22
Пт, нояб

Реальность бидаата (нововведения)

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: На одном из собраний мы обсуждали терминологическое значение слова «бидаат». Некоторые из нас сказали, что оно применимо ко всем вещам, которые противоречат Шариату. Другие сказали, что речь идёт лишь об обрядах поклонения.

Мы надеемся, что Вы разъясните данный аспект. Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

1) Приказы Законодателя делятся на две категории:

а) Когда приказ приходит в форме повелительного наклонения с разъяснением метода его выполнения. Под методом подразумеваются практические действия от начала и до конца. Например, Всевышний сказал:

وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ

«Выстаивайте намаз» (2:43).

В данном аяте приказ (аль-амр) выражен одной из форм повелительного наклонения. Однако порядок совершения намаза не оставлен на усмотрение человека, напротив, имеются тексты, разъясняющие, что должно присутствовать в совершении намаза: намерение (ният), стояние (кыям), чтение Корана (кираат), поясной поклон (руку), земной поклон (сажда) и т.д.

Или же слова Всевышнего:

وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (3:97).

Здесь приказ (аль-амр) совершить хадж используется в форме сообщения, в котором содержится требование (таляб). Но при этом имеются и другие тексты, которые разъясняют, как совершается хадж.

б) Когда приказ приходит в общей (амм) или абсолютной (мутляк) форме повелительного наклонения, но без разъяснения метода его выполнения.

Например, слова Посланника Аллаха ﷺ:

مَنْ أَسْلَفَ فِي شَيْءٍ فَفِي كَيْلٍ مَعْلُومٍ وَوَزْنٍ مَعْلُومٍ إِلَى أَجَلٍ مَعْلُومٍ

«Пусть тот, кто станет платить за что-либо заранее, платит за известную меру, известный вес и определит заранее срок» (Бухари).

В хадисе приказ выражен в форме условного предложения (джумля шартыя), где требуется, чтобы сделка «Ас-Салям» была за известную меру, известный вес, как и определён срок поставки товара. Однако Законодатель не разъяснил то, каким образом происходит заключение самой сделки. То есть не разъяснил, должны ли договаривающиеся стороны встать друг напротив друга, прочитать что-либо из Корана, а только затем подойти друг к другу, обняться и заговорить об условиях сделки … и после всего этого произойдёт предложение со стороны торговца и принятие со стороны покупателя.

Другой пример — слова Посланника Аллаха ﷺ:

اَلذَّهَبُ بِالذَّهَبِ رِبًا إِلَّا هَاءَ وَهَاءَ

«Продажа золота за золото является ростовщичеством, если только оно не передаётся из рук в руки» (Бухари, Муслим),

اَلذَّهَبُ بِالذَّهَبِ مِثْلًا بِمِثْلٍ وَالْوَرِقُ بِالْوَرِقِ مِثْلًا بِمِثْلٍ

«Золото на золото, серебро на серебро в равном количестве и с расчётом на месте» (Бухари, Муслим).

Здесь приказ используется в форме сообщения, в котором содержится требование (таляб). Но при этом не разъяснено, каким образом должен происходить обменный процесс.

Или другой пример: приводится достоверным путём, что Посланник Аллаха ﷺ приказал вставать, когда похоронная процессия проходит мимо. Передаётся от Амира ибн Рабиа: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا رَأَيْتُمُ الْجَنَازَةَ فَقُومُوا لَهَا

«Если вы увидите похоронную процессию, то вставайте …» (Муслим).

Действия Посланника ﷺ означают требование (таляб), т.е. приказ (аль-амр). Однако он ﷺ не разъяснил, каким образом должно происходить вставание.

Исходя из всего сказанного, есть приказы Законодателя, в которых разъясняется практическая сторона их выполнения, но есть приказы в общей (амм) и абсолютной (мутляк) форме, в которых не оговаривается метод их выполнения.

2) Противоречие приказу Законодателя, который имеет метод выполнения, в терминологии будет называться бидаатом (нововведением). Причина этого заключается в том, что процесс выполнения будет не соответствовать установленному методу. Слово «бидаат» в лексическом значении означает следующее: «Нововведенец — это тот, кто привносит что-либо новое, не имеющее аналога … Выражение «أَبْعَدْتُ الشَّيْءَ» означает «я изобрёл вещь, у которой нет подобия» (толковый словарь «Лисан аль-Араб»).

В терминологическом значении слово «бидаат» не отличается от лексического значения: противоречие установленному шариатскому методу в выполнении приказа Законодателя. Это значение приходит в хадисе Посланника Аллаха ﷺ:

وَمَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ

«Если кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно отвергнуто» (Бухари, Муслим).

Например, если человек в своём намазе вместо предписанных двух земных поклонов совершит три, тот он совершит бидаат; кто во время бросания камешков в Джамараты вместо предписанных семи камешков бросит восемь, тот совершит бидаат, и т.д.

Стоит помнить, что каждый бидаат является заблуждением, а каждое заблуждение — в Огне, т.е. тому, кто совершит бидаат, будет записан грех.

3) Противоречие приказу Законодателя, который не имеет метода выполнения. Подобное имеет место в шариатских законах, поэтому о таком противоречии говорят либо харам, либо макрух, либо мубах, но при условии, что противоречие связано с разделом хитаб ут-таклиф (обращение Законодателя, разъясняющее положения хукмов). Если же противоречие приказу связано с разделом хитаб уль-вадъ (обращение Законодателя, которое связано с поступками людей в виде положений), тогда будут использоваться термины «батыль» (недействительный в основе), «фасид» (испорченный) и т.д. Здесь всё зависит от къарины в приказе Законодателя с точки зрения джазма (категоричности), тарджиха (отдавать предпочтения), тахйира (предоставление выбора).

