Президент США Дональд Трамп распорядился приостановить оказание американской внешней помощи, за исключением той, которая предназначена для еврейского образования и Египта. Этот шаг был подтверждён меморандумом Государственного департамента США. Данный подход отражает более глубокую стратегию, в рамках которой помощь используется как инструмент контроля, а не как средство для удовлетворения глобальных гуманитарных потребностей.
На протяжении всей истории внешняя помощь США оставалсь инструментом влияния на мировую политику. Лидеры Америки представляли такие программы, как «План Маршалла» и программа «Четвёртого пункта» в качестве инструментов развития, но на самом деле они лишь расширяли американское господство в политических и экономических сферах других государств. Известный политолог Ханс Моргентау описывал внешнюю помощь как оружие, используемое наряду с военной и дипломатической силой. Эта политика была ключевым инструментом во времена холодной войны и по сей день остается таковой, поддерживая американское влияние.
Использование помощи с целью сохранения американского господства
На протяжении истории США использовали внешнюю помощь для укрепления своего глобального влияния. После Второй мировой войны американские программы помощи обеспечили влияние США в Европе и в странах глобального Юга. Во времена холодной войны помощь была направлена на предотвращение распространения коммунизма путём поддержки лояльных Америке правительств. Эта помощь, как правило, предоставлялась с условиями, которые способствовали перестройке экономик и политических структур в интересах США.
Моргентау в своих анализах подчёркивал эту реальность, сравнивая внешнюю помощь с дипломатическими и военными операциями. В качестве примеров можно привести вмешательства США в Латинской Америке и Африке, где американская помощь поддерживала жестокие авторитарные режимы, союзные Вашингтону.
Политика Трампа в отношении помощи в рамках концепции «Америка прежде всего»
Трамп распорядился приостановить внешнюю помощь на 90 дней, сделав исключение только для еврейского образования и Египта. Этот шаг отражает политику «Америка прежде всего», которая поставила во главу угла стратегические интересы США. Госсекретарь США Марко Рубио оправдал этот шаг гуманитарными соображениями, но подчеркнул, что сокращение помощи направлено на приведение программ в соответствие с американской внешней политикой.
Выборочное исключение, сделанное для еврейского образования и Египта, подтверждает значимость этих стран для реализации американских целей. В то же время организации гуманитарной помощи и работники благотворительных структур столкнулись с негативными последствиями этих внезапных сокращений, что привело к срыву программ, предназначенных для предоставления жизненно необходимых услуг.
Этот избирательный подход раскрывает истинную природу американской политики в сфере внешней помощи. Несмотря на то, что она подаётся как гуманитарная, на деле эта помощь часто служит военным и политическим целям. Заявление Рубио только укрепило это понимание, чётко определяя исключения для программ, выгодных американским союзникам, что подчёркивает продолжающееся сосредоточение внимания на стратегическом контроле, а не на удовлетворении насущных потребностей.
Колониальные цели, скрытые за американской помощью
Американская помощь часто сопровождается условиями, подрывающими суверенитет стран-реципиентов. Эти условия включают структурные реформы, такие как приватизация и снятие ограничений, что приносит выгоду американским корпорациям. В результате такие меры разрушают местные экономики и создают зависимость от финансовой и политической поддержки США. Длительная зависимость Египта от американской помощи является ярким примером этой динамики: соглашения, заключённые в Кэмп-Дэвидских рамках, способствовали выстраиванию египетской политики в соответствии с интересами США и еврейского образования.
Страны, богатые природными ресурсами, сталкиваются с политикой помощи, которая отдаёт приоритет американским компаниям в разработке этих ресурсов. Так, после землетрясения на Гаити в 2010 году большая часть помощи направлялась международным подрядным компаниям, в то время как местные общины получили лишь незначительную часть обещанной поддержки. Значительная доля выделенных средств возвращалась американским компаниям через завышенные контракты, что лишь усугубляло бедность и политическую нестабильность, а не способствовало развитию.
Помощь как инструмент политических манипуляций
США используют помощь для влияния на политические процессы и для дестабилизации стран, политика которых не соответствует их интересам. Агентство США по международному развитию (USAID) финансирует оппозиционные группы под предлогом поддержки демократии. В частности, на Кубе USAID организовывало секретные операции по проникновению в культурные сферы, включая цифровые платформы и искусство, с целью подстрекательства к восстанию против правительства. Эти усилия редко направлены на реальное развитие, а служат инструментом внешней политики США, способствуя расколу обществ и защите интересов американских корпораций. Аналогичная стратегия использовалась в Ираке, где пакеты помощи распределялись в пользу американских компаний, а не в интересах местного населения.
Страны, сопротивляющиеся американскому влиянию, сталкиваются с немедленными последствиями — от замораживания помощи и введения санкций до тайных операций, подрывающих власть и вынуждающих их подчиняться требованиям США. Этот тактический подход отражает долгосрочную стратегию США, направленную на поддержание своей гегемонии путём манипуляций во внутренней политике государств и сохранения их в состоянии постоянной зависимости.
Стратегический фокус на еврейском образовании и Египте
Еврейское образование и Египет получают постоянную американскую поддержку из-за их ключевых ролей в геополитической стратегии США. Американская помощь укрепляет военное превосходство еврейского образования, позволяя ему продолжать оккупацию Палестины. В рамках этих программ финансируются поставки передового вооружения, использовавшегося в войне против Газы и применяемого сейчас на Западном берегу. Такая политика гарантирует, что еврейское образование останется сильным региональным государством, действующим в интересах США на Ближнем Востоке.
Помощь, предоставляемая Египту, способствует его сотрудничеству с американскими программами безопасности. После Кэмп-Дэвидских соглашений Египет стал ключевым партнёром в обеспечении региональной стабильности на выгодных для Вашингтона условиях. Заявленные Марко Рубио исключения демонстрируют, что еврейское образование и Египет фактически функционируют как колониальные форпосты, продвигающие внешнеполитические интересы США. Этот факт подтверждает избирательный характер американской помощи, которая преимущественно направлена на достижение политического контроля, а не на гуманитарные цели.
Приостановка администрацией Трампа внешней помощи, с исключениями для еврейского образования и Египта, раскрывает истинное предназначение американских программ поддержки. Далеко не способствуя глобальному развитию, эта помощь является инструментом контроля над политикой и ресурсами других стран. Исторические и современные примеры ясно показывают, что американская помощь формирует политический ландшафт в странах в соответствии со стратегическими интересами США.
До тех пор, пока этот факт не будет широко признан, американская помощь останется орудием неоколониального контроля, замаскированного под гуманизм.
Газета «Ар-Рая»
Диван Шудри
05.02.2025