25
Чт, апр

Хукм махра (брачного дара) и условия брака

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В книге «Социальная система», в теме «Брак» упоминаются условия, необходимые для заключения брака, нарушения которых делают брак недействительным в основе (батыль). Далее упоминаются условия, необходимые для правильности брака, нарушения которых делают брак неправильным, т.е. испорченным (фасид).

Однако среди всех этих условий я не нашёл упоминания о махре. Если махр не относится ни к условиям заключения брака, ни к условиям правильности брака, означает ли это, что брак будет считаться правильным, если махр будет отсутствовать как таковой? И какая значимость махра в вопросе брака?

Ответ:

Действительно, махр не относится ни к условиям заключения брака, ни к условиям правильности брака. Другими словами, если все условия заключения и правильности брака будут соблюдены, но при этом махр не будет упомянут, то брак будет правильным. Однако стоит знать, что хукмы Шариата делятся на две категории:

1) Хукмы вадъа (те, что разъясняют положение хукмов, которые связаны с возложением ответственности). Сюда относятся: шарт (условия), сабаб (причина) и т.д.

2) Хукмы таклифа (хукмы, связанные с возложением ответственности). Сюда относятся: харам, ваджиб и т.д.

Хукмы, касающиеся шариатских вопросов, не выходят за рамки этих двух категорий. Если шариатский вопрос связан с хукмами таклифа, то речь пойдёт об одном из пяти постановлений: фард, мандуб, мубах, макрух, харам. Если же шариатский вопрос связан с хукмами вадъа, то речь уже пойдёт об одном из нижеследующих положений:

сыхха (правильность), бутля́н (недействительность), фаса́д (испорченность),

шарт (условие),

ма́ни (препятствующее определённое описание) и т.д.

Изучая тему махра, становится ясно, что речь идёт о хукмах таклифа. Точнее говоря, речь идёт о ваджибе, возложенном на мужа по отношению к жене. Если махр был обговорён, то даётся обговорённая вещь, если же о нём не возникало и речи, то муж должен будет дать жене махр аль-мисль (махр, который получали подобные ей женщины).

Что касается того, почему махр является ваджибом, то на это указывают хадисы Посланника Аллаха ﷺ. Передаётся от Сахля ибн Саада:

فَقَامَ رَجُلٌ مِن أَصْحَابِهِ فَقَالَ يا رَسُولَ اللَّهِ إِنْ لَمْ يَكُنْ لَكَ بِهَا حَاجَةٌ فَزَوِّجْنِيهَا فَقَالَ هَلْ عِنْدَكَ مِنْ شَيْءٍ فَقَالَ لَا وَاللَّهِ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ اذْهَبْ إِلَى أَهْلِكَ فَانْظُرْ هَلْ تَجِدُ شيئًا فَذَهَبَ ثُمَّ رَجَعَ فَقَالَ لَا وَاللَّهِ يَا رَسُولَ اللَّهِ مَا وَجَدْتُ شَيْئًا قَالَ انْظُرْ وَلَوْ خَاتَمًا مِنْ حَدِيدٍ فَذَهَبَ ثُمَّ رَجَعَ فَقَالَ لَا وَاللَّهِ يَا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا خَاتَمًا مِنْ حَدِيدٍ وَلَكِنْ هَذَا إِزَارِي ء قَالَ سَهْلٌ: مَا لَهُ رِدَاءٌ ء فَلَهَا نِصْفُهُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا تَصْنَعُ بِإزَارِكَ إِنْ لَبِسْتَهُ لَمْ يَكُنْ عَلَيْهَا مِنْهُ شَيْءٌ وَإِنْ لَبِسَتْهُ لَمْ يَكُنْ عَلَيْكَ شَيْءٌ فَجَلَسَ الرَّجُلُ حَتَّى طَالَ مَجْلِسُهُ ثُمَّ قَامَ فَرَآهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُوَلِّيًا فَأَمَرَ بِهِ فَدُعِيَ فَلَمَّا جَاءَ قَالَ مَاذَا مَعَكَ مِنَ الْقُرْآنِ قَالَ مَعِي سُورَةُ كَذَا وسُورَةُ كَذَا وسُورَةُ كَذَا ء عَدَّهَا ء قَالَ أتَقْرَؤُهُنَّ عَنْ ظَهْرِ قَلْبِكَ قَالَ نَعَمْ قَالَ اذْهَبْ فَقَدْ مَلَّكْتُكَهَا بِمَا مَعَكَ مِنَ الْقُرْآنِ

