18
Чт, июль

Брак в Исламе

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

وَمِنۡ ءَايَٰتِهِۦٓ أَنۡ خَلَقَ لَكُم مِّنۡ أَنفُسِكُمۡ أَزۡوَٰجٗا لِّتَسۡكُنُوٓاْ إِلَيۡهَا وَجَعَلَ بَيۡنَكُم مَّوَدَّةٗ وَرَحۡمَةً

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21).

Человек по своей природе — социальная личность, т.е. он не способен жить отдельно от других. Аллах создал человека определённым образом, и это требует от него удовлетворять его основные потребности и инстинкты, и мужчина и женщина в этом одинаковы. Аллах сделал так, что мужчина и женщина живут в одном обществе, Он сделал так, что существование человечества зависит от удовлетворения инстинкта продолжения рода.

Когда мы говорим об этом инстинкте, мы говорим о человеке, а не о животном мире, ведь мы превыше животных за счёт того, чем наделил нас Аллах, тем самым прочертив разницу между нами и животными, а также другими существами. Этот инстинкт также можно удовлетворять неправильным или аморальным образом, что не приведёт к цели, ради которой он был заложен. Ведь рождение потомства Аллах сделал закономерностью, за счёт которой происходит заселение земли и увеличивается число поклоняющихся Единому Аллаху. Поэтому единственным правильным путём является брак, заключённый в соответствии с законами Шариата.

Ислам позаботился о связях между мужчиной и женщиной должным образом, окружив их законами Шариата. Так, Шариат побудил к браку и запретил отказ от него (табаттуль). За счёт брака происходит увеличение потомства, осуществляется возложенная на человека великая миссия (наместничество на земле) и возможна гордость за многочисленность последователей в Судный день. Супружество — это то, что вложено в творения Аллаха, и это путь пророков и посланников. Сказал Всевышний:

وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلًا مِّن قَبْلِكَ وَجَعَلْنَا لَهُمْ أَزْوَاجًا وَذُرِّيَّةً ۚ وَمَا كَانَ لِرَسُولٍ أَن يَأْتِيَ بِآيَةٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ ۗ لِكُلِّ أَجَلٍ كِتَابٌ

«Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство. Ни один посланник не мог явить знамение без соизволения Аллаха. Для каждого срока есть предписание» (13:38).

Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.):

يَا مَعْشَرَ الشَّبَابِ! مَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمُ الْبَاءَةَ فَلْيَتَزَوَّجْ فَإِنَّهُ أَغَضُّ لِلْبَصَرِ وَأَحْصَنُ لِلْفَرْجِ وَمَنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَعَلَيْهِ بِالصَّوْمِ فَإِنَّهُ لَهُ وِجَاءٌ

«О молодые люди! Те из вас, кто имеет возможность вступить в брак, пусть вступают, воистину, это притупит ваши взоры и сохранит ваше целомудрие. Кто же не имеет такой возможности, пусть постится — поистине, это уменьшит желание» (Бухари, Муслим).

Одним из важных факторов успешного брака и построения семейного очага является выбор второй половинки. В выборе этой половинки есть ряд качеств. Так, относительно выбора супруги Посланник (с.а.с.) сказал следующее:

تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ لِمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَجَمَالِهَا وَلِدِينِهَا فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ

«На женщине женятся из-за четырёх вещей: имущества, знатности, красоты и религии; ищи же ту, которая является религиозной, да покроются твои руки пылью» (Бухари, Муслим).

Передаёт Абу Хурайра, что Посланник (с.а.с.) сказал:

خَيْرُ النِّسَاءِ امْرَأَةٌ إِذَا نَظَرْتَ إِلَيْهَا سَرَّتْكَ وَإِذَا أَمَرْتَهَا أَطَاعَتْكَ وَإِذَا غِبْتَ عَنْهَا حَفِظَتْكَ فِي نَفْسِهَا وَمَالِهَا

«Лучшая из женщин — та, от взгляда на которую радуешься, а если ты повелишь ей, то она повинуется тебе. Если же ты отсутствуешь, она сохраняет верность тебе и хранит твоё имущество» (Абу Дауд ат-Тыялиси).

