21
Чт, нояб

Развод — крайний в списке дозволенный в Исламе

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Совершенное законодательство окружает человека заботой; предоставляет ему способы, позволяющие удовлетворять свои органические потребности и инстинкты, не вызывая при этом страданий самого человека и окружающих его людей; даёт исчерпывающие решения на все вопросы и трудности, встречающиеся в жизни.

Таким законодательством является Ислам — религия, избранная Создателем для своих творений для того, чтобы они жили счастливо, были довольны Господом и заслужили Его довольство. Ислам скрупулёзно относится ко всем инстинктам человека, в том числе — к инстинкту сохранения и продолжения рода, и он разъясняет дозволенные в Шариате способы их удовлетворения. Для того, чтобы священные отношения между супругами были закреплены надёжными узами, Ислам узаконил брак. Аллах сказал:

وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَىٰ بَعْضُكُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ وَأَخَذْنَ مِنْكُمْ مِيثَاقًا غَلِيظًا

«Как вы можете отобрать это, если между вами была близость и если они взяли с вас суровый завет?» (4:21).

Каждый, кто верит в Аллаха, должен заключить эти узы с целью решить проблему удовлетворения соответствующих инстинктов, и не решать их как-то иначе. Поэтому религия Аллаха обязывает делать правильный выбор, особо подчёркивая свою приверженность тому, что «хорошие женщины — для хороших мужчин, а хорошие мужчины — для хороших женщин» (24:26), дабы совместная жизнь супругов была крепкой, сильной и продолжалась всю жизнь.

Однако в выборе супругов каждая из сторон может допустить ошибку, что испортит взаимоотношения между ними, сделает совместную жизнь невозможной из-за непримиримых характеров и конфликта интересов или из-за отсутствия гармонии и любви. Такая жизнь превратится в невыносимый ад, единственно возможным спасением от которого может быть только развод. Ислам, считая расторжение брака самым ненавистным из дозволений Аллаха, дозволил развод, т.к. порой это может быть неизбежным решением в случае невозможного примирения и дальнейшей совместной жизни супругов.

Для того, чтобы уберечь это ядро от других разрушительных как для семьи, так и для всего общества опасностей и не запятнать брак после того, как примирение супругов стало невозможным, Ислам дозволил развод. Ведь Аллаху известно о том, кого Он создал, что соответствует его природе, а что нет, и дал мужу и жене «послабление» — с помощью дозволенного разорвать эти отношения, дабы не сбиться к тому, что испачкает их и вызовет гнев Господа на супругов.

Христианство считает развод неприемлемым и не позволяет супругам расторгать брачный союз, который считает святым. Так мужчина должен связать свою жизнь только с одной женщиной и навсегда, и супруги должны быть верными священному союзу. Христианский закон провозглашает единобрачие и его нерасторжимость. Однако церковь оказалась перед ситуацией, когда совместная жизнь супругов становится невозможной, что может подтолкнуть их к другим способам сожительства на своё усмотрение в соответствии с собственными желаниями и потребностями.

В итоге распространяются незаконные отношения, страдает институт семьи и общество. Церковь в этом опирается на свой первый источник — Библию, где говорится: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Матф. 5:32).

Однако трудности, которые постигают супружеские союзы, вынудили церковь определить список причин для расторжения церковного брака: совершение одним из супругов прелюбодеяния и осквернение святости супружеского союза; неизлечимая душевная болезнь одного супруга, устраняющая возможность продолжения брачной жизни и представляющая угрозу другим членам семьи; безвестное отсутствие или оставление без разрешения супружеского дома на протяжении долгого времени (не менее трёх лет) одного из супругов; а также заключение брака по принуждению и без согласия одной из сторон.

Такова позиция церкви к брачному союзу, который она считает святым и нерасторжимым, но, тем не менее, она вынуждена принимать решение о разводе во многих случаях, когда семья сталкивается с вызовами и трудностями, лишающими всякой возможности продолжить совместную жизнь супругов.

Также существует ещё одна позиция относительно семейных уз — позиция феминистов и защитников свобод, призывающих отказаться от супружества, где каждая из сторон живёт как пожелает. Идеологи и активисты данных движений стремятся подорвать институт семьи.

Так, экзистенциалистка и идеолог феминистского движения Симона де Бовуар считает брак «пожизненной тюрьмой» для женщины, разрушающей все её надежды и мечты, а в основе её идеи лежит разрушение института семьи как главного способа подавления женщины и её свободы. Феминистские движения делают выбор в пользу права на свободное сожительство каждой из сторон, одного или разного полов. Такая позиция направлена на создание беспорядочного образа жизни, путаницу семейных и родственных связей, разрушение семьи и общества.

