07
Пт, авг

Решение основной проблемы человека 15 ч.

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Часть 15

Четвёртое: вера в сокровенное

Проблема вокруг веры в сокровенное выглядит значимей относительно других менее важных вопросов, однако перед решением главной проблемы в жизни человека «вера в сокровенное» всё же занимает менее значимое место. Правильней сказать, что «вера в сокровенное» является следствием решения главной проблемы человека, и нахождение связанных с ней истин зависит от разрешения человеком своей главной проблемы в жизни. Вера в сокровенное занимает важное место в жизни человека, поскольку она устанавливает крепкую связь между человеком и сокровенным. Человек непременно должен найти эту связь, иначе она станет причиной его страданий и страхов. Иногда это даже приводит к порождению различных фантазий и ложных взглядов, которые оказывают влияние на жизнь человека, а именно — он перестаёт ощущать безопасность и душевное спокойствие, он живёт в волнениях и тревоге. В большинстве таких случаев вступает в силу правило «страх перед неизвестностью».

Ислам решил эту проблему таким образом, что принявший эту религию человек приобретает успокоение и безопасность. Согласно Исламу, человек обязан уверовать в следующие столпы:

— В Аллаха.

— В Ангелов.

— В посланников.

— В ниспосланные Книги.

— В Судный день.

— В кадар (предначертанное), которое, как хорошее, так и плохое, исходит от Аллаха.

Первый столп веры, а это — вера в Аллаха, и есть вера в сокровенное. Восприятие человеком сокровенного может быть только от Аллаха. Недопустимо, чтобы познание сокровенного исходило от иного источника, нежели Всемогущий Аллах. Он знает обо всём сокровенном и сообщает нам только то, что пожелает по Своей мудрости:

وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء

«Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (2:255).

Он — Создатель и Властелин всего сущего. Он способен на всякую вещь. Только Он может принести пользу или причинить вред. Только у Него в руках добро и зло. Он обладает всем, чего желает человек. Только Он может помешать осуществиться тому, чего опасается человек. Только у Него можно найти убежище и спасение. Только Он достоин того, чтобы люди прибегали к Нему от всякого зла. В Коране содержатся две суры, с помощью которых мы прибегаем к Аллаху за покровительством от всех страхов и опасений — «Аль-Фалякъ» и «Ан-Нас».

С пониманием всего вышесказанного в человеке не остаётся страха перед неизвестностью, потому что всё известное и неизвестное принадлежит Аллаху. Нет никой силы, скрытой от нас, кроме как у Аллаха, поэтому нам следует бояться разгневать только Его. Не существует никаких духов, которые представляли бы опасность для нас, и призраков, появляющихся ниоткуда и исчезающих так же неожиданно. Человека постигнет только то, что предписано Аллахом, поэтому он спокоен, поскольку знает, что нет власти выше Аллаха. Никто не может причинить человеку вред и принести пользу, кроме как с дозволения Аллаха. И поскольку только Аллах подвергает человека испытаниям в виде постигающего его зла или добра, то, определив правильное отношение к случившемуся, любое добро или зло оборачивается для него благом. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

عَجَباً لِأَمْرِ الْمُؤْمِنِ، كُلُّ أَمْرِهِ خَيْرٌ لَهُ، إِنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيْراً لَهُ، وَإِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءُ صَبَرَ فَكَانَ خَيْراً لَهُ

«Насколько удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него. Если что-то радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).

Вера в Аллаха требует от человека:

— верить в Ангелов и в то, что они являются почитаемыми рабами Аллаха. Они не ослушаются Аллаха и выполняют все Его повеления. У них есть определённые задачи: они защищают людей, просят прощения для верующих, записывают все дела человека и выполняют приказы Аллаха;

— верить в посланников. Аллах сообщил нам о том, что было много посланников к прежним народам и что миссия Мухаммада (с.а.с.) не является новшеством, а сам он — не первый посланник;

— верить в божественные Книги. Аллах отправлял к людям посланников, чтобы те следовали прямому пути, а также отправлял вместе с ними Книги, которые несут в себе закон Аллаха для человечества. Книга Мухаммада (с.а.с.) и его Сунна так же не являются чем-то новым из этого;

