Вопрос: Известно, что чудом называется необычное, сверхъестественное явление, которое бывает только у пророков и посланников. Но наряду с этим учёные часто употребляют слово «карамат».
Это слово разъясняют различными способами, приводят в качестве доказательства аяты Корана и хадисы. Отсюда возникает вопрос: существует ли такая вещь, как карамат? Если ответ будет положительным, то хотелось бы услышать более подробное разъяснение. Если же ответ будет отрицательным, то как тогда объяснить историю Асхаб аль-Кахф (обитателей пещеры), Асхаб аль-Ухдуд (людей рва), слова Умара ибн аль-Хаттаба: «О Сария, держись горы!», — историю Саада ибн Абу Ваккаса на реке Тигр и множество других событий?
Ответ:
1) Аллах создал человека, жизнь, Вселенную, подчинив их установленным законам естества, каждое из творений наделив своими особенностями. Человеку не под силу изменить что-либо или преодолеть эту грань. Аллах сказал:
لَا ٱلشَّمۡسُ يَنۢبَغِي لَهَآ أَن تُدۡرِكَ ٱلۡقَمَرَ وَلَا ٱلَّيۡلُ سَابِقُ ٱلنَّهَارِۚ وَكُلّٞ فِي فَلَكٖ يَسۡبَحُونَ
«Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывёт по орбите» (36:40),
وَفِي ٱلۡأَرۡضِ ءَايَٰتٞ لِّلۡمُوقِنِينَ ٢٠ وَفِيٓ أَنفُسِكُمۡۚ أَفَلَا تُبۡصِرُونَ
«На земле есть знамения для людей убеждённых, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (51:21),
هُوَ ٱلَّذِي جَعَلَ ٱلشَّمۡسَ ضِيَآءٗ وَٱلۡقَمَرَ نُورٗا وَقَدَّرَهُۥ مَنَازِلَ لِتَعۡلَمُواْ عَدَدَ ٱلسِّنِينَ وَٱلۡحِسَابَۚ مَا خَلَقَ ٱللَّهُ ذَٰلِكَ إِلَّا بِٱلۡحَقِّۚ يُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لِقَوۡمٖ يَعۡلَمُونَ ٥ إِنَّ فِي ٱخۡتِلَٰفِ ٱلَّيۡلِ وَٱلنَّهَارِ وَمَا خَلَقَ ٱللَّهُ فِي ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ لَأٓيَٰتٖ لِّقَوۡمٖ يَتَّقُونَ
«Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет. Он установил для неё фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счёт. Всё это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих. Воистину, в смене ночи и дня, а также в том, что Аллах сотворил на небесах и на земле, заключены знамения для людей богобоязненных» (10:5,6),
إِنَّا زَيَّنَّا ٱلسَّمَآءَ ٱلدُّنۡيَا بِزِينَةٍ ٱلۡكَوَاكِبِ
«Мы украсили ближайшее небо красотой звёзд (или звёздами)» (37:6),
وَلَقَدۡ جَعَلۡنَا فِي ٱلسَّمَآءِ بُرُوجٗا وَزَيَّنَّٰهَا لِلنَّٰظِرِينَ
«Воистину, Мы воздвигли на небе созвездия и украсили его для тех, кто смотрит» (15:16).
И многие другие аяты.
2) Аллах упорядочил жизнь творений в соответствии с их природными возможностями. Поэтому человек не может летать как птица, передвигаться по воде за счёт своего тела, как это делают морские животные. Человек живёт на суше и передвигается по ней на двух ногах. Он не может игнорировать и не считаться с этим законом, он не может ходить по воде на двух ногах или парить над землёй словно птица, в особенностях его организма нет таких возможностей. Всевышний сказал:
وَمَا مِن دَآبَّةٖ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلَا طَٰٓئِرٖ يَطِيرُ بِجَنَاحَيۡهِ إِلَّآ أُمَمٌ أَمۡثَالُكُمۚ مَّا فَرَّطۡنَا فِي ٱلۡكِتَٰبِ مِن شَيۡءٖۚ ثُمَّ إِلَىٰ رَبِّهِمۡ يُحۡشَرُونَ
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу» (6:38),
وَٱللَّهُ خَلَقَ كُلَّ دَآبَّةٖ مِّن مَّآءٖۖ فَمِنۡهُم مَّن يَمۡشِي عَلَىٰ بَطۡنِهِۦ وَمِنۡهُم مَّن يَمۡشِي عَلَىٰ بَطۡنِهِۦ وَمِنۡهُم مَّن يَمۡشِي عَلَىٰ رِجۡلَيۡنِ وَمِنۡهُم مَّن يَمۡشِي عَلَىٰٓ إِنَّ ٱللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيۡءٖ قَدِيرٞ
«Аллах сотворил все живые существа из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырёх. Аллах творит то, что пожелает. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (24:45).
