21
Чт, нояб

Обет

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вместе с первым человеком люди получили своё первое Откровение, и после этого к каждому народу отправлялся пророк. В этом мире человек всегда подвергался проверке на свою приверженность Божественному Откровению.

По итогу была ниспослана последняя, совершенная религия через Посланника Аллаха ﷺ. Мухаммад ﷺ при своей жизни основал Первое Исламское Государство в Медине и претворил на практике Ислам. Посредством давата и джихада Ислам распространился на весь Аравийский полуостров. Затем в течение 13 веков Ислам претворялся на земле праведными халифами, Омейядами, Аббасидами, Сельджуками и Османами. Однако с упразднением Османского Халифата 3 марта 1924 года мусульмане начали испытывать проблемы во всех сферах и вопросах.

Правление на основе хукмов Аллаха попало под запрет, а вместо него стали претворяться рукотворные законы. Земли мусульман были оккупированы и разделены на десятки частей. Однопартийный период в Турции (1923–1945 гг.) вошёл в историю как период преследований мусульман. В этой стране под запретом оказалось даже слово «Аллах». Мечети были обращены в амбары, а экземпляры Корана собраны и сожжены. «Реформы», нанёсшие удар по вере народа, были насильно ему навязаны. Закрывались медресе, а арабский алфавит был заменён на латиницу. Мусульмане, возражавшие против этого, предавались суду и сурово наказывались.

Всё это преследование сделало мусульман чужими на своей родине и угнетёнными на их собственной земле. Перед лицом этой ситуации мусульмане не знали, что им делать. Однако Ислам всегда оставался религией, влияющей на их жизнь, и среди мусульман всегда находились те, кто понимал и объяснял Ислам правильным образом. Эти люди хотели стремиться к большему, чем позволяло им светское государство. Они не сдались перед лицом преследований светской кемалистской системы, поддерживаемой англичанами.

Все практики светской республики пренебрегали мусульманами, но мусульмане не сдавались и различными способами проявляли сопротивление. Они проявляли храбрость и искренность в достаточной мере, и поэтому жертвовали своей жизнью, выступая против каждой из реформ. По этой причине реформы совершались вопреки мусульманам, и часто — ценою их крови, но мусульмане всё равно не сдавались. Когда вышел запрет на чтение Корана, они продолжали его читать, рискуя получить тюремное заключение. Когда был принят Закон о шляпах (1925 г.), они, противясь реформации, не переставали носить тюрбан. Когда под запрет попало ношение платка, они не отказались от него и бросали ради этого посещение школ и учебных заведений.

С появлением авторского права на переводы, особенно с 1960-х годов, среди мусульман стало широко распространяться мнение, что Ислам — это не только поклонение, но и решения и правила для жизни. Возникли обсуждения вокруг таких тем, как «Ислам — это система» и «должно быть установлено Исламское Государство», а также стали обсуждаться решения Ислама на жизненные проблемы. Более того, в середине 1960-х годов Хизб ут-Тахрир и Халифат вышли на повестку дня в Турции. Между 1970 и 1980 годами сформировалось новое видение мусульман. Основными целями мусульман в этот период были объединение Исламской Уммы и создание Исламского Государства.

Усилия мусульман обернулись пробуждением, и ими были определены идеалы и цели. Мусульмане желали прийти к власти и править по велению Аллаха. Был сделан вывод, что спасение заключается в Исламе. Планировалось оживить Коран и Сунну и возобновить исламский образ жизни. Мусульмане планировали поставить конец преследованиям кемализма и установить справедливый порядок. Отныне никто не должен был подвергаться несправедливому обращению, а царить должна была справедливость, которая прослеживалась у Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). Мусульмане хотели изменить экономическую систему и положить конец капиталистической экспансии.

Должна была установиться беспроцентная система и начаться построение тяжёлой промышленности. Права рабочих и фермеров планировалось взять под защиту, и никто не должен был бедствовать. Такие стрелы кемализма, как расизм и национализм, должны были быть сломлены, и ожидалось, что все мусульмане станут братьями подобно единой Умме, а Палестина, Кашмир, Афганистан и все остальные территории вновь вернутся в наше лоно.

Мусульмане принялись за обсуждение следующих тем: «Как бороться с угнетающим нас государством», «Положение партий», «Разработка конституции», «Хукм голосования», «Как смотреть на политику» и «Каковыми должны быть приоритеты мусульман». Поначалу они не хотели прибегать к возможностям системы, от зла которой они искали убежища у Аллаха. Позже, с появлением новых фетв и более мягких подходов режима, мусульмане стали постепенно извлекать выгоду из открывающихся возможностей. По этой причине они организовали и учредили политические партии, ассоциации и фонды, а также открыли школы, журналы, газеты и телевизионные каналы. Однако, вопреки всему, у них сохранялись былые надежды и трепет. Пока имелась вера, существовала и надежда. Они верили, что смогут преодолеть все трудности. Они дни и ночи проводили в усердии и приносили серьёзные жертвы.

