22
Ср, янв

Не оценивайте правителя Сирии критериями, которые ему не соответствуют

BBC

Новости и комментарии
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Новость:

На вопрос, будет ли в Сирии разрешён алкоголь, Ахмад аш-Шараа ответил: «Есть много вещей, о которых я просто не вправе говорить, потому что это — юридические вопросы».

Он добавил, что в Сирии будет создан комитет из правоведов, который составит новую конституцию: «Решать будут они. И любой правитель или президент должен будет соблюдать закон» (BBC).

Лидер повстанцев и фактический правитель Сирии Ахмад аш-Шараа в пятницу 3 января встретился в Дамаске с главами МИД Германии и Франции. Однако он не пожал руку главе немецкого ведомства из-за того, что она женщина (NV).

Комментарий:

Упомянутые выше две новости вызвали обсуждение среди мусульман Сирии, а также мусульман всего мира.

С одной стороны, мусульмане осуждали вопрос корреспондента «ВВС» Джереми Боуэна, который проехал тысячи километров для того, чтобы задать незначительный вопрос о судьбе алкоголя.

Многие критиковали Дж. Боуэна за то, что на фоне трудностей и разрухи, с которыми столкнулись новые сирийские власти, а также на фоне немыслимого масштаба преступлений прежнего режима Асада, которые раскрылись на примере тюрьмы Седная, корреспондента западного СМИ интересовал вопрос будущего алкоголя в Сирии.

С другой стороны, среди мусульман обсуждается отказ Ахмада аш-Шараа пожать руку министру иностранных дел Германии Анналене Бербок по причине того, что она женщина.

Многие посчитали данный шаг Ахмада аш-Шараа немыслимым до этого проявлением Ислама в международных отношениях. И рассматривали данный поступок главного представителя нынешних сирийских властей как победу Ислама.

В отношении данных двух новостей для Исламской Уммы необходимо ясно осознавать следующее:

Вопрос западного корреспондента о судьбе алкоголя не является глупым и неуместным. Напротив, здесь необходимо оценивать данный вопрос как некую лакмусовую бумагу, с помощью которой западный мир тестирует новые сирийские власти.

Это подобно тому, как, например, европейские страны практически всегда обуславливают вопрос евроинтеграции и экономическую помощь странам кандидатам на вступление в ЕС необходимостью проведения реформ, где важнейшим вопросом является защита прав ЛГБТ. Для западного мира продвижение подобных вопросов — это вопрос жизни и смерти, ведь если сторона, которой они навязывают свою волю, даст согласие на внедрение западных стандартов в сфере ЛГБТ, то она будет согласна на всё остальное, на более существенные реформы и уступки.

Подобно этому в отношении Сирии статус алкоголя выступает важнейшим тестом, важнейшим показателем уступок со стороны новой сирийской власти. Поэтому это не очередной глупый и несущественный вопрос, который мусульмане Сирии должны считать незначительным.

К сожалению, аш-Шараа не дал ясного и чёткого ответа на него, заявив, что это вопрос, о котором он просто не вправе говорить, и что судьба этого вопроса будет решаться специальным комитетом, который составит новую конституцию.

На самом деле запрет алкоголя утверждён категоричным текстом Корана, который не подразумевает какого-либо толкования и разномнений. Поэтому любой мусульманин не только имеет право, но обязан заявлять о его категоричном запрете.

Касательно отказа от рукопожатия стоит отметить, что Ахмад аш-Шараа — это не обычный мусульманин, для оценки действий которого достаточным будет обращать внимание на такие вопросы, как совершение пятикратной молитвы, пост в месяц Рамадан, отказ от сквернословия, отказ от распития спиртного или, как мы имеем дело в данном случае, отказ от рукопожатия с женщиной согласно известному шариатскому мнению в данном вопросе.

Несомненно, спрос Всевышнего Аллаха с парня, который только стал мукалляфом и находится на обеспечении своего отца, отличается от спроса с главы рода, который, обладая определённым влиянием, данным ему от Аллаха, может побуждать весь свой клан к соблюдению Ислама.

Аналогичным образом, спрос с человека, который по факту является правителем мусульман, будет отличаться от спроса с вышеупомянутого парня или главы рода.

Несомненно, если для первого будет достаточным исполнять индивидуальные обязанности Ислама, то для правителя обязательным помимо индивидуальных обязанностей будет претворение Ислама на уровне всего вверенного ему общества.

Поэтому совершение пятикратной молитвы, ношение бороды, красивое чтение Корана, совершение хаджа не могут быть критериями для оценки правителя мусульманской страны. Несомненно, критериями здесь должны быть то, насколько он полноценно и правильно претворяет законы Шариата над обществом.

С момента распада Халифата в истории этой Уммы были тираны, которые совершали даже хадж подобно президентам Египта в прошлом (Гамаль Абдель Насер, Анвар Садат или Хосни Мубарак), или современному правителю Чечни Рамзану Кадырову.

Несомненно, награда за индивидуальные проявления Ислама Ахмада аш-Шараа — у Всевышнего Аллаха. Однако он сегодня является фактическим правителем Сирии, и критерии его оценки должны соответствовать статусу занимаемой им должности.

Всевышний Аллах критиковал курайшитов за то, что они ставили на один уровень заботу о паломниках и заповедной мечети с верой в Аллаха, Судный день и сражением на Его пути:

أَجَعَلْتُمْ سِقَايَةَ الْحَاجِّ وَعِمَارَةَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ كَمَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَجَاهَدَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ۚ لَا يَسْتَوُونَ عِنْدَ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ١٩

«Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на Его пути? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (9:19)

Подобно этому, ставить на один уровень немощного индивида и правителя мусульманской страны и оценивать их одинаковыми критериями является несправедливым упущением, которое порицается Кораном и Сунной.

В конце следует отметить, что эта путаница в критериях оценки вышеупомянутых двух новостей связана с засевшей в сознании многих мусульман идей секуляризма, которые побуждают их видеть в вопросе про алкоголь проявление глупости, а также видеть в правителях мусульман лишь индивидуальные проявления Ислама, закрывая глаза на отсутствие в их действиях исламских поступков, которые соответствовали бы статусу занимаемой ими должности.


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Украине
Фазыл Амзаев
07.01.2025