3) Аллах наделил вещи особенностями, через которые невозможно перешагнуть. Например, огонь имеет свойство сжигать, и никто не может его отменить, кроме Самого Аллаха. Ведь в случае с пророком Ибрахимом (а.с.) Аллах Всемогущий лишил огня свойства сжигать и тем самым спас Ибрахима (а.с.):
قُلۡنَا يَٰنَارُ كُونِي بَرۡدٗا وَسَلَٰمًا عَلَىٰٓ إِبۡرَٰهِيمَ
«Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!» (21:69).
Точно так же обстоит дело и со свойствами других вещей.
4) Аллах подчинил Вселенную человеческому роду, чтобы люди жили и населяли этот мир в рамках тех законов, которые установлены в мироздании. И каждое отклонение от этих законов противоречит установленным Аллахом правилам жизни и Божественному принципу: всё подчинено человеку. Единственный, Кто способен отменить установленные законы Вселенной — это Аллах. Поэтому, если Аллах доводит до нас сведения о таком отклонении в законах Вселенной, тогда мы верим в это. Однако если Он не сообщает нам об этом, то всё остаётся в рамках установленных законов Вселенной. Аллах говорит:
وَهُوَ الَّذِي سَخَّرَ الْبَحْرَ لِتَأْكُلُوا مِنْهُ لَحْمًا طَرِيًّا وَتَسْتَخْرِجُوا مِنْهُ حِلْيَةً تَلْبَسُونَهَا وَتَرَى الْفُلْكَ مَوَاخِرَ فِيهِ وَلِتَبْتَغُوا مِن فَضْلِهِ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Он — Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нём украшения, которые вы носите. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, — быть может, вы будете благодарны» (16:14),
أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي الْأَرْضِ وَالْفُلْكَ تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِأَمْرِهِ وَيُمْسِكُ السَّمَاءَ أَن تَقَعَ عَلَى الْأَرْضِ إِلَّا بِإِذْنِهِ ۗ إِنَّ اللَّهَ بِالنَّاسِ لَرَءُوفٌ رَّحِيمٌ
«Разве ты не видишь, что Аллах подчинил вам всё, что на земле, и корабли, которые плывут по морям по Его воле? Он удерживает небо, чтобы оно не упало на землю без Его соизволения. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям» (22:65),
أَلَمْ تَرَوْا أَنَّ اللَّهَ سَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَأَسْبَغَ عَلَيْكُمْ نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَبَاطِنَةً ۗ وَمِنَ النَّاسِ مَن يُجَادِلُ فِي اللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍ وَلَا هُدًى وَلَا كِتَابٍ مُّنِيرٍ
«Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами? Но среди людей находится такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знания, ни верного руководства, ни озаряющего Писания» (31:20),
وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ وَالنُّجُومَ مُسَخَّرَاتٍ بِأَمْرِهِ ۗ أَلَا لَهُ الْخَلْقُ وَالْأَمْرُ ۗ تَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
«Солнце, луна и звёзды — все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54),
وَسَخَّرَ لَكُمُ الْفُلْكَ لِتَجْرِيَ فِي الْبَحْرِ بِأَمْرِهِ ۖ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْأَنْهَارَ ٣٢ وَسَخَّرَ لَكُمُ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ دَائِبَيْنِ ۖ وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ
«… подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день» (14:32,33).
