Хвала Аллаху, который сделал супружеский брак свидетельством Его величия, абсолютного единства и уникальности, что отличает Всемогущего от всех творений, которые нуждаются в паре. Всевышний Аллах сказал:
وَمِن كُلِّ شَيۡءٍ خَلَقۡنَا زَوۡجَيۡنِ لَعَلَّكُمۡ تَذَكَّرُونَ
«Мы сотворили всё сущее парами, — быть может, вы помяните назидание» (51:49).
Кроме того, знамением является то, что Аллах создал человека парами, мужчиной и женщиной, из одной души, чтобы они находили успокоение друг в друге. Аллах говорит:
۞هُوَ ٱلَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفۡسٖ وَٰحِدَةٖ وَجَعَلَ مِنۡهَا زَوۡجَهَا لِيَسۡكُنَ إِلَيۡهَاۖ
«Он — Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашёл в ней покой» (7:189).
Брак в Исламе — далеко не просто юридический контракт между мужчиной и женщиной, а скорее договор, который связывает их жизнь с повиновением Аллаху и делает Его третейским судьёй через Коран и Сунну Пророка ﷺ. Ислам сформулировал порядок института брака и разъяснил права и обязанности обеих сторон в браке, а также распределил полномочия и функции в соответствии с различием природы мужчин и женщин. Именно это разнообразие в распределении создаёт равновесие и взаимодополняемость, как и исключает всяческого рода соперничество. Поэтому важно, чтобы стороны сошлись на чётком и понятном видении брака, как это предусмотрено исламской законодательной системой, будучи компетентными в построении данного института семьи и желающими сделать законы Аллаха справочником в учреждении, исправлении и совершенствовании семьи.
Ислам почитает человечество в целом, и в соответствии с этим он предоставляет женщинам полные права и статус, а взамен обязывает их рядом обязанностей. Ислам дал женщине право после вступления в брак на моральную ценность, как хорошее обращение, мягкую речь и доброе сожительство, даже если она стала ненавистна для мужа. Аллах сказал:
وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ فَإِن كَرِهۡتُمُوهُنَّ فَعَسَىٰٓ أَن تَكۡرَهُواْ شَيۡٔٗا وَيَجۡعَلَ ٱللَّهُ فِيهِ خَيۡرٗا كَثِيرٗا
«Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (4:19).
Доброе отношение является более широким понятием, чем любовь, поскольку оно может иметь место и без любви. Даже если отношения зашли в тупик, доброе отношение должно иметь место в любом случае. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اللهُ اللهُ فِي النِّسَاءِ فَانَّ هُنَّ عَوَانٍ فِي اَيدِيكُمْ يَعْنِى اُسَرَاءَ اَخَذْتُمُوهُنَّ بِاَمَانَةِ لِلهِ وَسْتَحْلَلْتُمْ فُرُوجَهُنَّ بِكَلِمَةِ اللهِ
«Бойтесь Аллаха по отношению к своим жёнам, они (в некоторой степени) потеряли с вами свободу. Вы взяли их в качестве аманата от Аллаха и сделали их дозволенными для себя именем Аллаха».
Примером материальной стороны является махр, на который имеет право женщина при заключении брака. Аллах обязал мужчин делать этот дар не в качестве её цены, а выражая её значимость и почёт. Этим преподношением выражается охотное желание мужчины заключить с ней союз, а в обмен она не должна ничего, кроме верности супружеским правам. Всевышний Аллах сказал:
وَءَاتُواْ ٱلنِّسَآءَ صَدُقَٰتِهِنَّ نِحۡلَةٗۚ
«Давайте женщинам их брачный дар от чистой души» (4:4).
Она также имеет право на материальное обеспечение (нафака), то есть муж должен обеспечивать свою супругу пищей и одеждой в той же мере, как и себя, в пределах своих возможностей. Аллах говорит:
لِيُنفِقۡ ذُو سَعَةٖ مِّن سَعَتِهِۦۖ
«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку» (65:7).
