».

Все эти хадисы указывают на дозволенность изготовления игрушек для детей, даже если они будут в форме одушевлённых изваяний. Следовательно, рисунки на ровной поверхности с той же целью тем более считаются дозволенными, какими бы они ни были.

 


12 Шавваля 1431 г.х.
21.09.2010 г.