01
Вт, дек

Выбор менее приоритетного

Ответы на вопросы
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

от Numan Abo Ali

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Называется ли действие Посланника Аллаха (с.а.с.) иджтихадом, когда он выбирает более приоритетное решение над менее таковым?

Прошу Вас внести ясность в данный аспект. Пусть Аллах благословит Вас, направит Вас и дарует Вашими руками победу!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Возможно, в своём вопросе Вы имели в виду то, что упоминается в книге «Исламская личность», 1 том: «Посланник Аллаха (с.а.с.) — не муджтахид, он (с.а.с.) мог сделать выбор в пользу менее приоритетного мнения». Поэтому, скорее всего, Вы спросили о разнице между иджтихадом и выбором менее приоритетного решения.

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, необходимо внести ясность касательно иджтихада и выбора менее приоритетного решения.

1) Лексическое значение слова «иджтихад» — исчерпывание всех сил для осуществления какого-либо дела, требующего усилия и напряжения. В терминологии учёных науки усуль-фикх иджтихад означает исчерпывание всех сил в поиске вероятной правоты о каком-либо шариатском законе таким образом, что человек ощущает в себе бессилие сделать сверх этого.

Имеется в виду, что шариатский хукм в том или ином вопросе не всегда известен муджтахиду, поэтому он вынужден совершить иджтихад, чтобы познать данный хукм Шариата. Для начала он прилагает все усилия по изучению реальности возникшего вопроса, затем приступает к поиску шариатских доказательств, связанных с этим вопросом. Только после этого муджтахид посвящает себя изучению найденных доказательств и прилагает все усилия по выведению того мнения, которое на его взгляд является шариатским хукмом по данному вопросу.

Иджтихад в подобном значении никак не может быть применён к Посланнику (с.а.с.), поскольку аяты ясно указывают на то, что всё исходящее от Посланника (с.а.с.) является Откровением, а не иджтихадом:

قُلْ إِنَّمَا أُنْذِرُكُمْ بِالْوَحْيِ

«Скажи: «Я предостерегаю вас посредством Откровения» (21:45),

إِنَّمَآ أَتَّبِعُ مَا يُوحَىٰٓ إِلَيَّ مِن رَّبِّي

«Я только следую за тем, что ниспосылается в Откровении мне от моего Господа» (7:203),

وَمَا يَنطِقُ عَنِ ٱ لۡهَوَىٰٓ إِنۡ هُوَ إِلَّا وَحۡيٞ يُوحَىٰ

«И говорит он не по пристрастию. Это — только Откровение, которое ниспосылается» (53:3,4).

Также необходимо принять во внимание тот факт, что муджтахид подвержен ошибкам, поэтому, если он вынесет правильное решение, то ему — две награды, а если ошибётся, то одна. В хадисе Посланника (с.а.с.) говорится:

إِذَا حَكَمَ الْحَاكِمُ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ وَإِذَا حَكَمَ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ

«Если хаким (правитель, судья, учёный) вынес решение на основе иджтихада, и оно оказалось правильным, то за это он получит двойную награду. Если он вынес решение на основе иджтихада, и оно оказалось ошибочным, то за это он получит одну награду» (Бухари, Муслим).

Посланник (с.а.с.) защищён от ошибок в религии, следовательно, абсолютно недопустимо говорить, что он (с.а.с.) является муджтахидом, т.е. тем, кто совершает иджтихад.

Причина этого заключается в том, что хукм, вынесенный на основе иджтихада, может быть ошибочным, а может быть правильным, в то время как все хукмы, пришедшие к нам от Посланника (с.а.с.) через его слова, поступки, молчаливое одобрение, являются Божественным Откровением.

Более того, Посланник (с.а.с.) во многих случаях ждал Откровения, чтобы донести до людей хукмы Аллаха. Поэтому, если бы ему (с.а.с.) было дозволено совершать иджтихад, то он (с.а.с.) не откладывал бы вынесение хукмов, а совершал бы иджтихад на месте. Но всем известно, что Посланник (с.а.с.) отсрочивал вынесение хукма, пока к нему (с.а.с.) не приходило Откровение. Подобное говорит лишь об одном: Посланнику (с.а.с.) было запрещено совершать иджтихад.