Так же и супруг обязан придерживаться приказов Аллаха, отдаляться от Его запретов, не угнетать супругу. Если он любит жену, то проявит к ней уважение, если он не любит её, то всё равно не должен угнетать и оскорблять её. Сказал Посланник (с.а.с.):

إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَزَوِّجُوهُ إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ

«Если к вам посватается человек, религией и нравом которого вы будете довольны, то жените его. Если же вы не сделаете этого, то на земле произойдёт смута и повсеместная порочность» (ат-Тирмизи).

Мы видим, что религия является основой в выборе второй половины.

Поэтому брак является прекрасной системой, основой которого служит любовь и милосердие, взаимопонимание и взаимопомощь. Аллах дал жене права и обязал проявлять к ней уважение. Так же и мужу Аллах дал права и обязал жену уважать и соблюдать их. Основой семейных отношений Он сделал взаимопомощь, любовь, милосердие, успокоение, хорошие отношения, вежливость.

Такыюддин Набхани в книге «Социальная система» пишет: «Брак — это регулирование половых связей между мужчиной и женщиной посредством специального порядка. Это специальный порядок, который должен определённо регулировать эти связи, и только от него должно происходить увеличение человеческого рода. Благодаря этому порядку образуется семья и на основе этого порядка происходит регулирование личной жизни».

Отношения между супругами — это не торговое партнёрство, а дружественные отношения, потому что Аллах сделал брак местом успокоения. Сказал Всевышний:

هُوَ ٱلَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفۡسٖ وَٰحِدَةٖ وَجَعَلَ مِنۡهَا زَوۡجَهَا لِيَسۡكُنَ إِلَيۡهَا

«Он — Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашёл в ней покой» (7:189).

Покой — это успокоение, которое является основой в семейной жизни, чтобы каждый супруг мог доверять другому. Таким образом, дружба между супругами — это благополучие и успокоение. Шариат разъяснил мужу о правах жены, а жене — о правах мужа. Сказал Всевышний:

وَلَهُنَّ مِثۡلُ ٱلَّذِي عَلَيۡهِنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيۡهِنَّ دَرَجَةٞ

«Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению» (2:228).

Аллах завещал супругам иметь между собой хорошие отношения:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِ

«Живите с ними достойно» (4:19).

Такое отношение даёт покой душе и счастье в жизни. Также Посланник (с.а.с.) завещал во время прощального хаджа:

فَاتَّقُوا اللهَ فِي النِّسَاءِ

«Бойтесь Аллах в отношениях с женщинами» (Муслим).

خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لِأَهْلِهِ، وَأَنَا خَيْرُكُمْ لِأَهْلِي

«Лучшие из вас — лучшие для жён своих, и я — лучший из вас для жён своих» (ат-Тирмизи).

Аллах возложил большую ответственность и преимущество в семье на мужа, тем самым сделав его опекуном над женой, т.е. он — тот, кто заботится о ней, а не распоряжается ею.

ٱلرِّجَالُ قَوَّٰمُونَ عَلَى ٱلنِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ ٱللَّهُ بَعۡضَهُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖ وَبِمَآ أَنفَقُواْ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡ

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34).

Аллах завещал жене слушаться мужа в том, что не гневит Всевышнего. Посланник (с.а.с.) сказал:

فَإِنَّهُ جَنَّتُكِ وَنَارُكِ

«Он — твой Рай и твой Ад» (Хаким).

Аллах простил грехи той жене, которая подчинившись велению мужа не вышла из дому без его разрешения, чтобы навестить своего больного отца.

