21
Чт, нояб

Изменение предосудительного — это проявление активности

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Ислам не позволяет мусульманину оставаться пассивным и быть подверженным влиянию происходящего. Напротив, Ислам желает, чтобы мусульманин положительно взаимодействовал с тем, что вокруг него.

В течение этого взаимодействия проявлялась бы его способность к деятельности и созиданию. Ислам желает, чтобы мусульманин был влиятельным, способным формировать события и реальность в соответствии с видением и желанием Всевышнего.

Тексты Корана и Сунны пропитаны духом положительной активности, они побуждают мусульманина к движению и созиданию, к тому, чтобы быть сильной личностью, способной нести бремя вверенного Послания — Ислама. В Коране в ряде мест мы можем обнаружить упоминание о духе положительной активности:

وَلَا تَهِنُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَنتُمُ الْأَعْلَوْنَ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

«Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (3:139).

Аллах утешил верующих, когда в день Ухуда кто-то из них был убит, а кто-то ранен, Он запретил им находиться в состоянии беспомощности и падения духом:

وَلَا تَهِنُوا

«Не слабейте…». Он также напомнил о терпении и стойкости, за которыми следует победа:

وَكَأَيِّنْ مِنْ نَبِيٍّ قَاتَلَ مَعَهُ رِبِّيُّونَ كَثِيرٌ فَمَا وَهَنُوا لِمَا أَصَابَهُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَمَا ضَعُفُوا وَمَا اسْتَكَانُوا ۗ وَاللَّهُ يُحِبُّ الصَّابِرِينَ ١٤٦ وَمَا كَانَ قَوْلَهُمْ إِلَّا أَنْ قَالُوا رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا فِي أَمْرِنَا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ ١٤٧ فَآتَاهُمُ اللَّهُ ثَوَابَ الدُّنْيَا وَحُسْنَ ثَوَابِ الْآخِرَةِ ۗ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

«Cĸoльĸo былo пpopoĸoв, pядoм c ĸoтopыми cpaжaлocь мнoгo нaбoжныx вepyющиx! Oни нe пaли дyxoм oт тoгo, чтo пocтиглo иx нa пyти Aллaxa, нe пpoявили cлaбocти и нe cмиpилиcь. Beдь Aллax любит тepпeливыx. Oни нe пpoизнocили ничeгo, ĸpoмe cлoв: «Гocпoдь нaш! Πpocти нaм нaши гpexи и излишecтвa, ĸoтopыe мы дoпycтили в нaшeм дeлe, yтвepди нaши cтoпы и дapyй нaм пoбeдy нaд людьми нeвepyющими». Аллах даровал им вознаграждение в этом мире и прекрасное вознаграждение в Последней жизни. Ведь Аллах любит творящих добро» (3:146–148).

Передаётся от Хузайфы, а он — от Пророка ﷺ:

لَا تَكُونُوا إِمَّعَةً تَقُولُونَ إِنْ أَحْسَنَ النَّاسُ أَحْسَنَّا وَإِنْ ظَلَمُوا ظَلَمْنَا وَلَكِنْ وَطِّنُوا أَنْفُسَكُمْ إِنْ أَحْسَنَ النَّاسُ أَنْ تُحْسِنُوا وَإِنْ أَسَاءُوا فَلَا تَظْلِمُوا

«Не будьте безвольными, которые говорят: «Если люди будут творить добро, то и мы будем творить добро, а если они будут совершать несправедливость, то и мы будем несправедливы». Приучайте себя к том, что если люди делают добро, то и вы делайте добро, а если они совершают зло, то вы [остаётесь] справедливыми»1. Передаётся от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اَلْمُؤْمِنُ الْقَوِيُّ خَيْرٌ وَأَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيفِ وَفِي كُلٍّ خَيْرٌ احْرِصْ عَلَى مَا يَنْفَعُكَ وَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ وَلَا تَعْجَزْ وَإِنْ أَصَابَكَ شَيْءٌ فَلَا تَقُلْ لَوْ أَنِّي فَعَلْتُ كَذَا لَمْ يُصِبْنِي كَذَا وَلَكِنْ قُلْ قَدَّرَ اللَّهُ وَمَا شَاءَ فَعَلَ فَإِنَّ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشَّيْطَانِ

«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным во всём, что приносит тебе пользу, спрашивай помощи у Аллаха и не будь беспомощным. Если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то не постигло бы меня то-то», — а говори следующее: «Так предопределил Аллах! Он поступает так, как Ему угодно». Ведь [выражение] «если бы» открывает двери для козней шайтана»2.

Это — призыв Посланника ﷺ к тому, чтобы мусульманин был сильным, готовым к невзгодам, не знающим слабости, не был охвачен вахном3, был усердным и терпеливым настолько, что его не одолевает усталость или уныние, был твёрдым и решительным в достижении своей цели, и в его сердце не должно проникать отчаяние. Он не должен быть вялым в своём стремлении, требованиях и деятельности, он не должен отказываться от использования необходимых действий и средств под предлогом упования на Аллаха, он не должен обманываться своими возможностями, умственными способностями и способностью управлять, при этом забыв о своей нужде в помощи от Аллаха.

Призыв к действиям и к положительной динамике явно прослеживается в Коране и Сунне. В вещах, связанных с нашими действиями, есть либо положительная сторона, либо отрицательная, в реальности, которая подвергается нашему воздействию, есть либо положительная сторона, либо отрицательная, ведь сказал Всевышний:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11).