Таким образом, всё, что пришло от Посланника (с.а.с.), считается Откровением, но не его иджтихадом!

2) Что касается выбора менее приоритетного решения, то смысл этого заключается в том, что Шариат определил те или иные дела мубахом или мандубом. В этих делах некоторые действия обладают приоритетом над другими.

Например, человеку жить как в городах, так и в деревнях является мубахом, однако проживание в городе — более приоритетное действие, чем проживание в деревне, для того, кто занят делами правления и контроля за делами правителя. Если этот человек поселился в деревне, то он поступил менее приоритетно.

Другой пример: давать садака, открыто или скрытно, является мандубом, однако давать садака скрытно — приоритетнее. Если человек дал милостыню открыто, то он поступил менее приоритетно.

Что касается Посланника (с.а.с.), то ему позволяется совершать то, что менее приоритетно. Однако были случаи, когда Аллах упрекал его (с.а.с.) за такой выбор:

عَفَا ٱ للَّهُ عَنكَ لِمَ أَذِنتَ لَهُمۡ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكَ ٱ لَّذِينَ صَدَقُواْ وَتَعۡلَمَ ٱ لۡكَٰذِبِينَ

«Аллах простил тебя! Почему ты разрешил им (не выходить на войну) прежде, чем открылись тебе говорящие истину, и прежде, чем узнал ты лжецов» (9:43).

Стоит отметить, что данный аят не указывает на иджтихад, поскольку хукм о том, что Посланнику (с.а.с.) дозволено давать разрешение на неучастие в джихаде кому пожелает, был ниспослан ещё до ниспослания данного аята. Ведь в 24 суре Всевышний Аллах сказал:

فَإِذَا اسْتَأْذَنُوكَ لِبَعْضِ شَأْنِهِمْ فَأْذَنْ لِمَنْ شِئْتَ مِنْهُمْ

«И когда они попросят у тебя позволения для какого-нибудь их дела, то давай разрешение кому хочешь из них» (24:62).

Более того, 24 сура была ниспослана после 59 суры в битве Хандак.

Что касается аята «Аллах простил тебя …», то он приводится в 9 суре и был ниспослан по поводу похода на Табук в девятом году по хиджре. Следовательно, хукм (Посланнику (с.а.с.) дозволено давать разрешение на неучастие в джихаде кому пожелает) был известен ранее, да и 62 аят 24 суры ясно указывает на дозволенность этого.

Однако в том событии, относительно которого и был ниспослан 43 аят 9 суры, т.е. относительно похода на Табук, когда шла мобилизация войска, было приоритетнее для Посланника (с.а.с.) не давать лицемерам разрешения на неучастие в походе. Но Посланник (с.а.с.) выбрал менее приоритетное решение, вследствие чего Аллах упрекнул его за это. Поэтому 43 аят 9 суры не является исправлением иджтихада и не является изданием нового хукма, который противоречит хукмам, выведенным на основе иджтихада Посланника (с.а.с.). Это всего лишь упрёк за оставление того, что было приоритетнее.

3) Таким образом, становится очевидным, что со стороны Посланника (с.а.с.) не было иджтихада, но имело место сообщение о Божественном Откровении. Само Откровение от Аллаха было либо по форме и содержанию, чем является Коран, либо только по содержанию, переданное Посланником (с.а.с.) словами, действиями или одобрительным молчанием. Именно поэтому Откровение, переданное словами, действиями и одобрительным молчанием Посланника (с.а.с.), называется «Сунной».

Подводя итог: учитывая всё вышесказанное, становится очевидной разница между иджтихадом и выбором менее приоритетного решения. В случае с Посланником (с.а.с.) иджтихад с его стороны недопустим, поскольку он защищён от ошибок. Что касается принятия менее приоритетного, нежели иного решения, то это не ошибка, а выбор.

 

26 Зуль-хиджа 1436 г.х.
10.10.2015 г.