Всевышний Аллах говорит:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَاناً وَعَلَىٰ رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (8:2).
Упование на Аллаха связано с исламской акъыдой и верой в Аллаха как единого создателя, устроителя, наделяющего уделом, властвующего, на которого полагаются мусульмане в приобретении добра и отражении зла.
Всемогущий Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا آَمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآَخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالاً بَعِيداً
«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (4:136).
Кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников, в судьбу и предначертание, что они, как плохое, так и хорошее, исходят от Аллаха, и кто не действовал сообразно этому, тот не почувствует силу упования. Не является верующим (мумином) тот, кто ослушается Аллаха и Его Посланника ﷺ, не придерживается границ, указанных в Коране, и не повинуется решению Аллаха.
Верующим является тот, чьё сердце испытывает страх при упоминании Аллаха, кто дрожит в страхе перед Ним и в надежде на Него, повинуется Его приказам и запретам, верит, подтверждает и убеждается в том, что ниспослал Аллах и приказал, и верит в то, что решение Аллаха непременно сбудется. Он просит только у Аллаха, страшится только Его и уповает только на Него. Всевышний Аллах говорит:
فَإِنْ تَوَلَّوْا فَقُلْ حَسْبِيَ اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ
«А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он — Господь великого Трона» (9:129).
Следовательно, кто отвернулся от Ислама, отдалил его от организации жизни людей, преднамеренно не правил согласно откровению от Аллаха, сбивал с пути Аллаха, сражался с Аллахом, Его Посланником ﷺ и верующими, а также помогал врагам Аллаха и мусульман, тот и понятия не имеет об уповании на Аллаха.
Правление согласно Исламу — это плод веры в Аллаха, Его ангелов, Его Книги и Его посланников. Как верующий может довольствоваться правлением не по Исламу, подчиняться тому, кто запрещает и разрешает от своего имени, тому, кто не судит по Шариату? Как верующий может отворачиваться от деятельности по возобновлению исламского образа жизни посредством установления Исламского Государства по методу пророчества?!
Всевышний Аллах говорит:
وَتَوَكَّلْ عَلَى الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ ، الَّذِي يَرَاكَ حِينَ تَقُومُ ، وَتَقَلُّبَكَ فِي السَّاجِدِينَ ، إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ
«Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он — Слышащий, Знающий» (26:217–220).
Когда мусульманин намеревается сделать то, что приказал Аллах, он будет полагаться на Него и обращаться за помощью к Нему, чтобы выполнить Его повеление.
Упование — это положение, когда сердце полностью полагается на Аллаха в выполнении действия, приобретении добра и отражении зла, а также это уверенность и хорошее мнение об Аллахе. Мусульманин должен уповать на Аллаха во всех своих делах, как важных, так и незначительных. Упование скрыто в сердце и будет проявляться только в искреннем человеке, переполненном верой, действующем согласно своей религии и приверженном послушанию Аллаху и Его Посланнику ﷺ, выполняя Его приказы и сторонясь Его запретов. Всемогущий Аллах говорит:
الَّذِينَ قَالَ لَهُمُ النَّاسُ إِنَّ النَّاسَ قَدْ جَمَعُوا لَكُمْ فَاخْشَوْهُمْ فَزَادَهُمْ إِيمَاناً وَقَالُوا حَسْبُنَا اللَّهُ وَنِعْمَ الْوَكِيلُ
«Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (3:173).
Упование не является принятием мер. Это два разных, отличающихся друг от друга вопроса. Посланник Аллаха ﷺ уповал на Аллаха и предпринимал меры. Он готовил всевозможные силы, как, например, осушение колодцев Бадра, выкапывание рва, перекрытие воды Хайбара, сокрытие информации от курайшитов во время похода для открытия Мекки. В ночь хиджры Пророк ﷺ приказал Али (р.а.) ночевать в его кровати, затем он три ночи ночевал в пещере и нанял человека из племени Бану ад-Даиль проводником. Всё это является принятием мер и не противоречит упованию. Абу Бакр (р.а.) сказал: «Когда мы находились в пещере, я увидел стопы язычников над нашими головами и сказал: «Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них взглянет себе под ноги, то увидит нас». Он ответил: «О Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, третьим из которых является Аллах?» (Бухари, Муслим).
Приводит Абу Дауд в «Сунан» от Анаса ибн Малика (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
إِذَا خَرَجَ الرَّجُلُ مِنْ بَيْتِهِ فَقَالَ بِسْمِ اللَّهِ تَوَكَّلْتُ عَلَى اللَّهِ، لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ، قَالَ: يُقَالُ حِينَئِذٍ: هُدِيتَ، وَكُفِيتَ، وَوُقِيتَ، فَتَتَنَحَّى لَهُ الشَّيَاطِينُ، فَيَقُولُ لَهُ شَيْطَانٌ آخَرُ: كَيْفَ لَكَ بِرَجُلٍ قَدْ هُدِيَ وَكُفِيَ وَوُقِيَ؟
«Тому, кто при выходе из своего дома скажет: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха», — говорится ему: «Ты ведом прямым путём, спасён и защищён», — и шайтан встречает другого шайтана и говорит: «Как быть с человеком, который ведом прямым путём, спасён и защищён?!».
Вывел аль-Хаким с достоверной цепочкой передачи от Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْ أَنَّكُمْ تَوَكَّلْتُمْ عَلَى اللَّهِ حَقَّ تَوَكُّلِهِ لَرَزَقَكُمْ كَمَا يَرْزُقُ الطَّيْرَ تَغْدُو خِمَاصاً وَتَرُوحُ بِطَاناً
«Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так же, как посылает его птицам, которые улетают утром голодными, а возвращаются сытыми».
Дорогие братья, это — некоторые примеры упования на Аллаха из Священного Корана и Сунны.
Правильность упования вытекает из правильности акъыды, а искренность в действиях заключается в обращении своего сердца к Аллаху. Необходимо, чтобы след упования прослеживался в поведении индивидов и в общественном порядке, который доминирует над жизнью людей. Немыслимо, чтобы системы и законы в мусульманских странах черпались из систем и законов неверных, а Исламский Шариат был отодвинут на второй план вместо того, чтобы привести в порядок жизнь мусульман, достичь справедливости и равенства, а также объединить их в повиновении Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Дорогие братья, посвятите себя подчинению Аллаху и Его Посланнику ﷺ и деятельности по возобновлению исламского образа жизни посредством создания Исламского Государства по методу пророчества и праведных халифов.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Ибрахим Саляма Абу Муса
16 Сафара 1440 г.х.
25.10.2018 г.