Передают, что Хаким ибн Муавия аль-Кушайри рассказывал со слов своего отца, что однажды последний спросил: «О Посланник Аллаха! Каковы наши обязанности перед жёнами?». Пророк ﷺ ответил:
أَنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طَعِمْتَ، وَتَكْسُوَهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ، أَوْ اكْتَسَبْتَ، وَلَا تَضْرِبْ الْوَجْهَ، وَلَا تُقَبِّحْ، وَلَا تَهْجُرْ إِلَّا فِي الْبَيْتِ
«Ты обязан кормить их, если ешь сам, и одевать их, если одеваешься сам. Ты не имеешь права бить их по лицу и оскорблять, и если ты отказываешься разделять с ними ложе, то не должен покидать дом» (Абу Давуд).
Поэтому женщине не обязательно работать, чтобы обеспечивать себя. В обязанности мужа входит удовлетворение её потребностей в еде, одежде, жилье и т.д. Примеров тому, что Ислам предоставляет и защищает права женщин, огромное множество.
Однако как женщины имеют права по отношению к мужчинам, так и мужчины имеют права на жён, которые следует соблюдать по-доброму. Аллах говорит:
وَلَهُنَّ مِثۡلُ ٱلَّذِي عَلَيۡهِنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ
«Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму» (2:228).
Ислам предписал женщинам, к примеру, покорность в адрес супруга в том, что не противоречит велениям Аллаха, сохранение чести и имущества, а также обязал их впускать в дом кого бы то ни было только с разрешения мужа, но если он запретил впускать кого-либо в свой дом, то ей следует поступать в соответствии с этим. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا اسْتَفَادَ امْرُؤٌ مُسْلِمٌ فَائِدَةً بَعْدَ الإسْلامِ أَفْضَلَ مِنْ زَوْجَةٍ مُسْلِمَةٍ تَسُرُّهُ إِذَا نَظَرَ إِلَيْهَا وَتُطِيعُهُ إِذَا أَمَرَهَا وَتَحْفَظُهُ إِذَا غَابَ عَنْهَا فِي نَفْسِهَا وَمَالِهِ
«Лучшее для мусульманина после (принятия им) Ислама — жена-мусульманка: смотря на которую он радуется, повелевая ей что-то, она подчиняется, и в его отсутствие она защищает свою честь и его имущество».
Опека, которую мужчина проявляет в отношении своей семьи, связана с тем, что Аллах дал ему отличительные физические характеристики и способность переносить трудности, которые не под силу женщинам, а также потому, что Аллах обязал его финансовыми затратами на нужды семьи (нафака). Аллах говорит:
ٱلرِّجَالُ قَوَّٰمُونَ عَلَى ٱلنِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ ٱللَّهُ بَعۡضَهُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖ وَبِمَآ أَنفَقُواْ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡۚ
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34).
Ислам не оставил открытого вопроса, связанного с институтом семьи. Самое прекрасное описание этих отношений состоит в том, что это общение между супругами с миром и спокойствием, а топливом для этого служат любовь, милосердие и хорошее обращение. Если употребить красноречие Корана, то можно описать брак, связывающий супружескую пару, в качестве прочного завета, потому что это договор верности и указание на прочную связь, как Аллах описывает завет, заключённый с пророками:
وَإِذۡ أَخَذۡنَا مِنَ ٱلنَّبِيِّۧنَ مِيثَٰقَهُمۡ وَمِنكَ وَمِن نُّوحٖ وَإِبۡرَٰهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَى ٱبۡنِ مَرۡيَمَۖ وَأَخَذۡنَا مِنۡهُم مِّيثَٰقًا غَلِيظٗا
«Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом (Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними суровый завет» (33:7).
Невозможно разрушить этот прочный завет, если следовать этим тонким правилам, данным нам Аллахом касательно любого вопроса брака. Эти божественные правила, регулирующие отношения между супругами, являются столпами мусульманской семьи, иными словами — крепости, которая защищена мусульманским обществом и которая защищает это общество. Разве мы откажемся от закона Аллаха и примем что-то иное: различные семейные кодексы, статусы личности, а также международные конвенции и договоры?! Разве мы станем руководствоваться продуктами человеческого разума, основанными на капризах и эмоциях и преследующими иные интересы и цели?!
В заключение мы обращаемся к Аллаху со словами из Корана:
رَبَّنَا هَبۡ لَنَا مِنۡ أَزۡوَٰجِنَا وَذُرِّيَّٰتِنَا قُرَّةَ أَعۡيُنٖ وَٱجۡعَلۡنَا لِلۡمُتَّقِينَ إِمَامًا
«Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (25:74).
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Дуррату аль-Баккуш
13 Сафара 1440 г.х.
22.10.2018 г.