28
Чт, март

Термин «Ахл-юс-Сунна валь-Джамаъа» 18 ч.

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Исламская Умма — это не фиркъа. Шииты — группа, мутазилиты — группа, а Исламская Умма не является группой

Множество мусульманских групп возникло и пришло на этот свет изнутри Исламской Уммы, поэтому группы остаются группами, а Исламская Умма — это первозданность, основа и корень. Исламская Умма придерживается Сунны в качестве своего жизненного пути, ведь Сунна является неотъемлемой частью Ислама, а не второстепенным и незначительным явлением. Всевышний Аллах путём категорического доказательства утвердил Сунну и сделал её условием обращения в Ислам. Принятие только Корана без Сунны является мнением вышедших против Ислама групп. Всевышний Аллах говорит:

مَنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (4:80),

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть берегутся те, которые нарушают Его приказ, чтобы их не постигло бедствие или не постигло их наказание мучительное» (24:63),

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (33:36),

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьёй в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью» (4:65),

فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ

«Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (04:59).

При жизни Посланника Аллаха ﷺ мусульмане обращались к нему за решениями возникших между ними споров, после его смерти мусульмане обращаются к Сунне, т.е. к хадисам, и это считается обращением к Посланнику Аллаха ﷺ.

Всевышний Аллах говорит:

قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ

«Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику» (4:59),

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ

«Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (3:31).

Категорические по своей передаче и однозначные по своему смыслу тексты ясно гласят об обязательности принятия Сунны аналогично принятию Корана. Отрицающий Сунну однозначно является неверующим. Необходимо принимать Сунну так же, как принимается Коран, один в один, без всякого различия. Нельзя говорить: «Мы принимаем только Коран», — ибо такое утверждение предусматривает оставление Сунны. Напротив, следует объединять Сунну с Кораном. Пророк Мухаммад ﷺ предостерёг от непринятия Сунны. В одним из его хадисов говорится:

يُوشِكُ الرَّجُلُ مُتَّكِئًا عَلَى أَرِيكَتِهِ، يُحَدَّثُ بِحَدِيثٍ مِنْ حَدِيثِي، فَيَقُولُ: بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ كِتَابُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ، مَا وَجَدْنَا فِيهِ مِنْ حَلالٍ اسْتَحْلَلْنَاهُ، وَمَا وَجَدْنَا فِيهِ مِنْ حَرَامٍ حَرَّمْنَاهُ، أَلاَ وَإِنَّ مَا حَرَّمَ رَسُولُ اللَّهِ، صلى الله عليه وسلم، مِثْلُ مَا حَرَّمَ اللَّهُ، أخرجه ابن ماجه.

«Скоро настанет время, когда человек из вас, усевшись на свою тахту, будет рассказывать хадис от меня и говорить: «Между мной и вами — Книга Аллаха, и что мы найдём в ней как дозволенное — дозволим, а что найдём запретным — запретим». Однако, воистину, то, что запретил Посланник Аллаха, подобно тому, что запретил Аллах» (передал Ибн Маджа),

وروي أنه عليه الصلاة والسلام قال: «يُوشِكُ أَحَدُكُمْ يَقُولُ: هَذَا كِتَابُ اللَّهِ، مَا كَانَ فِيهِ مِنْ حَلاَلٍ أَحْلَلْنَاهُ وَمَا كَانَ مِنْ حَرَامٍ حَرَّمْناَهُ، أَلاَ مَنْ بَلَغَهُ عَنِّي حَدِيثٌ فَكَذَّبَ بِهِ، فَقَدْ كَذَّبَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالَّذِي حَدَّثـَهُ

«Скоро настанет такое время, когда появится средь вас такой, кто будет говорить: «Это — Книга Аллаха, всё приводимое в ней дозволенное мы сочтём дозволенным, а запретное — запретным». Тот, кому от меня дошёл хадис, и он посчитал его ложным, тот обвинил во лжи Аллаха, Его Посланника и того, кто передал этот хадис» (Ибн Абдуль-Барр).

Сунна служит основополагающим доказательством, аналогично Корану. Все подтверждённые высказывания и действия Посланника Аллаха ﷺ, приводимые в Сунне, являются доказательством или указанием доказательства на шариатское постановление. Ислам — это совершенные законы, подобные белому полотну, не нуждающиеся в том, кто будет совершенствовать, прибавлять или убавлять что-либо в них. Выход против Сунны или добавление чего-либо в неё является нововведением. Таким образом, какую бы сторону из религии ни затронул бы человек, он обнаружит, что Сунна является неотъемлемой частью Ислама. В связи с этим будет грубой ошибкой утверждать, что есть суннитский и несуннитский Ислам. Именно это значение подразумевают некоторые, говоря, что таково мнение приверженцев Сунны, словно мы допускаем существование несуннитов, т.е. мусульман, которые не приемлют Сунну. Ведь Сунна не является группой, течением или некой правовой школой. Каждый мусульманин на земном шаре является приверженцем Сунны, а точнее — суннитом. И не может быть иначе.

Стало быть, нельзя называть соблюдение Сунны отделением или отличием, поскольку соблюдение Сунны является основой, подтверждённой Исламом. Как и нельзя утверждать, что Ахль-юс-Сунна является группой, течением или правовой школой. Изначально каждый мусульманин обязан соблюдать Сунну, т.е. придерживаться её. И как может быть иначе, ведь это предписано в Священном Коране. Всевышний Аллах сообщил нам, что Сунна поясняет Коран, являясь половиной Ислама. По этой причине нельзя Умму называть группой в силу того, что она придерживается пути Сунны, даже если разрешается называть приверженцев той или иной догматической школы, как мутазилитов или шиитов, группой. Последних называют группой по причине их различия своими нововведёнными вопросами с основой исламского вероучения.

Во все времена Исламская Умма увеличивала свои научные достижения. Исламские правоведы (факихи), хадисоведы (мухаддисы), эксперты основ исламского права (усулиюн), военные (муджахиды) и простые мусульмане являлись служителями Ислама и подавляющим большинством Исламской Уммы. Все они понимали вышеприведённую истину. Время от времени появлялись такие, кто критиковал ту или иную правовую школу (мазхаб), либо то или иное мнение, особенно среди учёных. Первыми начали называть приверженцами Сунны (Ахл-юс-Сунна) хадисоведов (мухаддисов) с точки зрения рода деятельности этих учёных. Со временем, в начале третьего века по хиджре, за ними закрепилось звание «служители хадиса» или «люди хадиса» (асхаб аль-хадис). Затем, в конце третьего и в начале четвёртого веков по хиджре, появились ашаириты, которые дали своей догматической школе и течению название «Ахл-юс-Сунна ва аль-Джамаъа» как наименование группы. С точки зрения приверженности пути Ислама, неотъемлемой частью которого является Сунна, ашаириты имели право называть себя приверженцами Сунны. Однако с точки зрения наименования группы они совершили грубейшую ошибку.

Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Покорный раб Аллаха — Абу Малик

 

Главное меню