Вопрос: В одной из публикаций Хизб ут-Тахрир упоминается, что политическая борьба относится к услюбам (способам), но не к тарикату (методу).
Если дело обстоит таким образом, то означает ли это, что этап взаимодействия (ат-тафауль) с обществом относится к тарикату, а то, что происходит во время этого этапа из идейной и политической деятельности, относится к услюбам? При этом известно, что имеются аяты, в которых явно прослеживается политическая и идейная борьба с главами курайшитов.
Ответ:
Да, этап взаимодействия относится к тарикату!
Следует отметить, что политическая и идейная деятельность так же относятся к тарикату, ведь этого требует этап взаимодействия. Более того, если отсутствует политическая и идейная деятельность, то это уже не этап взаимодействия с обществом.
Что касается политической и идейной борьбы, то они представляют собой открытое противостояние в политической и идеологической плоскостях. Данное противостояние, или, другими словами, вызов, и есть услюб, поэтому где-то они обязательны, а где-то нет.
Чтобы стало более понятно, например, раздача листовок может проходить таким способом (услюб), когда выражена борьба, для чего подобная акция происходила открытым образом, бросая вызов правящему режиму. Но также возможно распространять брошюры обычным образом.
Политическая и идейная борьба несут в себе открытый вызов с соответствующими последствиями этого вызова, но при этом они остаются услюбом.
Что же касается аятов Корана, где прослеживается политическая и идейная борьба, то количество этих случаев ограничено. В тот период было противостояние с главами неверия, ведь они были воплощением зла, а не просто неверными. Причина этого заключается в том, что они усердно вели борьбу с Исламом, несмотря на явные доказательства в пользу последнего. В аятах упоминается об их сильном и горячем противостоянии с ними. Если Вы посчитаете, сколько было упомянуто в Коране таких противостояний, то обнаружите, что их количество ограничено, хотя неверных в то время было очень много.
Что касается самого Посланника Аллаха ﷺ, то он использовал разные по силе услюбы против неверных. Например, когда к нему ﷺ пришёл Утба ибн Рабиа (один из глав курайшитов), то Посланник ﷺ разъяснил ему Ислам на основе убедительных доводов и зрелой мудрости, прибегнув к спокойному, но эффективному услюбу. В результате Утба вернулся к курайшитам с другим лицом, о чём упомянули сами курайшиты. Более того, он стал восхвалять слова Посланника ﷺ.
В то же время ещё один из глав курайшитов принёс с собой кости, стёртые в пыль, и, показав их Посланнику ﷺ, надменно сказал: «Разве сможет твой Господь оживить их?». На это он ﷺ ответил:
نَعَمْ وَيَبْعَثُهُ حَيًّا
«Да, Он оживит их», —
а затем добавил:
وَيُدْخِلُكَ جَهَنَّمَ
«А тебя введёт в Ад».
Как видно, Посланник Аллаха ﷺ не просто ответил на вопрос, но и добавил суровый комментарий.
Таким образом, услюбы могут отличаться по своей силе, всё зависит от оппонента.
Для большей ясности прочитайте следующий аят:
اذْهَبْ أَنتَ وَأَخُوكَ بِآيَاتِي وَلَا تَنِيَا فِي ذِكْرِي ٤٢ ٱذۡهَبَآ إِلَىٰ فِرۡعَوۡنَ إِنَّهُۥ طَغَىٰ ٤٣ فَقُولَا لَهُۥ قَوۡلٗا لَّيِّنٗا لَّعَلَّهُۥ يَتَذَكَّرُ أَوۡ يَخۡشَىٰ
«Ступайте же вместе с твоим братом с Моими знамениями и не уставайте поминать Меня. Ступайте к Фараону вдвоём, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (20:42).
Здесь видно, что в аяте речь идёт о мягком, спокойном и идейном прении.
А затем прочитайте другой аят, где Муса после мягких прений, приведённых знамений и доказательств Фараону, видя, как он продолжает вести себя высокомерно и надменно, уже сурово обратился к нему, назвав его погибшим и проклятым:
وَلَقَدۡ ءَاتَيۡنَا مُوسَىٰ تِسۡعَ ءَايَٰتِۢ بَيِّنَٰتٖۖ فَاسْأَلْ بَنِيٓ إِسۡرَٰٓءِيلَ إِذۡ جَآءَهُمۡ فَقَالَ لَهُۥ فِرۡعَوۡنُ إِنِّي لَأَظُنُّكَ يَٰمُوسَىٰ مَسۡحُورٗا ١٠١ قَالَ لَقَدۡ عَلِمۡتَ مَآ أَنزَلَ هَٰٓؤُلَآءِ إِلَّا رَبُّ ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ بَصَآئِرَ وَإِنِّي لَأَظُنُّكَ يَٰفِرۡعَوۡنُ مَثۡبُورٗا
«Мы даровали Мусе девять ясных знамений. Спроси сынов Исраила (Израиля) о том, как Муса пришёл к ним, и Фараон сказал ему: «О Муса! Воистину, я полагаю, что ты околдован». Муса сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель» (17:101).
Как мы видим, мягкие прения были в начале диалога, приводились знамения и категоричные доказательства, но после того, как Фараон продолжил вести себя надменно и творить беззаконие, прения стали уже жёстче.
Надеюсь, я смог внести для Вас ясность в этом вопросе.
Именно поэтому в наших книгах Вы найдёте тексты, посвящённые политической деятельности на этапе взаимодействия: «… в этой политической деятельности, прослеживается политическая и идейная борьба …».
Политическая и идейная борьба, возникающие на этапе взаимодействия, происходят из-за конфронтации с главами неверия. Поэтому такой услюб (политическая и идейная борьба) будет уместно применить к ним. Но с другими неверными, или в другое время, быть может потребуется ведение идейной и политической деятельности с использованием других услюбов.
Повторюсь ещё раз, политическая и идейная деятельность относятся к тарикату, т.к. этап взаимодействия требует этого. Теперь, чтобы усилить политическую и идейную деятельность, применяются политическая и идейная борьба, что, в свою очередь, является услюбами. А услюбы применяются тогда, когда это уместно и необходимо.
14 Сафара 1429 г.х.
20.02.2008 г.