Ислам возвысил статус материнства, придав ему положение, заслуживающее высокого уважения в обществе, и огромную ценность роли женщины в качестве госпожи дома, а также лица, принимающего первостепенное значение в воспитании детей.
Многочисленные исламские тексты (аяты и хадисы) сообщают о великой награде за брак и рождение многочисленного количества детей, а также описывают высокие отношения, которых заслуживают матери от своих детей. Аллах говорит:
وَوَصَّيۡنَا ٱلۡإِنسَٰنَ بِوَٰلِدَيۡهِ حَمَلَتۡهُ أُمُّهُۥ وَهۡنًا عَلَىٰ وَهۡنٖ وَفِصَٰلُهُۥ فِي عَامَيۡنِ أَنِ ٱشۡكُرۡ لِي وَلِوَٰلِدَيۡكَ إِلَيَّ ٱلۡمَصِيرُ
«Мы заповедали человеку делать добро своим родителям. Мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (31:14).
جَاءَ رَجُلٌ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ، فَقَالَ: مَنْ أَحَقُّ النَّاسِ بِحُسْنِ صَحَابَتِي؟ قَالَ: «أُمُّكَ»، قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «ثُمَّ أُمُّكَ»، قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «ثُمَّ أُمُّكَ»، قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «ثُمَّ أَبُوكَ» (رواه البخاري ومسلم)
«Однажды человек пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: «О Посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?», — на что он ответил: «Твоя мать». Этот человек снова спросил: «А кто потом?». Пророк ﷺ повторил: «Твоя мать». Человек спросил ещё раз: «А кто потом?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Твоя мать». Человек спросил и в четвёртый раз: «А кто потом?». И тогда Пророк ﷺ ответил ему: «Твой отец!» (Бухари, Муслим).
Также Посланник Аллаха ﷺ сказал в одном из хадисов:
تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمُ الأُمَمَ
«Женитесь на любящих и рожающих. Я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами (в Судный День)» (Абу Давуд).
• Взгляд Ислама на высокий статус и важность материнства усиливается за счёт назначения конкретных ролей, обязанностей и прав в семейной жизни как для мужчин, так и для женщин. Он определяет основную роль женщины как госпожи дома и воспитательницы детей, а роль мужчины — как опекуна и кормильца семьи. При этом эта основная роль женщин не отменяет их права работать, если они того пожелают. Напротив, Ислам предоставляет женщинам привилегию под названием «нафака» — всегда быть материально обеспеченной со стороны мужа или родственников-мужчин. Тем самым женщина избавляется от бремени зарабатывать на жизнь.
ٱلرِّجَالُ قَوَّٰمُونَ عَلَى ٱلنِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ ٱللَّهُ بَعۡضَهُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖ وَبِمَآ أَنفَقُواْ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡۚ
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества» (4:34).
كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، وَالْأَمِيرُ رَاعٍ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ عَلَى أَهْلِ بَيْتِهِ، وَالْمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ عَلَى بَيْتِ زَوْجِهَا وَوَلَدِهِ
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за дом и детей своего мужа» (Бухари, Муслим).
وَعَلَى ٱلۡمَوۡلُودِ لَهُۥ رِزۡقُهُنَّ وَكِسۡوَتُهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ
«А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (2:233).
• Халифат, основанный на методе пророчества, будет охранять роли мужчин и женщин в семье и возвышать статус женщин в качестве жён и матерей. Это будет включать в себя обеспечение финансового положения женщин, чтобы они не нуждались в зарабатывании на жизнь, подвергая риску свои важные обязанности перед своими детьми и семьёй. Например, если у женщины нет родственников-мужчин, чтобы содержать её, то Исламское Государство обязано взять на себя эту заботу. Таким образом, исламские законы, осуществляемые в рамках Халифата, оказывают поддержку матерям в выполнении их жизненно важной обязанности — заботиться и воспитывать своих детей, а также заниматься своими домашними делами. Государство также гарантирует финансовую безопасность женщин и то, что они никогда не будут брошены самостоятельно и в одиночестве защищать себя и своих детей.
• Посланник Аллаха ﷺ говорит:
مَنْ تَرَكَ مَالاً فَلأِهْلِهِ وَمَنْ تَرَكَ دَيْنًا أَوْ ضَيَاعًا فَإِلَيَّ وَعَلَيَّ
«Если кто-нибудь оставит после себя какое-нибудь имущество, то (оно достанется) его семье; тот же, кто оставит после себя долг или неимущих близких, то это — мне, и я должен буду (позаботиться об этом)!» (Муслим).
«В основе женщина — мать и раббетуль-бейт (госпожа дома). Её честь и достоинство должны быть защищены» — статья 112 «Проекта Конституции» для государства Халифат, разработанная партией Хизб ут-Тахрир.
Статья 120: «Муж является главой, что проявляется в ответственности и заботе мужа о жене, а не в проявлении власти над ней. Жена обязана быть покорной своему мужу. Муж обязан обеспечить её в жизни всем, что соответствует принятому уровню».
Статья 156: «Государство должно гарантировать расходы на проживание тем, у кого нет денег, работы или кормильцев, обязанных их обеспечивать. Государство несёт ответственность за жильё и содержание инвалидов и людей с ограниченными возможностями».
Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.), второй халиф Ислама, первым в мире утвердил систему детских пособий, чтобы оказать финансовую помощь родителям в содержании своих детей.
• Права женщин на содержание мужьями или родственниками-мужчинами (нафака) строго соблюдались во времена исламского правления.
