16
Пн, июнь

Налогообложение Сирии

Новости и комментарии
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Новость:

Министерство финансов Сирии несколько дней назад издало постановление о создании Комитета по налоговой реформе. Его задачей является пересмотр и изучение действующей системы налогов и сборов, подготовка новой налоговой системы и предложение необходимых поправок в рамках стратегии реформирования налоговой политики.

Министр финансов Мухаммад Ясир Барния указал, что решение о создании Комитета по налоговой реформе принято в рамках стремления ускорить процесс налоговой реформы. При этом учитываются такие принципы, как упрощение и облегчение процедур, использование современных технологий, сокращение перечня налогов и сборов, а также повышение конкурентоспособности налоговой системы.

Комментарий:

Налоги являются частью капиталистической экономической системы, они не имеют никакого отношения к исламской экономической системе. Это то, что игнорируют многие мусульмане из-за своего незнания исламских экономических законов. В Исламе налоги не считаются источником государственных доходов. Ислам чётко определил допустимые источники поступлений в Бейт уль-Маль, и Пророк ﷺ управлял делами Уммы, используя именно эти средства. Нет ни одного доказательства, что Пророк ﷺ облагал людей налогами, напротив, он ﷺ сказал:

لَا يَحِلُّ مَالُ امْرِئٍ مُسْلِمٍ إلَّا بِطِيبِ نَفْسِهِ

«Не разрешено брать имущество мусульманина без его согласия»,

لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ صَاحِبُ مَكْسٍ

«Не войдёт в Рай берущий макс (пошлину)».

Сбор налогов и пошлин — это, по сути, изъятие имущества мусульман без их согласия, что является запретным. Государство в Исламе — попечитель, а не сборщик, правитель — пастырь, а не наёмник. Законодательство в Исламе берётся только из Откровения. А заимствование западных систем, таких как налоговое законодательство, является недопустимым с точки зрения Шариата. Поэтому все виды налогов подлежат не реформе или сокращению, а полной отмене.

Может показаться, что налоги — это необходимость, однако на самом деле они являются инструментом обнищания и несправедливости. Они повышают цены для потребителя и вредят владельцу товара в случае убытков или застоя в его торговле, поскольку он уже уплатил налоги сверх понесённых убытков, и на залежалый товар в том числе. Если же налоги будут отменены, экономика оживёт, и государство станет мощным центром притяжения для крупного бизнеса. Начнут появляться проекты, активизируется внутренняя и внешняя торговля, снизится уровень безработицы, и предприниматели почувствуют, что они работают на себя, а не на государство, и при этом они будут приносить пользу себе, другим и государству одновременно.

И, возможно, кто-то спросит: «Откуда государство в Исламе возьмёт средства для удовлетворения нужд людей и заботы об их делах, если не будет взимать с них налоги?». Ответ на этот вопрос подробно изложен в книгах «Проект конституции» и «Экономическая система в Исламе», изданных партией «Хизб ут-Тахрир». Однако вкратце скажу, что по сути, базовые поступления в казну, как правило, должны хватать в достаточном объёме, такие как закят, харадж, фай и др. Но если этих поступлений окажется недостаточно, Ислам допускает взимание временных налогов в чрезвычайных ситуациях и при выполнении строгих условий, а именно: если в казне не хватает средств для покрытия расходов, являющихся обязанностью мусульман, не терпящих отлагательства, например, расходов на джихад и всё, что с ним связано. Эти налоги взимаются только с богатых мусульман, а не со всех слоёв общества, и строго в пределах реального дефицита казны.

О, народ Сирии! Мы обращаемся к вам с призывом присоединиться к нам в деле установления Второго Праведного Халифата, передать руководство тем, кто достоин этого, кто посвятил свою жизнь этому делу. Ибо только в Халифате ваше спасение, благо, счастье и избавление от угнетения.

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63).

 

Специально для радио Центрального информационного офиса «Хизб ут-Тахрир»
Джабир Абу Хатыр
13 Зуль-Хиджа 1446 г.х.
9 июня 2025 г.