— верить в Судный день. И это является связью человека с тем, что последует после этой жизни. Судный день будет сопровождаться воскрешением людей. Этот день также называется «Днём собрания», «Днём отчёта», «Днём воздаяния», «Днём страшного суда», «Днём спасения для благодетелей и разочарования и гибели для неверующих и злодеев». Человек тесно связан с этим днём. Выполняя приказы Аллаха и воздерживаясь от Его запретов в этой жизни, в Судный день человек обретёт успех:

فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَاعُ الْغُرُورِ

«Кто будет удалён от Огня и введён в Рай, тот обретёт успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (3:185).

Остаётся один важный и довольно проблематичный вопрос среди современного поколения мусульман. Это — вопрос вселения джиннов. К сожалению, сегодня исламский учёный мир (в том числе) вносит свой значительный вклад в укоренение этой проблемы в сердцах людей. Вплоть до того, что в университетах некоторых мусульманских стран эта мысль была включена в исламскую программу образования. Также мы находим её глубоко закрепившейся среди людей, получивших высшее образование, особенно — шариатское. СМИ так же не остались в стороне и внесли свою лепту в укоренение среди общества и в умах людей этой мысли. Отсюда возникла проблема, к решению которой начал прибегать каждый переживающий семейные и душевные трудности человек, вплоть до проблем со здоровьем. Это явление сегодня стало тревожным, оно не оставляет в покое многих молодых людей, как мужчин, так и женщин.

Ислам решил эту проблему двумя способами, избавив человека от различных предрассудков:

1 — Провёл различие между сокровенным и явным.

2 — Раскрыл процесс мышления человека.

Что касается первой стороны, то существование джиннов относится к сокровенному миру. Сообщение об их существовании мы получили через ясные и категоричные аяты. Если бы Аллах через своих посланников не сообщил бы нам об их существовании, то мы и не знали бы о них. Со всем, что относится к сокровенному миру, связь устанавливается посредством исламской акъыды. Нас ничто не связывает с этим, кроме сообщения от Аллаха. Мы обращаемся к Нему, просим защиты и помощи у Него, прибегаем от зла всего к Нему и к Его покровительству. Мы надеемся на Его довольство и боимся Его гнева и наказания.

Всевышний Аллах указал в Коране, что единственная связь между нами и джиннами, из числа которых — шайтаны, кроется в наущении людям, чтобы сбить их с правильного пути. Люди, со своей стороны, либо отвечают на их наущения и впадают в заблуждение, либо не отвечают и спасают себя от заблуждения. Другими словами, у джиннов нет никакой власти над человеком, на что ясно указывают аяты Корана:

وَقَالَ الشَّيْطَانُ لَمَّا قُضِيَ الأَمْرُ إِنَّ اللّهَ وَعَدَكُمْ وَعْدَ الْحَقِّ وَوَعَدتُّكُمْ فَأَخْلَفْتُكُمْ وَمَا كَانَ لِيَ عَلَيْكُم مِّن سُلْطَانٍ إِلاَّ أَن دَعَوْتُكُمْ فَاسْتَجَبْتُمْ لِي فَلاَ تَلُومُونِي وَلُومُواْ أَنفُسَكُم

«Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя» (14:22).

В этом аяте Аллах передаёт слова Шайтана: «У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня». Если бы у него была реальная власть над нами, об этом нам было бы сообщено в Коране. Если бы эти слова Шайтана были бы ложными, то Аллах опроверг бы их. Таким образом, наущение — это единственная связь между нами и джиннами. Мусульманин должен оберегать себя от этих наущений несколькими способами: придерживаться правильного пути и ни на йоту не отклоняться от него; прибегать к Аллаху от шайтана и его наущений; читать две суры — «Аль-Фалякъ» и «Ан-Нас»; распознавать наущения, чтобы сторониться их при помощи обращения к Аллаху и Его защиты.

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
14 Джумада аль-уля 1438 г.х.
11.02.2017 г.