18
Вс, нояб

Разведённая женщина между милостью Халифата и несправедливостью невежественных режимов в рамках кампании «Семья: вызовы и решения Ислама»

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

В процессе обсуждения темы брака и развода в частности (и социальной системы Ислама — в общем) мы имеем право гордиться тем, что являемся мусульманами, и прославить Аллаха за этот великий дар.

Аллах, наряду с нашим сотворением, почтил нас превосходными законами Шариата, которые спасают нас от бездны аморальности и возвышают на высшую ступень порядочности, заботы, защиты и достоинства. Ни одна идеология не способна сравниться с тем, что принёс Мухаммад (с.а.с.) для своей Уммы. И как после этого не назвать его посланцем милости для миров?!

Тема развода (талак) всегда была одной из самых обсуждаемых тем среди мусульман, несмотря на различные цели между критиками и теми, кто хочет узнать закон Шариата в данном вопросе. Женские ассоциации, правозащитные центры, востоковеды и другие всегда задавали вопросы на тему развода и женщины, чтобы высмеять и выставить Ислам в качестве религии, угнетающей женщину. СМИ подкармливали эти обвинения, публикуя их. Это привело к тому, что некоторые мусульмане растерялись и не знали — оправдывать свою религию или признать предъявленные обвинения.

Эта статья является попыткой продемонстрировать аспекты заботы, которыми Ислам окружил женщину в самый трудный период её жизни, а именно — тогда, когда семейный очаг раскололся и разрушился брак, который изначально означал любовь и успокоение. Неудивительно, что при любой идеологии женщины гарантированы заботой, когда они живут в благополучии и безопасности, но превосходство исламского закона мы можем наблюдать в ситуации, когда женщины страдают от несправедливости и потери спокойствия. Это то, что очередной раз отличает Ислам, поскольку он проявляет заботу о женщине как в браке, так и в разводе, защищая её честь во всех случаях.

Трагедия не ограничивается огромными и растущими случаями разводов в мусульманском мире. К примеру, в Египте случаи развода достигли миллиона в год, согласно статистике за 2015 года. С одной стороны, страдания разведённых женщин исходят из-за установленных над мусульманами режимов, с другой — из-за общественных предрассудков, которые часто ошибочно возлагают на женщину вину за несостоявшийся брак. Хуже всего то, что некоторые из этих предрассудков приписывают Исламу ложь и клевету: якобы Ислам оставил женщин между двух огней, а в итоге миллионы женщин и детей страдают, что приводит к дезинтеграции семей и разрушению социальных отношений.

Всё это происходит несмотря на то, что режимы и международные институты принимают резолюции о равенстве и правах женщин. Комиссии по народонаселению и развитию в своих решениях требуют равенства между женщинами и мужчинами в прекращении супружеских отношений. В 16 статье Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин CEDAW говорится: «Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин: c) одинаковые права и обязанности в период брака и при его расторжении». Данная Конвенция обязывает все подписавшие её государства внести поправки в своё законодательство в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Разведённые женщины в мусульманском мире в наше время, как и все остальные женщины, страдают от нищеты и бедности, а также отсутствия надлежащей заботы со стороны государства. Лишённые прав на обычную жизнь и ставшие темой обсуждения от безделья сплетников, эти женщины могут лишиться своих детей или возможности вновь выйти замуж. Это не говоря уже о страданиях некоторых разведённых женщин, вызванных отказом уплаты алиментов. Иногда муж отказывается разводиться, хотя Аллах повелел ему проявлять богобоязненность:

وَلَا تَعۡضُلُوهُنَّ لِتَذۡهَبُواْ بِبَعۡضِ مَآ ءَاتَيۡتُمُوهُنَّ إِلَّآ أَن يَأۡتِينَ بِفَٰحِشَةٖ مُّبَيِّنَةٖۚ وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ

«Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно» (4:19).

«В то время, когда Ислам принёс шариатские поручения, которые возложил на женщину и мужчину, разъяснив законы Шариата, которые решают действия каждого из них, он вообще не учитывал и не принимал во внимание так называемый «вопрос равенства или преимущества» между мужчиной и женщиной. Ислам обратил внимание на то, что имеется определённая проблема, которая нуждается в решении, и решил её, невзирая на то, чья эта проблема — мужчины или женщины. Реальность брака указывает на то, что он существует ради создания семьи и предоставления ей благополучия. Если в этой супружеской жизни происходит то, что угрожает этому благополучию, и положение доходит до такой степени, когда уже совместная жизнь становится невозможной, необходимо, чтобы был путь, которым воспользуются супруги для того, чтобы разойтись друг с другом. Они не должны быть вынужденными остаться против своей воли в этой связи или против воли одного из них. Аллах издал закон о разводе. Он сказал:

ٱ لطَّلَٰقُ مَرَّتَانِۖ فَإِمۡسَاكُۢ بِمَعۡرُوفٍ أَوۡ تَسۡرِيحُۢ بِإِحۡسَٰنٖۗ

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму» (2:229), —

для того, чтобы в доме не пребывало страдание и чтобы среди людей продолжало оставаться счастье и благополучие супружеской жизни. Если жизнь супругов друг с другом стала трудной из-за несоответствия их характеров или из-за неожиданно произошедшего случая, который испортил их жизнь, то им предоставляется шанс для того, чтобы каждый из них поработал над образованием супружеского благополучия друг с другом» (из книги «Социальная система в Исламе»).