Следовательно, Ислам выступает против реализма, который преклоняется перед происходящими событиями. Ислам — враг уступчивости и беспомощности перед порочной реальностью. Ислам отвергает малодушие, безволие, трусливую капитуляцию, и все эти качества хорошо отражены в следующих словах: «Если время тебе не подходит, то ты соответствуй времени. Если люди не льстят тебе, то ты льсти людям». Ислам презирает малодушие, которое отражено в словах арабского поэта: «Довольствуйся инертностью, и тогда ты будешь жить в безопасности от того, чего боишься, и от агрессии врагов. А если ты самоотверженно дашь им взбучку, то в один из дней ранним утром ты проснёшься униженным и в плохом настроении».

К позитивным действиям, которые указывают на активное участие мусульманина в происходящем, относится исправление/удаление предосудительного, ведь Пророк ﷺ сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِع فَبِقَلْبِهِ وَذلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит это] своим языком, а если не сможет, то [пусть противится этому] своим сердцем, что будет наиболее слабым [проявлением] веры»4. Посланник Аллаха ﷺ повелел действовать для исправления/удаления предосудительного, а значит, неуместно опираться на порочность и молчать о ней, или сидеть не сдвинувшись с места вместо того, чтобы исправить/изменить эту самую порочность. Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاءَ لِلَّهِ وَلَوْ عَلَىٰ أَنْفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ

«O тe, ĸoтopыe yвepoвaли! Cвидeтeльcтвyя пepeд Aллaxoм, oтcтaивaйтe cпpaвeдливocть, ecли дaжe cвидeтeльcтвo бyдeт пpoтив вac caмиx, или пpoтив poдитeлeй, или пpoтив близĸиx poдcтвeнниĸoв» (4:135).

Передаётся от Абу Саида аль-Худри: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَلاَ لاَ يَمْنَعَنَّ أَحَدَكُمْ رَهْبَةُ النَّاسِ أَنْ يَقُولَ بِحَقٍّ إِذَا رَآهُ أَوْ شَهِدَهُ فَإِنَّهُ لاَ يُقَرِّبُ مِنْ أَجَلٍ وَلاَ يُبَاعِدُ مِنْ رِزْقٍ أَنْ يَقُولَ بِحَقٍّ أَوْ يُذَكِّرَ بِعَظِيمٍ

«Пусть страх перед людьми не мешает никому из вас говорить истину, если он увидел её, или стал её свидетелем, ибо говорить истину или упоминать великие [слова] не приближает к смерти и не отдаляет от рызка (удела)!»5. Предаётся от Абу Зарра:

أَمَرَنِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهِ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ أَصِلَ رَحِمِي وَإِنْ أَدْبَرَتْ وَأَنْ أَقُولَ الْحَقَّ وَإِنْ كَانَ مُرًّا وَأَنْ لَا تَأْخُذَنِي فِي اللَّهِ لَوْمَةُ لاَئِمٍ

«Посланник Аллаха ﷺ повелел мне поддерживать родственные связи, даже если [родственники] отворачиваются [от меня], говорить истину, даже если она будет горькой, и не обращать внимания ради Аллаха на упрёки всякого хулителя…»6.

Изменение бывает двух видов:

1) Изменение внешнего облика без изменения сути. Например, говорится: «Я изменил облик своего дома, когда перестроил его иначе, чем он был».

2) Полная замена на другой объект. Например, говорится: «Я поменял своего слугу и верховое животное на других». Аллах говорит:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11)7.

Абу аль-Бака сказал: «Изменение — это смена одного качества на другое. Например, изменение красного цвета на белый. Изменение происходит либо непосредственно в самой вещи, либо в её части, либо внешне, за её пределами»8.

В основе изменение означает замена одной вещи на другую, т.е. замена того, что не востребовано на то, что востребовано. Такое изменение не только говорит об оставлении или устранении объекта изменения, к этому ещё имеет отношение процесс установления чего-то нового вместо оставленного или устранённого объекта. В этом отношении «изменение» является более широким в своём понимании, нежели просто устранение и запрет совершать что-либо.

В хадисе говорится «изменит это», при этом Пророк ﷺ не сказал «устраните это», «предотвратите это», «уничтожьте это», несмотря на то, что устранение требуется в первую очередь. Посредством слов «изменит это» Пророк ﷺ словно указывает нам на то, что когда нет предосудительного, то есть одобряемое, а когда отсутствует одобряемое, имеет место быть предосудительное; или будто бы он ﷺ направляет нас к полноценной активности и полноте фарда через установление одобряемого вместо предосудительного. И это должно продолжаться до тех пор, пока не произойдёт окончательное искоренение предосудительного.

Материал из книги:

«Нормы Шариата о деятельности повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного»

Аль-Амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар

 

Ясин ибн Али

__________________

1. Привели ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» и аль-Баззар в «Муснад». Некоторые учёные сказали, что смысл этого хадиса — маукуф, т.е. это слова Абдуллаха ибн Масъуда.

2. Привёл Муслим в «Сахих».

3. Вахн — это сильная, ослепляющая любовь к мирскому и неприязнь к смерти — прим. пер.

4. Привёл Муслим в «Сахих».

5. Привели Ахмад в «Муснад» и ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-аусат».

6. Привели ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-кабир», Ахмад в «Муснад», Ибн Хиббан в «Сахих» и аль-Баззар в «Муснад».

7. Книга «Аль-Муфрадат фи гариб аль-куръан», автор ар-Рагиб аль-Исфахани.

8. Книга «Аль-Куллият», автор Абу аль-Бака.