5) Аллах отправлял к людям посланников, подкрепляя их чудесами, которые подтверждали их пророческую миссию и подлинность самого послания. Чудеса являлись необычными явлениями, т.е. тем, что шло вразрез с естественными законами Вселенной. Посредством этого Аллах Всемогущий останавливал действие некоторых законов Вселенной руками посланников. Чудеса давались посланникам, чтобы люди уверовали в то, что человек, руками которого творятся такие необычные вещи, является пророком. Так Аллах Всемогущий превратил посох из сухого дерева в живую змею, и это не было иллюзией, как это обстоит с колдовством.
Именно поэтому когда колдуны увидели воочию, как посох превратился в живую змею, они были первыми, кто уверовал в пророчество Мусы (а.с.). Ведь они осознали, что подобное явление не является чем-то обычным, более того, на это не способен ни один простой человек! Точно такое же необычное явление происходило, когда Муса (а.с.) со своим народом пересекал море. Или же когда Иса (а.с.) оживлял мёртвых. Так же произносимая Посланником Аллаха ﷺ арабская речь (аяты Корана) не была повторена арабами, несмотря на все их попытки. Чудеса пророков и посланников — общеизвестное дело, и их доказательства общеизвестны.
6) Что касается караматов, которые происходят с обычными людьми, то это содействие (ат-тауфик) Аллаха в каком-либо деле в таком виде, что это привлекает внимание остальных людей. Иногда такое содействие может идти вразрез с законами Вселенной, а иногда нет. Только люди зачастую не способны увидеть эту разницу в силу характера самой поддержки.
Если происходит то, что выходит за рамки законов Вселенной, тогда Аллах сообщает нам об этом. Ведь шариатские тексты, повествующие о подчинении Вселенной человеку (т.е. что всё двигается в рамках установленных законов этого мира), пришли в общем значении. Поэтому для того, чтобы говорить об отмене установленных законов Вселенной, т.е. о наличии сверхъестественного явления, требуется отдельный текст.
Если имеется текст, который гласит, что содействие Аллаха Своему рабу выходит за рамки законов Вселенной, то мы верим в него. Если такой текст отсутствует, тогда мы рассматриваем содействие Аллаха в рамках законов Вселенной.
Поэтому мы верим, что удел (ризк) Марьям (а.с.) приходил к ней необычным образом:
كُلَّمَا دَخَلَ عَلَيْهَا زَكَرِيَّا الْمِحْرَابَ وَجَدَ عِندَهَا رِزْقًا ۖ قَالَ يَا مَرْيَمُ أَنَّىٰ لَكِ هَٰذَا ۖ قَالَتْ هُوَ مِنْ عِندِ اللَّهِ ۖ إِنَّ اللَّهَ يَرْزُقُ مَن يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ
«Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил возле неё пропитание. Он сказал: «О Марьям! Откуда у тебя это?». Она ответила: «Это — от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание без счёта кому пожелает» (3:37).
То же самое применяется ко всем текстам Корана и Сунны, в которых упоминается о сверхъестественных явлениях в жизни обычных людей. Мы верим в них, не выходя за рамки сказанного. Но стоит оговориться, что если шариатские тексты будут категоричны по своему происхождению и указанию (катъыят ус-субут и катъыят уд-диляля), то наше подтверждение будет решительным, категоричным (тасдык джазим). Если же шариатские тексты будут некатегоричны по своему происхождению и указанию (занният ус-субут и занният уд-диляля), то наше подтверждение, соответственно, не будет решительным и категоричным (тасдик гайру джазим).
Это было ответом на то, что Вы говорили выше про необыкновенные явления, упомянутые в шариатских тестах: Асхаб аль-Кахф (обитатели пещеры), Асхаб аль-Ухдуд (люди рва), Марьям (а.с.) и т.д. Всё это упомянуто в Коране, поэтому мы убеждены в правдивости всего этого.
Однако после смерти Посланника Аллаха ﷺ тексты, которые могли бы передать о таких явлениях, перестали ниспосылаться. Осталось лишь два пути, повествующих о подобных текстах:
1) Иджма сахабов. Суть в том, что сподвижники могли слышать от Посланника ﷺ некоторые тексты, но сами тексты до нас не дошли, а дошли до нас или передались сподвижниками лишь содержащиеся в текстах постановления (хукмы).