Например, если сделка «Ас-Салям» будет заключена в вещах, которые не относятся к категориям маадуд (вещи, продаваемые поштучно), маузун (вещи, измеряемые весом) и макиль (вещи, измеряемые сосудами, кипами, метрами, локтями и т.д.), то не говорится, что был совершён бидаат. А говорится, что данный договор противоречит приказу Законодателя, а, следовательно, он либо батыль, либо фасид — здесь всё зависит от вида противоречия.

Другой пример, если противоречие было в обмене золота на золото без равного количества и без расчёта на месте, то не говорится, что был совершён бидаат. А говорится, что данный обмен противоречит приказу Законодателя, а, следовательно, совершившие его совершили харам, т.к. имела место ростовщическая сделка.

Третий пример: если при прохождении похоронной процессии человек остаётся сидеть, то не говорится, что он совершил бидаат. Причина этого заключается в том, что в шариатских текстах присутствуют оба положения (вставание и сидение). Передаётся от Али ибн Абу Талиба:

قَامَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ قَعَدَ

«Посланник Аллаха ﷺ встал (перед проходившей похоронной процессией), а затем сел» (Муслим).

То же самое касается противоречия приказу Законодателя:

فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ

«… Женись на набожной и процветай» (Бухари).

Если человек женится на грешнице, то не говорится, что он совершил бидаат, напротив, человек должен изучить шариатский хукм, связанный с женитьбой на грешнице. Что касается самого процесса выбора невесты, то Законодатель не определил какой-либо специальной процедуры, как, например, жених встаёт перед будущей женой и читает аят «Аль-Курси», затем делает один шаг вперёд и читает суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас», затем делает второй шаг, и после слов «Бисмилля» вытягивает правую руку, двигается вперёд со словами сватовства и т.д.

То же самое относительно слов Посланника Аллаха ﷺ в адрес торговцев, которые много клянутся относительно своих товаров и цен:

يَا مَعْشَرَ التُّجَّارِ إِنَّ هَذَا الْبَيْعَ يَحْضُرُهُ اللَّغْوُ وَالْحَلِفُ فَشُوبُوهُ بِالصَّدَقَةِ

«О торговцы! Торговля сопровождается пустословием и клятвами, поэтому чаще давайте садака (милостыню)» (Абу Давуд).

Однако Законодатель не разъяснил, каким образом должна даваться садака. Следовательно, не говорится, что тот, кто во время торговли клянётся и при этом не выплачивает садака, совершает бидаат. Необходимо изучить шариатский хукм, связанный с положением, когда торговец, который клянётся, не даёт садака.

Так обстоит дело со всеми противоречиями приказам Законодателями, у которых нет метода выполнения.

4) При изучении шариатских текстов видно, что в большинстве обрядов поклонения имеется метод их выполнения. Следовательно, термин «бидаат» применяется лишь в вопросах поклонения, в других же вопросах он не используется. Как мы сказали, причина этого заключается в том, что в вопросах поклонения имеется метод их совершения.

Что касается наших слов «в большинстве обрядах поклонения», то в некоторых вопросах метод выполнения отсутствует. Например, хоть вопрос джихада и относится к поклонению, но все приказы, относящиеся к нему, пришли либо в общей (амм), либо в абсолютной (мутляк) форме:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قَاتِلُوا الَّذِينَ يَلُونَكُم مِّنَ الْكُفَّارِ وَلْيَجِدُوا فِيكُمْ غِلْظَةً

«О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас» (9:123),

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ جَاهِدِ الْكُفَّارَ وَالْمُنَافِقِينَ وَاغْلُظْ عَلَيْهِمْ

«О Пророк! Сражайся с неверующими и лицемерами и будь суров с ними» (66:9).

Относительно этих приказов ни здесь, ни в других текстах нет разъяснений о методе их выполнения. Например, не говорится. как нужно вести сражение, т.е. не разъясняется нужно ли сначала прочитать какой-либо аят, а затем уже выстрелить, потом сделать шаг вперёд и, выстрелив второй раз, отклониться в правую сторону, и т.д. Поэтому о человеке, который не принимает участия в джихаде, когда он стал обязательным для него, не говорится, что он совершил бидаат, а говорится, что он совершил харам из-за того, что не принял участия в нём.

5) И в конце хочу сказать, что противоречие приказу Законодателя, относительно которого узаконен метод выполнения, будет являться бидаатом. Что касается противоречия приказам, упомянутым в общей (амм) и абсолютной (мутляк) форме, которые не имеют метода своего выполнения, то оно (противоречие):

— либо будет харамом, или макрухом, или мубахом, если речь идёт о разделе «хитаб ут-таклиф»;

— либо будет бутляном и фасадом, если речь идёт о разделе «хитаб уль-вад».

Таким образом, после изучения текстов становится очевидным, что большинство обрядов поклонения имеет свой метод выполнения, следовательно, несоблюдение этого метода будет бидаатом.

Что касается взаимоотношений или некоторых обрядов полонения, таких как джихад, то их тексты приходят в общей (амм) или абсолютной (мутляк) форме. Следовательно, противоречие приказам Законодателя в этих вопросах либо будет относиться к хараму, или макруху, или мубаху, если речь идёт о разделе «хитаб ут-таклиф», либо будет относиться к бутляну и фасаду, если речь идёт о разделе «хитаб уль-вад».


29 Рамадана 1430 г.х.
18.09.2009 г.