جَاءَتْ هِنْدُ بِنْتُ عُتْبَةَ فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ أَبَا سُفْيَانَ رَجُلٌ مِسِّيكٌ، فَهَلْ عَلَىَّ حَرَجٌ أَنْ أُطْعِمَ مِنَ الَّذِي لَهُ عِيَالَنَا قَالَ: لاَ إِلاَّ بِالْمَعْرُوفِ
«Хинд бинт Утба (жена Абу Суфьяна) пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О Посланник Аллаха, поистине, Абу Суфьян — скупой человек! Не является ли для меня греховным то, что я сама беру что-то из его средств без его ведома?». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Бери из средств столько, сколько будет хватать тебе и твоим детям сообразно обычаю».
В книге аль-Хассафа, иракского учёного ханафитского фикха IX века времён Аббасидского Халифата, описывается, как женщины подавали жалобы судьям на своих мужей, которые не предоставляли им средства в достаточной мере по тем меркам или которые отправлялись в путешествие, длившееся месяцами, не оставляя жёнам нафака в достаточной мере. Они просили судей назначить им кафиля (поручителя), который будет нести ответственность за оплату нафака. Если их мужья исчезали, то они могли пойти к кади (судье) и попросить его назначить вакиля (уполномоченного) управлять имуществом мужей и выплачивать на их содержание нафака.
Судебные записи времён Османского Халифата так же показывают, что мужчины юридически были обязаны материально содержать своих жён и детей. В случае отказа от этой обязанности супруга могла обращаться в суд с жалобой, и судья обязывал мужа к выплате в принудительной форме. Это также включало в себя предоставление имущества мужа для обеспечения привычного уровня жизни его жены. Брошенные жёны могли требовать прожиточного пособия для себя и своих детей из богатства или имущества своих мужей. Они также могли просить у суда разрешения взять заём от имени своих мужей, а ответственность возлагалась на их мужей. Вот пример подобного случая из судебных записей города Кайсери во времена Османского Халифата:
«Дженнет Ана бинт Шейх Мехмет Эфенди (Cennet Ana bint Sheih Mehmet Efendi) излагает жалобу: «Я — жена Абдуль-Фаттаха ибн Абдуль-Кадира из района Гюллюк, который отсутствует уже длительное время. Прошу выделить мне пособие на проживание». Решение: взять клятву с Дженнет Ана о том, что её муж ей ничего не выделил. Затем выделять ей ежедневное пособие в размере 15 акче и дать право брать деньги взаймы под ответственность мужа» («Записи Кайсери», 1034 год по хиджре).
Видение Ислама, сопровождающееся уважением, которого заслуживает материнство в семейной жизни и обществе, формировалось в рамках исламских законов, правильно формируя мышление граждан в отношении этой жизненно важной роли женщины. Этот непревзойдённый статус матери, который трактовался Исламом, длился на протяжении всей истории Халифата. Например, в Османском Халифате материнство способствовало улучшению положения женщины в обществе, а дети всегда проявляли почтение и внимательность в отношении своих матерей. В свою очередь, матери осыпали своих детей огромной любовью и нежностью.
Один из верных спутников Пророка ﷺ и великий учёный Ислама Абдуллах ибн Аббас (р.а.) сказал: «Я не знаю другого дела, которое приближает человека к Аллаху, чем доброе отношение и уважение к своей матери».
Ещё один сподвижник Пророка ﷺ и великий учёный Ислама Абдуллах ибн Умар (р.а.) однажды увидел, как йеменец совершал таваф (обход вокруг Каабы) со своей матерью на спине. Человек сказал Абдуллаху ибн Умару (р.а.): «Я ношу свою мать подобно домашнему верблюду. Я носил её больше, чем она меня. Как по-твоему, отплатил ли я перед ней, о Ибн Умар?». Абдуллах ибн Умар ответил: «Нет, ты не отплатил даже за одну её схватку во время родов».
Как-то раз спросили выдающегося учёного Зейна аль-Абидина: «Среди нас ты наиболее заботлив к своей матери, но мы никогда не видели, чтобы ты ел с ней из одной посуды». Он ответил: «Я боюсь, что, если моя рука возьмёт ту пищу, на которую уже нацелились глаза моей матери — это будет равносильно неуважению в отношении неё».
«Не менее прекрасной особенностью в характере тюрков является их почтение и уважение к причине их бытия — матери. Она словно жрица — с ней советуются, ей доверяют, её слушаются с великим уважением и почтением. В последние годы её жизни (с ней) обходятся с заботой. А после смерти вспоминают её с любовью и сожалением» (британская писательница, поэтесса, историк и путешественница Джулия Пардо, «Город султана», 1836 год).
• Система образования, СМИ и общественная исламская среда в Халифате помогут матерям-мусульманкам с их огромной ответственностью в воспитании детей, чтобы сделать их сильными исламскими деятелями, преданными рабами Аллаха и, следовательно, честными гражданами государства, источающими добро для всего общества.
Поэтому Ислам имеет непревзойдённое представление о важности материнства, сопровождаемое множеством законов и обязанностей, предписанных мужчинам и женщинам, чтобы обеспечить защиту и поддержку матерей. В сени исламского правления это внушало женщинам большое чувство собственного достоинства в исполнении их важного долга как хранительниц семейного очага и воспитательниц своих детей, к чему они подходили с максимальной серьёзностью и заботой. Законы Шариата же создают сильные и крепкие семейные единицы. Таким образом, только Халифат способен всесторонне реализовать Ислам. Исламское Государство вернёт заслуженный в обществе великий статус материнства, обеспечит безопасность и эффективное воспитание детей, а также защитит святость и гармонию семейной жизни.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Назрин Наваз, Глава женского отдела Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
14 Сафара 1440 г.х.
23.10.2018 г.