2) Ряд хадисов Посланника ﷺ, в которых повествуется о восхвалении поимённо тех или иных сподвижников. В них упоминаются слова или действия сподвижников, которые они совершали при содействии (тауфике) Аллаха, что выходило за рамки законов Вселенной.
Поэтому, если имеются тексты, где описываются некоторые люди, совершающие определённые действия или произносящие определённые слова в определённых ситуациях, то мы подтверждаем их либо решительно (тасдик джазим), либо нет (тасдик гайру джазим). Ведь всё зависит от категоричности или некатегоричности переданного сообщения, самого текста.
Что касается дел и слов остальных мусульман, о которых не упоминается в Коране и Сунне, то они не выходят за рамки законов Вселенной, а продолжают сохранять установленный порядок естества. Они оцениваются как содействие Аллаха Своим благочестивым рабам, дабы те преуспели в своих делах или смогли избавиться от зла своих врагов.
7) Что касается случая с Умаром ибн аль-Хаттабом, когда он произнёс: «О Сария, держись горы!», — то здесь речь идёт о том, что Аллах посодействовал Умару в том, чтобы его слова услышали сражающиеся воины, дабы они одержали победу. Ведь Посланник Аллаха ﷺ говорил в отношении Умара следующее:
إِنَّ اللَّهَ وَضَعَ الْحَقَّ عَلَى لِسَانِ عُمَرَ يَقُولُ بِهِ
«Аллах вложил в уста Умара истину, которую он доносит» (приводит Абу Дауд от Абу Зарра),
إِنَّ اللَّهَ جَعَلَ الْحَقَّ عَلَى لِسَانِ عُمَرَ وَقَلْبِه
«Аллах разместил истину на языке Умара и в его сердце» (приводит ат-Тирмизи от Абдуллаха ибн Умара),
إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى جَعَلَ الْحَقَّ عَلَى لِسَانِ عُمَرَ وَقَلْبِهِ
«Всевышний Аллах поместил истину в устах и сердце Умара» (приводит Ахмад от Абдуллаха ибн Умара).
Именно поэтому мы принимаем эти хадисы и подтверждаем слова Умара «О Сария, держись горы!», однако это происходит либо решительным образом (тасдиком джазимом), либо нерешительным (тасдиком гайру джазимом). Здесь всё зависит от категоричности упомянутых хадисов.
8) Что касается истории Саада ибн Абу Ваккаса на реке Тигр, случая, когда он переправился через неё, то мы подтверждаем это согласно принятому положению. Другими словами, если версии об этом событии являются категоричными, то и наше подтверждение будет решительным (тасдиком джазимом), если же версии будут некатегоричными, то и наше подтверждение не будет решительным (тасдик гайру джазим). Посланник Аллаха ﷺ восхвалял Саада ибн Абу Ваккаса. Приводится у Ахмада ибн Ханбаля в его «Муснаде» со слов Абдуллаха ибн Амра: «Пророк ﷺ сказал:
أَوَّلُ مَنْ يَدْخُلُ مِنْ هَذَا الْبَابِ رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَدَخَلَ سَعْدُ بْنُ أَبِي وَقَّاصٍ
«Первым, кто войдёт через эту дверь, будет человек из обитателей Рая».
Приводится у Ибн Хиббана от Абдуллаха ибн Умара: «Однажды, когда мы сидели возле Пророка Аллаха ﷺ, он сказал следующее:
يَدْخُلُ عَلَيْكُمْ مِنْ ذَا الْبَابِ رَجُلٌ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ
«Через ту дверь, к вам войдёт человек из обитателей Рая».
Ибн Умар продолжил: «И через дверь вошёл Саад ибн Абу Ваккас».