Вот таков брак в Исламе. Человек претворяет его в жизнь из-за своей набожности перед Всевышним, желая придерживаться Его законов. Таким образом сохраняется роль женщины как жены, матери, дочери. Если даже семейная жизнь будет омрачена проблемами, ведущими к разводу, то и эта процедура происходит в рамках Шариата. Законы Шариата в процедуре развода сохраняют как права, так и достоинство обоих супругов. Проявляется забота о положении детей, опека со стороны матери, содержание их таким образом, чтобы это не влекло за собой сложностей и проблемы.

Семья может поддерживать женщину в воспитании её детей. Однако женщина, находящаяся под секуляризмом, не имеет защиты для себя и для своих прав. Если от неё есть польза, или нет конфликта интересов, то мужчина относится к ней как к жене, матери, дочери, но если в ней нет пользы, то она впадает в замешательство, не понимая, что нужно делать; в итоге дети разбредутся, и она останется одна без поддержки, без прав и в смятении.

Мы уже говорили о семейной жизни в рамках Ислама, упоминали о её стандартах, законах, чего должны придерживаться мусульманки. Однако сегодня мы живём другим образом, мы видим, как стандарты изменились. Так, например, в выборе жены стали смотреть: работает женщина или нет. Ведь работающая женщина (неважно, где она работает) — лучше, чем та, что придерживается законов Ислама. Взгляд на создание семьи стал исходить из ошибочных понятий о браке и семье. Сегодня женщин интересует богатство, автомобили, путешествия, словно вступление в брак означает заключение торговой сделки, от которой обязательно должна быть прибыль женщине. Причинами такого явления стали:

— жизнь под сенью капитализма, который всё сводит к выгоде;

— отсутствие Исламского Государства, которое претворяло бы над нами Ислам во всех сферах жизни, а не только касательно брака и семьи.

Цель брака состоит в том, чтобы создать семью, воспитать детей, воспитать поколение, которое будет вести деятельность по возвышению Ислама над всем остальным. Но никак не для воспитания потерянного поколения, которое знает лишь название своей религии, которое не знает истинной роли женщины как матери, жены, госпожи дома. В этом то и кроется вся проблема. Если выбор жены или мужа будет происходить по критериям Ислама, то мы достигнем нашей заветной цели. Но если цель от брака не ясна, а критерии будут неисламские, то наше положение будет таким же, как и на Западе. Другими словами, у нас будет полная деморализация, развал в семье, утрата родословной, распущенное общество.

Я бы хотела воспользоваться возможностью, чтобы обратиться к мусульманкам всего мира:

«О моя сестра! Если ты — жена, то знай, что ты являешься основой в семье, а, следовательно, и в обществе. Знай, что воспитание сыновей должно быть таким, чтобы они в дальнейшем смогли быть мужчинами и руководителями. А воспитание дочерей должно быть таким, чтобы они были матерями, госпожами дома и честью, которую необходимо защищать. Также необходимо, чтобы они понимали цель правильным образом. Они должны понимать, что роль женщины никак не уменьшает её статус и достоинство, не унижает и не отбрасывает назад, напротив, выдвигает вперёд. Объясните дочерям семейную жизнь, законы Ислама, связанные с ней, воспитание детей, дабы в дальнейшем они смогли взрастить поколение, понимающее Ислам, его идеи.

О мусульманки! Давно уже настало время соблюдать слова нашего Господа, нашего Посланника (с.а.с.), быть праведными жёнами, матерями, воспитывающими истинных мужчин и достойных женщин. Только так мы преуспеем в обоих мирах! Мы должны отбросить секуляризм, ведь нет в нём защиты для нас; его идеи порочны, т.к. являются продуктом человеческого разума. Только в Шариате Всевышнего наше величие, наша слава и то спокойствие, которого мы так ищем. Только он позволяет нам создать прочную семью, т.к. в нём имеется связь с Аллахом».


Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Мария аль-Кыбтыя
1 Сафара 1440 г.х.
10.10.2018 г.