22
Пт, нояб

Искажённые идеи, препятствующие возрождению (нахде) мусульман и призывающие к отдалению от людей

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Причина тому — неверное понимание хадиса: «Сторонись всех тех групп»

К сожалению, некоторые мусульмане приняли, якобы из Шариата, такую позицию, как «предпочтительность изолироваться, держаться в стороне от происходящего и людей», когда распространены разные группы неверия, порочности, фитна (смута). Ведь для некоторых мусульман стало трудным и запутанным делом отличить истину ото лжи при таких обстоятельствах. Они взяли эту позицию из хадиса Хузайфы ибн аль-Ямана:

فَإِنْ لَمْ يَكُنْ لَهُمْ جَمَاعَةٌ وَلَا إِمَامٌ قَالَ فَاعْتَزِلْ تِلْكَ الْفِرَقَ كُلَّهَا وَلَوْ أَنْ تَعَضَّ بِأَصْلِ شَجَرَةٍ حَتَّى يُدْرِكَكَ الْمَوْتُ وَأَنْتَ عَلَى ذَلِكَ

«А если у них не будет ни джамаата (общины), ни Имама?». Он сказал: «Тогда сторонись всех этих групп. И даже если тебе придётся вцепиться за корни дерева коренными зубами, оставайся в таком положении, пока тебя не настигнет смерть».

Шейхи вреда и придворные шейхи (которых незаслуженно называют учёными) запутали понимание этого хадиса для простых мусульман; таким образом они пытаются отговорить Умму от обязательств несения призыва, приказа одобряемого и запрета порицаемого, внимательного отношения к проблемам.

Подобное понимание неправильно по следующим причинам:

Во-первых, отдаление, которое потребовал Пророк ﷺ от спрашивающего, заключается в отдалении от заблудших, отклонившихся от Ислама групп, когда нет джамаата мусульман и их халифа. Однако здесь не идёт разговор об отдалении от джамаата мусульман, или джамаатов, основанных на Исламе, или об отдалении от Имамата (государства Ислама), когда они есть. Более того, Пророк ﷺ потребовал от спрашивающего отдалиться от групп, которые построены не на основе Ислама (в данном слове используется определённый артикль «ال» (используемый для обозначения обговорённой вещи «لِلْعَهْدِ»)). Другими словами, он потребовал отдалиться от заблудших групп, которые основаны на заблуждении и неверии, когда нет общины мусульман и нет халифа.

Во-вторых, хукм об отдалении от заблудших групп, упомянутый в этом хадисе, относится к категории мандуб (желательных) дел, особенно если мусульманин невежественен в шариатских хукмах и не различает между истиной и ложью, боится за себя, что скатится в неверие или греховность. Ведь в основе мусульманин должен быть:

— учёным или изучающим,

— тем, кто участвует в повелении одобряемого и воспрещении порицаемого,

— ведущим деятельность по преобразованию реальности на основе категоричных доказательств Ислама и несущим Послание Ислама ко всему миру так, как это требуется.

К таким доказательствам относится:

وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

В-третьих, то, что пришло в этом хадисе, обязывает мусульман присоединиться к власти мусульман, к их государству, халифу, когда они присутствуют. А если нет государства у мусульман, то они обязаны принять участие в коллективной деятельности и присоединиться к какому-либо сплочению, которое основывается на Исламе в своей идеи и методе, чтобы затем вести уже совместную деятельность по установлению власти Ислама и возвышению слова Аллаха на земле. Именно поэтому в хадисе говорится: «А если у них не будет ни джамаата (общины), ни Имама?». Обратное понимание сказанного в хадисе говорит нам о том, что если у мусульман будет Имам (халиф), или джамаат, основанный на Исламе, то не дозволяется кому-либо отдаляться от них.

В-четвёртых, тот, кто утверждает о хукме отстраняться от джамаатов как об общей норме, т.е. применяет его везде и ко всему (даже если исчезли сомнения и стали очевидны факты), то такое не может быть принято от него, даже если его знания малы и он — обычный мукаллид. Поскольку таковым мусульманину оставаться непозволительно, т.к. ему запрещается продолжать жить со своим невежеством и в положении изоляции от остальных. Так что уж говорить о тех, кто считается учёным, постигающим знания или проповедником?

Подобное искажённое понимание противоречит многим шариатским доказательствам из Корана и Сунны, где требуется от мусульман внимательность ко всем малым или большим делам в своей жизни (и в жизни людей — в целом). От них требуется продолжить изучение Ислама, приказывать к одобряемому и запрещать порицаемое, нести призыв к Исламу, вести джихад — и это должно происходить во все времена и при любых обстоятельствах.

Передаётся от Абу Хурайры: «Один человек из числа сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, проходя мимо ущелья с источником пресной воды, вкусом которой он был изумлён, сказал:

لَوِ اعْتَزَلْتُ النَّاسَ فَأَقَمْتُ فِي هَذَا الشِّعْبِ وَلَنْ أَفْعَلَ حَتَّى أَسْتَأْذِنَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«Как бы я хотел отдалиться от людей и остаться в этом ущелье. Но нет, я не сделаю этого, пока не спрошу разрешения у Посланника Аллаха ﷺ».

Он спросил Посланника Аллаха ﷺ, на что тот сказал ему:

لَا تَفْعَلْ فَإِنَّ مُقَامَ أَحَدِكُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَفْضَلُ مِنْ صَلَاتِهِ فِي بَيْتِهِ سَبْعِينَ عَامًا أَلَا تُحِبُّونَ أَنْ يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ وَيُدْخِلَكُمُ الْجَنَّةَ اغْزُو فِي سَبِيلِ اللَّهِ مَنْ قَاتَلَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَوَاقَ نَاقَةٍ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ

«Не делай этого. Поистине, место одного из вас на пути Аллаха лучше, чем его молитвы дома в течении семидесяти лет. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вам (ваши грехи) и ввёл в Рай? Сражайтесь на пути Аллаха. Кто сражался на пути Аллаха хотя бы столько, сколько проходит времени между двумя удоями верблюдицы, для того Рай станет обязательным» (ат-Тирмизи, назвал его хасан хадисом).

Этот хадис является одним из доказательств, которые ясно и однозначно решают этот вопрос — вопрос, который занял умы массы мусульман, в результате чего склонялись в пользу изоляции от других. Этот хадис устраняет искажённое понимание, снимает завесу с шариатского хукма, который разъясняет запрет отдаляться от людей и не участвовать в общем деле мусульман и людей в целом. Более того, мусульманин обязан вникать во все сферы жизни, чтобы возвысить слово Аллаха над остальными, чтобы удерживать халифов и остальных мусульман в лоне Ислама.

 


Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абдульазиз Мухаммад
11 Джумада ас-сани 1440 г.х.
16.02.2019 г.