«… Один из сподвижников поднялся и сказал: «О Посланник Аллаха, если ты в ней не нуждаешься, выдай её за меня». Посланник Аллаха ﷺ спросил: «А есть ли у тебя что-нибудь?». На что он сказал: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, у меня нет ничего». Тогда он ﷺ велел ему следующее: «Ступай к своей семье и постарайся найти что-нибудь». Сподвижник ушёл, а потом вернулся и сказал: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не нашёл ничего». На что он ﷺ сказал: «Поищи хотя бы железное кольцо!». Сподвижник удалился, затем вернулся и сказал: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не нашёл даже железного кольца. Однако у меня есть только этот изар (одежда, прикрывающая нижнюю часть тела)». Тут Сахль добавил: «У него не было даже накидки», — а затем продолжил: «Тогда Посланник Аллаха сказал ему: «А что ей делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, ничего не останется ей, а если его будет носить она, ничего не достанется тебе!». После сказанного сподвижник сел. Просидев довольно долгое время, сподвижник поднялся и стал удаляться. Увидев его, Посланник Аллаха ﷺ приказал позвать его назад. Его позвали. Когда сподвижник подошёл к Посланнику ﷺ, тот спросил его: «Что ты знаешь из Корана?». Он ответил: «Такую и такую суру» (и перечислил их). Тогда Посланник ﷺ сказал: «Ты читаешь их наизусть?», — на что он сказал: «Да!». Далее Посланник ﷺ сказал следующее: «Иди, мы выдаём её замуж за тебя за то, что ты знаешь из Корана» (Бухари).

В версии ан-Насаи говорится:

وَلَكِنْ هَذَا إِزَارِي قَالَ سَهْلٌ مَا لَهُ رِدَاءٌ فَلَهَا نِصْفُهُ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَا تَصْنَعُ بِإِزَارِكَ إِنْ لَبِسْتَهُ لَمْ يَكُنْ عَلَيْهَا مِنْهُ شَيْءٌ وَإِنْ لَبِسَتْهُ لَمْ يَكُنْ عَلَيْكَ مِنْهُ شَيْءٌ

«… Однако вот мой изар, и пусть половина его будет для неё (в качестве махра)». Сахль добавил: «И не было у него даже накидки», — а затем продолжил: «Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Что она будет делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, ничего не останется ей, а если его будет носить она, ничего не достанется тебе!» …».

Мы видим, как Посланник Аллаха ﷺ потребовал от желающего жениться предоставить махр, даже если им будет железное кольцо. Когда же мужчина не смог найти что-нибудь в качестве махра, он предложил поделить свой изар на две части и отдать одну часть в качестве махра. Но изар, поделённый на две части, не смог бы покрыть аурат мужа и жены. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ приказал мужчине научить женщину той части Корана, которую он знал наизусть. Таким образом, награда от обучения Корана должна была выступить в качестве махра.

Все эти категоричные къарины (посылы) указывают на то, что давать махр является ваджибом.

Что касается махра аль-мисль, который нужно выплатить жене, если махр не был оговорён, то об этом говорится в хадисе у ат-Тирмизи:

أَنَّهُ سُئِلَ عَنْ رَجُلٍ تَزَوَّجَ امْرَأَةً وَلَمْ يَفْرِضْ لَهَا صَدَاقًا وَلَمْ يَدْخُلْ بِهَا حَتَّى مَاتَ فَقَالَ ابْنُ مَسْعُودٍ لَهَا مِثْلُ صَدَاقِ نِسَائِهَا لَا وَكْسَ وَلَا شَطَطَ وَعَلَيْهَا الْعِدَّةُ وَلَهَا الْمِيرَاثُ فَقَامَ مَعْقِلُ بْنُ سِنَانٍ الْأَشْجَعِيُّ فَقَالَ قَضَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي بِرْوَعَ بِنْتِ وَاشِقٍ امْرَأَةٍ مِنَّا مِثْلَ الَّذِي قَضَيْتَ فَفَرِحَ بِهَا ابْنُ مَسْعُودٍ

«Передаётся от Ибн Масуда, что однажды его спросили о человеке, который женился на женщине, не определив для неё махр, но, не успев уединиться с ней для близости, умер. На что Ибн Масуд сказал: «Её правом является махр, аналогичный махру таких же женщин, как она, исключая недооценку и переоценку. Она должна выждать идду (срок времени, который женщина выжидает по случаю смерти мужа), и у неё есть право на наследство». После сказанного Ибн Масудом поднялся Макиль ибн Сина́н аль-Ашджаи́ и сказал: «Посланник Аллаха ﷺ рассудил касательно одной нашей женщины — Бирвы, дочери Вашика — так же, как и рассудил ты». И это вызвало радость у Ибн Масуда» (ат-Тирмизи сказал, что это хасан сахих хадис).

Похожий хадис приводится также у Абу Дауда.

Таким образом, мы видим, что Посланник Аллаха ﷺ в отношении женщины, которая вышла замуж без оговорённого махра, постановил, что её махром будет махр аль-мисль, т.е. аналогичный махр, который получали женщины, подобные ей.

Опираясь на вышесказанное, нужно понять, что махр не является условием ни для заключения брака, ни для его правильности. Махр — это отдельная вещь, и он является ваджибом, т.е. его нужно выплачивать женщинам. Неуплата махра является грехом. Именно поэтому в случае неуплаты махра мужем Исламское Государство силой изымет махр и передаст его жене. Ведь махр — это одно из прав женщин, которое возложено на мужчин. В случае затягивания выплаты махра с целью стеснить жизнь жены или покуситься на её право (имея возможность) муж будет подвергнут таазиру (наказанию, исходящему от халифа или судьи).

Подводя итоги:

Махр не является условием, но является ваджибом по отношению к жене. Махр относится к хукмам таклифа, а не к хукмам вадъа.


8 Джумада аль-уля 1431 г.х.
22.04.2010 г.

Главное меню