Когда некоторые видят в демократии путь к спасению, другие из числа мыслителей Запада говорят о её провале и о том, как она привела к «потребительской культуре», повлёкшей за собой страдания для всего человечества.
На этой неделе комментарии Государственного секретаря США Рекса Тиллерсона раскрыли, что даже «великая» держава (Америка) подверглась таким же манипуляциям (имеются в виду выборы президента), которым подверглись простые американцы. Причина тому — создание искусственных желаний у людей.
Потребительская культура несёт в себе социальный уровень, ценности и деятельность, связанные с потреблением товаров и услуг. Писатель, кандидат Нобелевской премии Брайант МакГилл заявил: «В потребительской жизни мы стали одноразовыми отходами после потребления, которые выбрасывают куда подальше». Манипуляция с учётом потребительского подхода ко всему на протяжении десятка лет привела к постепенному распространению депрессий среди населения. Это соответствует мнению Джона У. Шумакера, написавшего об этом в 10 книгах, где он упоминает: «Потребительская жизнь вращается вокруг неимоверно завышенных материальных желаний, которые по своей сущности низки и искусственны. Они не несут в себе какой-либо смысл, они несут за собой только раздражение, беспокойство и негодование. Поэтому в своей жизни человек начинает находить всё мрачным и чёрно-белым».
Подобное положение вещей не является чем-то неожиданным, ведь люди отличаются друг от друга своими врождёнными качествами. Однако культура потребления фокусирует производство и творчество в руках крупных компаний, следовательно, большинство людей превращается в пассивных потребителей, где доминируют фаст-фуд и газированные напитки. Теперь электронная коммуникация в интернет-пространстве участвует в формировании мнения в наших мозгах, в результате чего мы стали не думать о своём положении, ведь за нас уже подумали. Человек сейчас поглощён вопросом потребления настолько, что не находит время для самого себя и для других, что стало технологической катастрофой.
В 1927 банкир Уолл-стрит Пол Мазур, работающий в «Lehman Brothers», выступая в Гарвардском университете, сказал следующее: «Мы должны перенести Америку из культуры нужд в культуру желаний. Необходимо подготовить чувства людей так, чтобы они постоянно хотели чего-то нового. При этом нужно это сделать таким образом, чтобы, когда ещё не закончилось потребление старого, они уже хотели чего-то нового. Нам необходимо сформировать у людей новый формат оценки вещей таким образом, чтобы желания подавляли их нужды».
У Пола Мазура был очень влиятельный бизнес-партнёр по имени Эдвард Бернейс (чьим дядей был Зигмунд Фрейд), он был мастером в социальной манипуляции. Это помогло ему устроиться на работу в американскую компанию «British American Tobacco». Его задача заключалась в том, чтобы убедить женщин начать курить, хотя это шло вразрез с устоями того времени. В 1929 г. он организовал шествие в поддержку курения женщин в общественных местах, ведь табачный дым соответствовал моде и символу «пламени свободы». Он дал прочувствовать женщинам, что курение — это признак стремления к освобождению. Даже зелёный цвет был преподнесён им как символ шествия, что он является модным для женщин. Причина этого заключалась в том, что сигареты компанией «British American Tobacco» выпускались в упаковках зелёного цвета. Таким образом он добился невиданного успеха: женщины стали курить публично, что принесло огромные доходы «British American Tobacco».
Манипуляция не ограничивается только прибылью. Эдвард Бернейс пишет:
«Манипуляция сознанием и разумом людей по отношению к устоям и взглядам общества является важным фактором в демократическом обществе. Те, кто используют этот инструмент, создаёт невидимое правительство, т.е. реальную власть в стране. Ведь мы — простые граждане, наш разум подвержен стереотипам, наши взгляды формируют люди, о которых мы никогда не слышали. И так происходит почти в каждом пазле нашей повседневной жизни. Над нами доминируют несколько человек, в руках которых — ниточки общественного сознания».
Сегодня, когда за поисковыми системами и электронной коммуникацией следуют наши идеи и поведение, это открывает новые возможности тем, кто желает контролировать общественное сознание. Даже избранные правители боятся потерять контроль над внешними факторами, влияющими на сознание людей. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил: «Россия вмешалась в американские выборы; причина этого — в том, что Америка сделала недостаточно, дабы помешать ей». Говоря по-простому, он признал, что на выборы повлияло манипулирование общественным сознанием, которое формируется за пределами государства.
Некоторые мыслители на Западе хотят перемен. Эрих Фромм сказал: «Мы не можем слепить из людей проницательных индивидов, чтобы они соответствовали этому обществу. Поэтому мы нуждаемся в обществе, которое будет соответствовать нуждам людей». Джон У. Шумакер сказал: «Все признаки указывают на то, что наша устаревшая система, которую некоторые называют «бедственный капитализм», будет главенствовать, пока глобальная катастрофа не установит новые культурные тенденции».
Новые культурные тенденции — перед тобой, мир нуждается в них. Так неси их всему миру! Сказал Аллах:
لَمۡ يَكُنِ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنۡ أَهۡلِ ٱلۡكِتَٰبِ وَٱلۡمُشۡرِكِينَ مُنفَكِّينَ حَتَّىٰ تَأۡتِيَهُمُ ٱلۡبَيِّنَةُ ١ رَسُولٞ مِّنَ ٱللَّهِ يَتۡلُواْ صُحُفٗا مُّطَهَّرَةٗ ٢ فِيهَا كُتُبٞ قَيِّمَةٞ
«Неверующие из людей Писания и многобожников не расстались с неверием, пока к ним не явилось ясное знамение — Посланник от Аллаха, который читает очищенные свитки. В них содержатся правдивые Писания» (98:1–3).
Газета «Ар-Рая»
Абдуллах Робин
12 Джумада аль-ахира 1439 г.х.
28.02.2018 г.