04
Вт, авг

Поход Абдуллаха ибн Джахша. Количество шахидов при Муте

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Вопрос: 1) В книгах «Исламское Государство» и «Имущество в Государстве Халифат» приводится два разных хадиса о походе Абдуллаха ибн Джахша во главе небольшого отряда.

В книге «Исламское Государство» в теме «Начало вооружённого противостояния» говорится: «Последним из них стал отряд во главе с Абдуллахом ибн Джахшем, чьё выступление стало преддверием битвы при Бадре. Это произошло следующим образом. В месяце Раджаб второго года хиджры Пророк (с.а.с.) отправил Абдуллах ибн Джахша во главе небольшого отряда из числа мухаджиров за пределы Медины» (конец цитаты).

В книге «Имущество в Государстве Халифат» в теме «Имущество» говорится: «Этим имуществом была добыча от вылазки отряда под руководством Абдуллаха ибн Джахша. Добычей стали несколько нагруженных кожей и другими торговыми товарами верблюдов, принадлежащих курайшитам, и они были захвачены в месяц Джумада аль-ахира во втором году Хиджры» (конец цитаты).

То есть в одной версии упоминается месяц Раджаб, а в другой — Джумада аль-ахира. Не могли бы Вы разъяснить данное противоречие?

2) В книге «Исламское Государство» в теме «Завоевание Мекки» говорится: «Когда в сражении у Мута мусульмане потеряли много людей, курайшиты посчитали, что их дни сочтены». Однако я читал разные хадисы, где говорилось, что шахидами стали лишь 12 человек. Прошу Вас разъяснить этот момент. Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

Относительно отряда, который возглавил Абдуллах ибн Джахш, имеются два хадиса:

1) Это то, что непонятно, в какой день случилось данное событие, либо в последний день Джумада аль-ахира, либо в первый день Раджаба. Мусульмане считали, что это произошло в последний день Джумада аль-ахира, т.е. не во время запретного месяца. Курайшиты же утверждали, что это произошло в первый день Раджаба, а значит — в запретный месяц.

— Передаёт ас-Судди от Малика, а он — от Абу Салиха, а он — от Ибн Аббаса, а он —от Мурра, а он — от Ибн Масуда относительно аята:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ ۖ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление» (2:217), —

следующее:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعَثَ سَرِيَّةً وَكَانُوا سَبْعَةَ نَفَرٍ عَلَيْهِمْ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ جَحْشٍ الْأَسَدِيُّ... إِلَى أَنْ قَالَ وَسَارَ ابْنُ جَحْشٍ إِلَى بَطْنِ نَخْلَةَ فَإِذَا هُوَ بِالْحَكَمِ بْنِ كَيْسَانَ وَعُثْمَانَ بْنِ عَبْدِ اللَّه بْنِ الْمُغِيرَةِ وَانْفَلَتَ وَقُتِلَ عَمْرُو قَتَلَهُ وَاقِدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ فَكَانَتْ أَوَّلُ غَنِيمَةٍ غَنِمَهَا أَصْحَابُ َرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلَمَّا رَجَعُوا إِلَى الْمَدِينَةِ بِأَسِيرَيْنِ وَمَا أَصَابُوا مِنَ الْمَالِ أَرَادَ أَهْلُ مَكَّةَ أَنْ يُفَادُوا الْأَسِيرَيْنِ عَلَيْهِ وَقَالُوا إِنَّ مُحَمَّدًا يَزْعُمُ أَنَّهُ يَتَّبَعُ طَاعَةَ اللَّهِ وَهُوَ أَوَّلُ مَنِ اِسْتَحَلَّ الشَّهْرَ الْحَرَامَ وَقَتَلَ صَاحِبَنَا فِي رَجَبٍ فَقَالَ الْمُسْلِمُونَ إِنَّمَا قَتَلْنَاهُ فِي جُمَادَى الْآخِرَةِ ... وَأَغْمَدَ الْمُسْلِمُونَ سُيُوفَهُمْ حِينَ دَخَلَ شَهْرُ رَجَبٍ وَأَنْزَلَ اللَّهُ يُعَيِّرُ أَهْلَ مَكَّةَ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ ففِيهِ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ

«Посланник Аллаха (с.а.с.) послал отряда из семи человек, во главе которого был Абдуллах ибн Джахш аль-Асади … Абдуллах ибн Джахш двигался в сторону Нахли. (Достигнув её, они напали на проходящий мимо караван) аль-Хакама ибн Кайсана и Усмана ибн Абдуллаха взяли в плен, что касается Амра ибн аль-Хадрами, то его убил Вакид ибн Абдуллах. Таким образом, караван стал первым трофеем сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.). Когда отряд вернулся в Медину с двумя пленниками и трофеями, мекканцы решили воспользоваться пленением пленников и заявили: «Мухаммад заявляет о том, что он подчиняется Аллаху, но он первый, кто дозволил убивать в запретный месяц, в результате в месяц Раджаб был убит наш товарищ». На что мусульмане сказали: «Мы убили их в месяц Джумада аль-ахира» … Мусульмане вложили мечи в ножны с наступлением месяца Раджаб. После чего Аллах ниспослал аят, где упрекает мекканцев:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ ۖ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление» (2:217).

2) Также есть неясность, в какой день произошло событие, либо в последний день Раджаба, либо в первый день Шаъбана.

— Мухаммад ибн Исхак говорит: «Нам рассказал Мухаммад ибн ас-Саиб аль-Кальби от Абу Салиха, а он — от Ибн Аббаса: «Касательно смерти Амра ибн аль-Хадрами был ниспослан аят:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ ۖ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление» (2:217).

Ибн Хишам в своей книге «Ас-Сирату ан-Набавия» приводит от Зияда ибн Абдуллаха аль-Бикаи, а он — от Мухаммада ибн Исхака ибн Ясара аль-Мадани:

