Новость: как сообщают турецкие СМИ от 3 августа 2018 года, после того, как Соединённые Штаты решили ввести санкции против министра юстиции Турции Абдулхамита Гюля и министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу.
Между двумя странами прошли напряжённые переговоры, после которых глава МИД Турции Чавушоглу заявил: «Мы хотели решить этот вопрос на основе взаимопонимания и согласия. Мы говорили, что язык угроз и санкций не приведёт к результату».
Комментарий: в настоящее время Турция переживает самые напряжённые события. Это связано с протестантским священником Эндрю Брансоном, который был арестован 9 декабря 2016 года по подозрению в участии в попытке государственного переворота и шпионаже, а затем заключён в тюрьму. 25 июля 2018 года Брансона выпустили под домашний арест при условии, что он будет находиться под судебным контролем. По этой причине Турция, а точнее — министр юстиции Гюль и министр внутренних дел Сойлу, подверглась санкциям США. Эти символические и фальшивые санкции, введённые Америкой против высокопоставленных турецких дипломатов, стали главной темой обсуждения и основной заботой политиков, партий и писателей. Так, «Партия справедливости и развития» (AKP) и «Партия националистического движения» (MHP) затронули эту тему в совместном заявлении, а «Республиканская народная партия» (CHP) и «Хорошая партия» (İYİ) объявили о законности ответных мер. В заявлении МИД Турции говорится, что аналогичные меры будут приняты против США и что Турция будет реагировать на любые предпринятые ими шаги.
Большинство турецких аналитиков, если не все, связывает тему грязных санкций США против Гюля и Сойлу с местными выборами, которые пройдут в ноябре, или с политическими течениями в Турции. Эти два анализа основаны на понимании того, что Турция действует независимо от Америки и что тема священника Брансона используется республиканцами во внутренней политике. На самом деле, это процесс манипулирования умами людей. В нынешних условиях Турция не в состоянии проводить политику, независимую от Америки.
Мы все помним, как турецкие власти из-за давления со стороны Германии освободили журналиста Дениза Юджеля, который ранее был объявлен террористом. По этой причине не будет удивительным, если из-за давления, оказываемого Америкой, священник Брансон так же будет освобождён, когда будет подходящее время.
Являются ли санкции США внутренней проблемой, или они связаны с политическими течениями в Турции? Оба варианта невозможны, поскольку такой анализ далёк от фактов и внушает турецкому обществу мнение о том, что Турция проводит политику, независимую от Америки.
В действительности, санкции США — это всего лишь средство давления на общественное мнение, чтобы в дальнейшем освободить священника Брансона. Трамп встретился с Эрдоганом на саммите НАТО в Брюсселе 11 июля. После этой встречи, 15 июля, еврейское образование освободило из-под стражи Эбру Озкан. Вскоре после этого Брансон так же был выпущен из тюрьмы под домашний арест. Согласно статье «Washington Post», произошёл обмен. Газета утверждает, что между Эрдоганом и Трампом была достигнута договорённость во время переговоров на саммите НАТО, и после этого еврейское образование освободило Эбру Озкан в обмен на освобождение Брансона.
В рамках этого обмена Америка приняла символическое решение о санкциях, которые не приведут к каким-либо реальным последствиям. Целью этих санкций является оказание давления на турецкое общественное мнение, чтобы в дальнейшем освободить священника Брансона. Абсурдно думать, что лица, принимавшие решения относительно этих двух министров, не знали о несерьёзности этого шага в Америке и о том, что он не повлечёт никаких последствий.
Помимо процесса обмена может ли Турция ответить на американские символические санкции? Конечно же, нет, поскольку шаги, которые будут предприниматься турецкими властями, не будут выходить за рамки шагов, предпринятых Америкой, наложившей символические санкции только с целью введения в заблуждение общественного мнения. Доказательством тому служат переговоры между министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу и его коллегой Майком Помпео, а также переговоры между пресс-секретарём турецкого президента Ибрагимом Калыном и советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном. Если бы у Турции была воля в принятии решения о санкциях, она потребовала бы возвращения Фетахуллаха Гюлена, который уже три года обвиняется в соучастии в попытке переворота, и исчерпала бы все военные и экономические возможности ради возвращения тех, кто обвиняется в «терроризме». Поэтому мы можем сказать, что Турции не хватает воли и осознанности, чтобы противостоять Америке.
То же самое относится к Америке. Если бы она была серьёзна в своём решении ввести санкции, то заморозила бы счета тех, у кого они имеются в Америке, в первую очередь — счета Эрдогана, который является главой государства, или заморозила бы активы компаний, имеющих торговые отношения с Америкой. Это указывает на то, что ссора между двумя сторонами является искусственной. Это — уловка с целью ввести в заблуждение турецкое общественное мнение, чтобы освободить Брансона.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Эрджан Текинбаш
24 Зуль-каъда 1439 г.х.
06.08.2018 г.