Ислам — это закон Аллаха, самое лучшее, чему может следовать в жизни человек, т.к. Аллах — Создатель; кто же знает лучше, как упорядочить жизнь и поступки своих творений, кроме Него? Аллах дозволил супружество для людей, чтобы они могли удовлетворить свои инстинкты, производить потомство и продолжить человеческий род; Аллах побудил людей делать правильный выбор супруга для того, чтобы их совместная жизнь была полна гармонии и взаимопонимания. Однако иногда чистота этих отношений может быть запятнана, т.к. шайтан без устали работает над тем, чтобы разлучить супругов и потом хвалиться этим перед своим покровителем Иблисом. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ إِبْلِيسَ يَضَعُ عَرْشَهُ عَلَى الْمَاءِ ثُمَّ يَبْعَثُ سَرَايَاهُ فَأَدْنَاهُمْ مِنْهُ مَنْزِلَةً أَعْظَمُهُمْ فِتْنَةً يَجِيءُ أَحَدُهُمْ فَيَقُولُ فَعَلْتُ كَذَا وَكَذَا فَيَقُولُ مَا صَنَعْتَ شَيْئًا قَالَ ثُمَّ يَجِيءُ أَحَدُهُمْ فَيَقُولُ مَا تَرَكْتُهُ حَتَّى فَرَّقْتُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ امْرَأَتِهِ قَالَ فَيُدْنِيهِ مِنْهُ وَيَقُولُ نِعْمَ أَنْتَ

«Поистине, Иблис водрузит свой трон на воду, а потом пошлёт своих воинов, и самое близкое положение к нему займёт тот из них, кто ввергнет людей в наибольшее искушение. Один из них скажет: «Я сделал то-то», — на что Иблис ответит: «Ты ничего не совершил!». Потом придёт другой из них и скажет: «Я не оставлял (такого-то) в покое, пока не разлучил с женой». В ответ Иблис приблизит его к себе и скажет: «Как прекрасно ты поступил!» (Муслим).

Разводить супругов — одно из деяний Шайтана; несмотря на то, что развод является самым ненавистным Аллаху из всех Его дозволений, тем не менее, он остаётся дозволенным решением после того, как все попытки урегулировать конфликты исчерпаны, а совместная жизнь супругов далее невозможна, и даже если они продолжат жить вместе, то зла и опасности в этом будет больше, чем распад семьи.

Общество очищается от всяких примесей, порочных идей, неправильных отношений и понятий благодаря Исламу, принёсшему решения проблем супружеских отношений, в случае, если они зайдут в тупик. Религия Аллаха вытеснила из семьи ненависть и неприязнь и заменила их взаимной дружбой и милосердием.

Аллах обособил тему развода в отдельной Суре «Ат-Талак» в Коране, а также упомянул о нём в Суре «Бакара», где разъяснил все положения, касающиеся развода в Исламе для людей, дабы они руководствовались ими в жизни согласно тому, что угодно Господу, и уберегали тем самым общество. Даже если какую-то её ячейку постигнет потрясение, общество устоит перед ним. Эта великая религия предоставляет решения, направленные на защиту основ общества от всяческого вреда.

Всё благо — в Исламе. Мы руководствуемся им для решения проблем, однако, как бы мы отчётливо ни замечали зло, которое несут за собой проблемы, тем не менее, от нас утаивается ещё много скрытого, ведомого одному лишь Аллаху:

وَعَسَىٰ أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ ۗ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

Даже если развод и несёт в себе негатив, всё же он, с дозволения Аллаха, лучше для супругов, семьи и детей, чем продолжать невозможную совместную жизнь, которая превратится в муки и навлечёт множество зла.

Супружество — это крепкая связь. Ислам побуждает строить семью на сильных основах для того, чтобы она устояла перед трудностями и разногласиями, которые могут происходить в жизни супругов и которые они будут решать согласно законам Ислама и тому, в чём заключается смысл их супружества, а именно — в любви ради Аллаха и поиске Его довольства. Таковы законы Аллаха для Его рабов, дабы они строили крепкие семьи, полные дружбы, любви и милосердия, и сплочённые общества, состоящие из людей, соперничающих между собой в благе и угождении своему Господу. А для того, чтобы уберечь эти прекрасные чистые общества, Милосердный Аллах дал множество законов для решений их социальных проблем.


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Зайнат ас-Самит
24.10.2018