وَقَالَ عَبْدُ الْمَلِكِ بْنُ هِشَامٍ رَاوِي السِّيرَةِ عَنْ زِيَادِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ الْبِكَائِيِّ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِسْحَاقِ بْنِ يَسَارٍ الْمَدَنِيِّ رَحِمَهُ اللَّهُ فِي كِتَابِ السِّيرَةِ لَهُ إِنَّهُ قَالَ وَبَعَثَ رَسُولُ اللَّه صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ جَحْشِ بْنِ رَبَابٍ الْأَسَدِيِّ رَجَبٍ مَقْفَلَهُ مِنْ بَدْرٍ الْأُولَى وَبَعَثَ مَعَهُ ثَمَانِيَةَ رَهْطٍ مِنْ الْمُهَاجِرِينَ ... وَمَضَى عَبْدُ اللهِ بْنُ جَحْشٍ وَبَقِيّةُ أَصْحَابِهِ حَتّى نَزَلَ بِنَخْلَةَ فَمَرّتْ بِهِ عِيرٌ لِقُرَيْشِ تَحْمِلُ زَبِيبًا وَأُدُمًا وَتِجَارَةً مِنْ تِجَارَةِ قُرَيْشٍ فِيهَا عَمْرُو بْنُ الْحَضْرَمِيِّ وَاسْمُ الْحَضْرَمِيِّ عَبْدُ اللهِ بْنُ عَبَّادٍ أَحَدُ الصَّدِفِ وَعُثْمَانُ بْنُ عَبْدِ اللهِ بْنِ الْمُغِيرَةِ وَأَخُوهُ نَوْفَلُ بْنُ عَبْدِ اللهِ الْمَخْزُومِيّانِ وَالْحَكَمُ بْنُ كَيْسَانَ مَوْلَى هِشَامِ بْنِ الْمُغِيرَةِ فَلَمّا رَآهُمْ الْقَوْمُ هَابُوهُمْ وَقَدْ نَزَلُوا قَرِيبًا مِنْهُمْ فَأَشْرَفَ لَهُمْ عُكَّاشَةُ بْنُ مِحْصَنٍ وَكَانَ قَدْ حَلَقَ رَأْسَهُ فَلَمّا رَأَوْهُ أَمِنُوا وَقَالُوا عُمَّارٌ لَا بَأْسَ عَلَيْكُمْ مِنْهُمْ وَتَشَاوَرَ الْقَوْمُ فِيهِمْ وَذَلِكَ فِي آخِرِ يَوْمٍ مِنْ رَجَبٍ فَقَالَ الْقَوْمُ وَاللَّهِ لَئِنْ تَرَكْتُمُ الْقَوْمَ هَذِهِ اللّيْلَةَ لَيَدْخُلَنَّ الْحَرَمَ فَلَيَمْتَنِعُنّ مِنْكُمْ بِهِ وَلَئِنْ قَتَلْتُمُوهُمْ لَتَقْتُلَنَّهُمْ فِي الشّهْرِ الْحَرَامِ فَتَرَدّدَ الْقَوْمُ وَهَابُوا الْإِقْدَامَ عَلَيْهِمْ ثُمَّ شَجَّعُوا أَنْفُسَهُمْ عَلَيْهِمْ وَأَجْمَعُوا عَلَى قَتْلِ مَنْ قَدَرُوا عَلَيْهِ مِنْهُمْ وَأَخَذَ مَا مَعَهُمْ فَرَمَى وَاقِدُ بْنُ عَبْدِ اللهِ التَّمِيمِيِّ عَمْرَو بْنَ الْحَضْرَمِيِّ بِسَهْمِ فَقَتَلَهُ وَاسْتَأْسَرَ عُثْمَانَ بْنَ عَبْدِ اللهِ وَالْحَكَمَ بْنَ كَيْسَانَ وَأَفْلَتَ الْقَوْمَ نَوْفَلُ بْنُ عَبْدِاللهِ فَأَعْجَزَهُمْ وَأَقْبَلَ عَبْدُاللهِ بْنُ جَحْشٍ وَأَصْحَابُهُ بِالْعِيرِ وَالْأَسِيرَيْنِ حَتَّى قَدِمُوا عَلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ ... وَقَالَتْ قُرَيْشٌ قَدِ اسْتَحَلَّ مُحَمّدٌ وَأَصْحَابُهُ الشّهْرَ الْحَرَامَ وَسَفَكُوا فِيهِ الدَّمَ وَأَخَذُوا فِيهِ الْأَمْوَالَ وَأَسَرُوا فِيهِ الرِّجَالَ فَقَالَ مَنْ يَرُدَّ عَلَيْهِمْ مِنَ الْمُسْلِمِينَ مِمَّنْ كَانَ بِمَكّةَ إِنَّمَا أَصَابُوا مَا أَصَابُوا فِي شَعْبَانَ ... فَلَمَّا أَكْثَرَ النَّاسُ فِي ذَلِكَ أَنَزَلَ اللهُ عَلَى رَسُولِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ {يَسْأَلُونَكَ عَنِ ٱلشَّهْرِ ٱلْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ}

«После своего возвращения из первого похода на Бадр, уже в конце месяца Раджаб, Посланник Аллаха (с.а.с.) послал в другой поход Абдуллаха ибн Джахша ибн Рабаба аль-Асади. Вместе с ним он отправил восемь человек из мухаджиров ... Абдуллах ибн Джахш с остальными соратниками пошёл дальше, пока не дошёл до Нахля. Мимо проходил караван курайшитов, нагруженный изюмом, кожей и прочими товарами. Среди людей каравана были Амр ибн аль-Хадрами, Усман ибн Абдуллах аль-Мугира аль-Махзумия, его брат Науфаль ибн Абдуллах и аль-Хакам ибн Кайсан, вольноотпущенник Хишама ибн аль-Мугиры.

