«Семья: вызовы и решения Ислама»
Семья — это первый кирпичик в строении Уммы, и в Исламе она основывается на шариатских отношениях между мужчиной и женщиной, чьи различие и взаимодополняемость позволяют продолжить человеческий род, облагораживать планету и оставить после себя новые поколения.
Для достижения этого Аллах утвердил брак в группе законов, направленных на улаживание связей между мужчиной и женщиной, то есть на единение противоположных полов, регулирующие совместное их нахождение, их связи, а также всё, что напрямую или косвенно касается такого собрания. Эта группа законов о собрании мужчин и женщин называется «социальная система в Исламе» — единственная система, в рамках которой должно происходить новое потомство и регулироваться семейные отношения.
Эта социальная система наметила вехи и пути осуществления ценностей любви, милосердия и спокойствия в семейной жизни для защиты и поддержания сильной сплочённый семьи, и вот главные из них:
— Ислам назвал брачный договор, на котором основана семья, выражением «суровый завет». Завет — это договор, заключающийся между двумя людьми, а договор между мужем и женой назван «заветом» в силу его важности и величия. В Коране договоры упоминаются в общей форме, как, например:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُقُودِ
«О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (5:1).
Однако договор о браке описывается как «суровый завет». Аллах сказал:
وَإِنْ أَرَدْتُمُ اسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَكَانَ زَوْجٍ وَآتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنْطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا مِنْهُ شَيْئًا ۚ أَتَأْخُذُونَهُ بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُبِينًا﴿﴾ وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَىٰ بَعْضُكُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ وَأَخَذْنَ مِنْكُمْ مِيثَاقًا غَلِيظًا
«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар, то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех? Как вы можете отобрать это, если между вами была близость и если они взяли с вас суровый завет?» (4:20,21).
«Суровый завет» выражает мощь и силу договора и встречается в Коране в двух случаях: в качестве договора между Аллахом и его пророками и посланниками:
وَإِذْ أَخَذْنَا مِنَ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنْكَ وَمِنْ نُوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ۖ وَأَخَذْنَا مِنْهُمْ مِيثَاقًا غَلِيظًا
«Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый завет» (33:7), —
и между супругами. Это подтверждает силу и важность соблюдения этого договора.
— Ислам уделяет первостепенное внимание правильному выбору супругов. Существует много текстов, предоставляющих будущим супругам правильные критерии при выборе спутника жизни:
От Абу Хурайры сообщается, что Пророк ﷺ сказал:
تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا، وَلِحَسَبِهَا، وَلِجَمَالِهَا، وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ
«Женщина берётся замуж по четырём качествам: богатству, знатному происхождению, красоте и религиозности. Женись на религиозной и процветай».
От Абу Хурайры передаётся, что Пророк Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا خُطِبَ إِلَيْكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَزَوِّجُوهُ. إِلاَّ تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ
«Если будет свататься к вам тот, религией и нравственностью которого вы довольны, то жените его. В ином случае на земле будет смута и много испорченности».
Оба этих хадиса указывают на принципы правильного выбора, которые заключаются в ценностях набожности и хороших нравственных качествах.
— В представлении Ислама жизнь супругов не похожа на дружбу двух компаньонов, занимающихся одним делом. В Исламе супруги — это не те, кто вынужден сожительствовать на протяжении всей своей жизни, а напротив, муж и жена — это два спутника и друга, находящих друг в друге успокоение и поддержку на всём жизненном пути. Аллах определил супружество источником уверенности и успокоения:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً
«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21).
В спокойствии лежит уверенность мужа в жене, а жены — в муже, а также их привязанность друг к другу, а не неприязнь.
— Исламский Шариат разъяснил права и обязанности супругов, которые приносят спокойствие и благополучие в их совместную жизнь. Здесь существует много аятов и хадисов. Аллах сказал:
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму» (2:228).
От Джабира передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ в своей проповеди во время прощального хаджа сказал:
اتَّقُوا اللَّهَ فِي النِّسَاءِ، فَإِنَّكُم أَخَذتُمُوهُنَّ بِأَمَانَةِ اللَّهِ، وَاستَحلَلتُم فُرُوجَهُنَّ بِكَلِمَةِ اللَّهِ، وَلَكم عَلَيهِنَّ أَنْ لا يُوطِئْنَ فُرُشَكُم أَحَدًا تَكرَهُونَهُ، فَإِن فَعَلنَ ذَلِكَ فَاضرِبُوهُنَّ ضَربًا غَيرَ مُبَرِّحٍ، وَلَهُنَّ رِزقُهُنَّ وَكِسوَتُهُنَّ بِالمَعرُوفِ
«Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их согласно уставленному порядку».
Значит, женщины имеют права над мужчинами так же, как мужчины имеют права над женщинами. Жена должна подчиняться мужу в добре, а мужчина должен проявлять заботу о жене и о её делах, а также оберегать её.
— Аллах возложил руководство домом на мужа и определил его попечителем над своей женой. Аллах Тааля сказал:
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنْفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34).
От Абу Хурайры, муттафакъун алейхи — Посланник ﷺ спросил у одной женщины:
أَذَات زَوْجٍ أَنْتِ؟ قَالَتْ: نَعَمْ، قَالَ: فَإِنَّهُ جَنَّتُكِ وَنَارُكِ
«У тебя есть муж?». Она ответила: «Да». Затем он сказал ей: «Он — твой Рай и твой Ад».
Попечительство мужа над женой и его руководство над домом и семьёй вовсе не означают его неоспоримое владычество, а означают заботу о семье и о её делах. Муж и жена в Исламе — это не начальник и подчинённая, а друзья, один из которых напрямую ответственен за управление домом и заботу о семье.
Ислам заложил основы мусульманского очага и установил в нём отношения на базе прав и обязанностей супругов, каждый из которых является благим и надёжным спутником другому на пути достижения довольства Аллаха. Если семья стоит на этих основах и следует этим правилам, то она будет крепкой и сплочённой, если же нет, то она будет страдать от всевозможных семейных проблем, начиная от создания поколения, не связанного с религией, и заканчивая распадом, от которого пострадает каждый член семьи.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Рана Мустафа
26.10.2018