Ислам возвысил степень женщины, даже если она ненавистна мужу, и не сделал отвращение к ней причиной развода. Напротив, Ислам повелел супругам жить достойно в добре, призывая терпеть неприязнь, ведь, возможно, в этом есть благо. Аллах говорит:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ فَإِن كَرِهۡتُمُوهُنَّ فَعَسَىٰٓ أَن تَكۡرَهُواْ شَيۡ‍ٔٗا وَيَجۡعَلَ ٱللَّهُ فِيهِ خَيۡرٗا كَثِيرٗا

«Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (4:19).

Также Ислам запретил мужчинам чинить препятствия супруге, которая не желает с ним жить, не давая ей развестись из-за упрямства или в страхе лишиться имущества, данного ей в качестве махра:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا يَحِلُّ لَكُمۡ أَن تَرِثُواْ ٱلنِّسَآءَ كَرۡهٗاۖ وَلَا تَعۡضُلُوهُنَّ لِتَذۡهَبُواْ بِبَعۡضِ مَآ ءَاتَيۡتُمُوهُنَّ إِلَّآ أَن يَأۡتِينَ بِفَٰحِشَةٖ مُّبَيِّنَةٖۚ

«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости» (4:19).

Али ибн Абу Талха передал от Ибн Аббаса следующее: «Не чините им препятствия», — то есть не принуждайте их, «чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали», — имеется в виду мужчина, который грубо обходится с женой, чтобы вынудить её откупиться от него возвратом махра («Тафсир Ибн Касира»). К тому же Ислам возложил на мужа обязанность обеспечивать её пищей и жильём после талака на протяжении срока дней идды, а также запретил выселять её до истечения этого срока. Также в её права входит получать плату за кормление грудью их совместных детей. Аллах сказал:

وَعَلَى ٱلۡمَوۡلُودِ لَهُۥ رِزۡقُهُنَّ وَكِسۡوَتُهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ لَا تُكَلَّفُ نَفۡسٌ إِلَّا وُسۡعَهَاۚ لَا تُضَآرَّ وَٰلِدَةُۢ بِوَلَدِهَا وَلَا مَوۡلُودٞ لَّهُۥ بِوَلَدِهِۦۚ وَعَلَى ٱلۡوَارِثِ مِثۡلُ ذَٰلِكَۗ فَإِنۡ أَرَادَا فِصَالًا عَن تَرَاضٖ مِّنۡهُمَا وَتَشَاوُرٖ فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَاۗ

«А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за её ребёнка, а также отцу за его ребёнка. Такие же обязанности возлагаются на наследника отца. Если они пожелают отнять ребёнка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха» (2:233).

Также она может вернуться к бывшему мужу до третьего развода:

وَإِذَا طَلَّقۡتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَبَلَغۡنَ أَجَلَهُنَّ فَلَا تَعۡضُلُوهُنَّ أَن يَنكِحۡنَ أَزۡوَٰجَهُنَّ إِذَا تَرَٰضَوۡاْ بَيۡنَهُم بِٱلۡمَعۡرُوفِۗ

«Если вы развелись с вашими жёнами, и они выждали положенный им срок, то не мешайте им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях» (2:232), —

как и выйти за другого:

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِنۢ بَعۡدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوۡجًا غَيۡرَهُۥۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيۡهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِۗ وَتِلۡكَ حُدُودُ ٱللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوۡمٖ يَعۡلَمُونَ ٢٣٠

«Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230).

Эти положения и милость для женщины утеряны вместе с потерей государства, которое заботилось обо всех её делах от рождения до смерти. С отсутствием заботившегося о женщинах через справедливые положения Ислама Халифата женщина столкнулась с угнетением, маргинализацией и упущениями её прав и гарантий. Мусульманка будет обречена на страдания и отсутствие безопасности и заботы, пока не окажется под сенью Праведного Халифата по методу пророчества, который претворит эти положения на практике в точности.


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Ваша сестра — Баян Джамаль
16 Сафара 1440 г.х.
25.10.2018 г.