Когда они увидели мусульман, испугались и остановились недалеко от них. Во главе мусульман был Уккаша ибн Мухсин, который обрил свою голова. Когда мекканцы увидели его в таком виде, то успокоились и сказали: «Это — паломники, их не надо нам бояться». Мусульмане стали советоваться относительно каравана. Это происходило в последний день месяца Раджаб, поэтому они сказали: «Если не нападём на них этой ночью, то завтра уже начинается запретный месяц — время паломничества, и они уже будут защищены этим. Если же убьём их, то убьём в запретном месяце».

Мусульмане стали колебаться, они боялись напасть на караван. Но затем стали ободрять друг друга, и в итоге они решили убить тех из них, кого смогут, и захватить их груз. Вакид ибн Абдуллах ат-Тамими пустил стрелу в Амра ибн аль-Хадрами и убил его. Усман ибн Абдуллах и аль-Хакам ибн Кайсан были захвачены в плен. Науфаль ибн Абдуллах ускользнул от них и спасся. Абдуллах ибн Джахш и его товарищи захватили караван и двух пленных и вернулись в Медину к Посланнику Аллаха (с.а.с.) … Курайшиты говорили: «Мухаммад и его люди нарушили запретный месяц, пролили кровь в нём, захватили имущество, пленили мужей». А находившиеся в Мекке мусульмане им возражали: «Но ведь это произошло в месяце Шаъбан» … Когда люди стали часто говорить и расспрашивать об этом, тогда Аллах ниспослал откровение Своему Посланнику:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ ٱلشَّهْرِ ٱلْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление» (2:217)».

Как Вы можете заметить, в одном из риваятов говорится, что событие произошло в последнем дне месяца Джумада аль-ахира, а другом — что в последний день месяца Раджаб.

Одну из этих версий мы привели в книге «Имущество в Государстве Халифат», а другую — в книге «Исламское Государство».

2) То, что упоминается в книге «Исламское Государство»: «В сражении у Муты мусульмане потеряли многих людей, что подтолкнуло курайшитов подумать о том, что их дни сочтены». Просмотрев ряд источников, я обнаружил, что большинство из них не упоминает количество погибших в сражении Мута, но в некоторых говорится, что их количество достигло 12 человек. Если предположить, что последнее является достоверным, тогда получается, что в книге «Исламское Государство» имеется некая неточность.

Однако в книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая», автор Ибн Касир, я обнаружил следующее: «Муса ибн Укба сказал: «Общее количество павших шахидами в битве при Ухуде составило 49 человек из числа ансаров и мухаджиров. В сахих хадисе, приведённом Бухари от аль-Бары, говорится, что мушрики убили 70 человек. Аллах знает лучше! Катада рассказывал от Анаса, что в день битвы при Ухуде было убито 70 мусульман, в битве около колодца Мауна — 70 мусульман, в битве при Ямаме — 70 мусульман». Хаммад ибн Саляма рассказывал от Сабита, а он — от Анаса, что около 70 мусульман пало шахидами при Ухуде, возле колодца Мауна, при Муте, при Ямаме».

Таким образом, мы видим, что имеются риваяты, где упоминается, что число шахидов в битве при Муте составило 12 человек. В других риваятах говорится, что их количество — 70 человек. А это означает, что упомянутое в книге «Исламское Государство» относится к одному из мнений. Особенно если «разумно» учесть, что количество шахидов должно быть больше, т.к. численность мусульманского войска насчитывало около 3 тысяч воинов, а численность врагов — около 200 тысяч. Кроме того, трое главнокомандующих армией мусульман погибло в битве, т.к. именно они несли флаг (райя). В те времена основная битва всегда разворачивалась возле флагов. Это говорит о том, что, если учитывать манеру ведения битв в прошлом, количество шахидов должно было быть большим.

Если для меня подтвердится факт, что необходимо внести исправление в книгу «Исламское Государство», то, с дозволения Аллаха, я это сделаю!

 

17 Рабиъ уль-авваль 1431 г.х.
14.03.2010 г.