Также приводится, что Посланник Аллаха ﷺ попросил у Аллаха, чтобы дуа Саада ибн Абу Ваккаса не оставалось без ответа. Об этом сообщается в «Мустадраке» аль-Хакима, «Даляиль ан-нубувва» аль-Байхакый, и у Ибн Хиббана от Кайса ибн Абу Хазима: «Я слышал, как Саад говорил: «Посланник Аллаха ﷺ просил за меня следующее:
اَللَّهُمَّ اسْتَجِبْ لَهُ إِذَا دَعَاكَ
«О Аллах, ответь ему, когда он будет взывать к Тебе».
Аль-Хаким сказал, что этот хадис — с достоверным иснадом (цепочкой передатчиков).
В некоторых версиях, где упоминается о переправе мусульман через реку при завоевании Ктесифона, говорится, что Саад, собрав воинов, обратился к ним со следующими словами: «Я решил сразиться с врагом прежде, чем этот мир пожнёт вас как урожай. Я решил пересечь эту воду и добраться до врага». Затем он обратился к Аллаху с дуа, при этом сказав воинам: «Говорите: «Мы просим помощи у Аллаха, мы уповаем на Него, нам достаточно Аллаха, о как прекрасен этот Попечитель. Клянусь Аллахом, Он непременно дарует победу Своим праведным рабам, превознесёт Свою религию над другими религиями, уничтожит Своих врагов. Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха — Возвышенного, Великого». Затем он и другие, один за другим, вместе с лошадьми пошли по воде.
В некоторых версиях упоминается, что у реки были броды, глубина которых во время отлива достигала лишь спины лошадей. Возможно, Саад пересёк реку по одному из таких бродов во время отлива, но версия о завоевании Ктесифона гласит, что Саад и войско переходили реку, когда воды было много.
В некоторых версиях упоминается, что во время переправы один из воинов утонул. Так Хишам ибн аль-Калби упоминает, что Салиль ибн Зайд принимал участие в завоевании Ирака, и именно он утонул в тот день, когда мусульмане переправлялись через Тигр при завоевании Ктесифона. Других утонувших не было. Ат-Табари приводит в своей книге, известной под названием «Тарих ат-Табари», что когда мусульмане переплавлялись через Тигр, только один человек из Барика чуть не утонул, его звали Гаркада. Причина в том, что он соскользнул со спины лошади, но аль-Каака ибн Амр ат-Тамими успел кинуть ему узду своей лошади, ухватившись за которую Гаркада смог пересечь реку.
Другими словами, имеются сообщения о том, что один человек утонул, и о том, что кто-то соскользнул с лошади, но успел ухватиться за узду, брошенную аль-Каака.
Но как бы там ни было, была ли переправа через Тигр необыкновенным явлением, или это происходило обычным образом, всё же, в отношении Саада мы будет говорить о том, что его дуа о помощи и разгроме врага был принят. Ведь Посланник Аллаха ﷺ говорил о Сааде как об обитателе Рая и просил у Аллаха принимать его дуа. Все эти хадисы мы подтверждаем, но решительность или нерешительность нашего подтверждения зависит от категоричности или некатегоричности текстов.
Подводя итоги:
Вселенная подчинена человеку согласно своим законам и особенностям.
Любое отклонение от этих законов и особенностей нуждается в отдельных доказательствах, которые исключат их из общего положения вещей. Ведь в основе всё подчиняется законам Вселенной — так гласят общие шариатские доказательства.
Следовательно, для подтверждения сверхъестественного явления необходимо наличие отдельного шариатского доказательства.
Если такие тексты отсутствуют, то всё происходящее необходимо рассматривать в рамках их естества (фитры), которым Аллах наделил всех изначально в этой Вселенной.
Если же таковые тексты имеют место, как тексты о чудесах пророков, о караматах людей, то мы подтверждаем их либо решительным образом, либо нет.
Остальные слова или действия, которые не имеют подтверждения шариатскими текстами (даже если они привлекают внимание), необходимо рассматривать в рамках обыденности, т.е. в рамках законов Вселенной. И здесь богобоязненность человека не имеет значения. Нужно оценивать их как содействие Аллаха в том, чтобы Его праведные рабы преуспели в своих делах или же смогли избавиться от зла своих врагов.
20 Джумада аль-ахира 1430 г.х.
13.06.2009 г.