Мусульмане, получив возможности к большему заработку, хотели стать ещё немного богаче, из-за чего стали допускать больше уступок в своих идеях и методах. Они считали, что «все их дела расцениваются как джихад, а раз государство было Дар уль-куфр, то на поле битвы допускается всё». Они придумали собственные объяснения для каждого своего шага. Со словами «Мусульмане должны быть сильными» они заполучили сначала власть в местных органах, а затем — в центральном госаппарате, но всё же не претворяли велений Аллаха в своей администрации.

Напротив, они заменили светский кемалистский взгляд демократическим. Со словами «Сначала нужно ухватиться за ключевые места» они стали подражать в своей жизни тем, кто занимал эти ключевые места, а с течением времени они вовсе перестали от них чем-либо отличаться. Со словами «Аллах желает видеть следы Его милости на мусульманах» их совесть успокоилась, чтобы безудержно увеличивать своё богатство, чем и занимается капиталистический менталитет. Со словами «Если не мы, то это сделает кто-то другой» все их действия стали восприниматься как нечто нормальное и обыденное. Через слова «Деньги не имеют религии» харам и халяль утратили свои чёткие грани.

Через отсылку к Худайбийскому договору и пророку Юсуфу (а.с.) все харамы, совершаемые политическими партиями, и даже взгляды на акыду стали интерпретироваться уже иначе. Фраза «Вооружитесь оружием врага» была принята за хадис, и все предательства, совершённые на пару с безбожным Западом, были скрыты. Такия была принята за основу этой борьбы, истинное нутро людей скрыто, а все слова облекались ложью. Исходя из мысли, что «хукмы с течением времени меняются», противоречивые Исламу законы стали отстаиваться и даже претворяться, по поводу чего преобладающее большинство даже не выразило недовольства. Людей обвели вокруг пальца, а их совесть усмирили за счёт фетв, приводимых на каждое заявление и ситуацию.

Система, которую они якобы использовали в качестве инструмента во имя служения мусульманам, постепенно превратилась в желанную цель, к которой так усердно стали тянуться. Случилось так, что когда в 2002 году к власти пришла «Партия Справедливости и Развития» (ПСР), то те, кто считал себя исламистами, принялись отказываться от своей прежней риторики, заявляя, что они являются демократами и что демократия — единственный рецепт спасения. Они выстроились в очередь, чтобы баллотироваться на местных и всеобщих выборах, дабы заполонить коридоры парламента в погоне за должностями, местами и тендерами. Противостояние «ПСР» против Военного меморандума1 от 27 апреля 2007 года, «One Minute»2 в 2009 году, конфликт у берегов Газы в 2010 году и конституционный референдум стали причиной, по которой многие исламские группы склонились на сторону системы.

Когда мы оглядываемся на последние 60 лет, прошедшие с 1960-х годов до настоящего времени, мы видим, что по мере того, как мусульмане получали материальные блага, возможности, власть и положение, они менялись, а система становилась более устойчивой. Политика, которая рассматривалась в качестве инструмента, со временем стала самой целью. Система, которую необходимо было заменить, мало того что продолжила существование, так ещё и пустила глубокие корни, а мусульмане принялись защищать эту самую систему. Мусульмане, которые должны были оставаться непоколебимыми, постоянно поддавались существующим тенденциям, шли на уступки и отходили от своих принципов. Достигнутая точка настолько отличалась от начальной, что изменились не только партии и джамааты, но и всё общество, состоящее из мусульман!

В этой самой достигнутой точке, те, кто считал себя исламистами, стали словно заявлять, что им доставляет неудобство то, чем они занимаются. Логика, согласно которой «каждая власть создаёт свою прослойку богачей», широко использовавшаяся в 1980-х годах, стала реальностью среди «ПСР» и исламистов. Хотя следовало выступать против капитала, был создан новый класс привилегированных держателей капитала среди родственников исламистов, а также разрослась коррупция.

Ситуация во многих сферах достигла абсурда, когда злодеяния прежней администрации стали казаться цветочками по сравнению с курсом, взятым новыми властями. Суды перешли из одних рук в другие, и если вчера угнетала светская кемалистская администрация, то сегодня этим стали промышлять демократы-консерваторы. Хотя мотивировка и изменилась, но преследования остались прежними. Дух борьбы, начавшейся в дар уль-Аркам, исламистам не удалось сохранить, живя в пятизвёздочных отелях, дворцах и виллах. Сначала изменились их дома, потом машины, следом кварталы и, наконец, сами мысли.

Муджахиды сначала стали наблюдателями за избирательными урнами, а затем и вовсе подрядчиками режима. Торговые центры, супермаркеты, бренды, мода стали предметом подражания, а образ жизни подвергся изменению. Те, кто не живёт, ориентируясь на Вечную жизнь, обратились к мирским благам и постоянно испытывали страх потерять то, что у них имеется. Головы были покрыты, но количество тех, кто придерживается рамок хиджаба (тасаттура) — уменьшилось.

Так называемый «беспроцентный банкинг» разросся, однако количество тех, кто поедает проценты, увеличилось ещё больше. Панисламисты и ходжа-эфенди стали сторонниками национальной государственности, националистами, либералами, демократами и модернистами. Появилось смирение и принятие символик, концепций и идей, ещё недавно считавшихся враждебными. Даже появился запрет на критику кемализма, и чтобы воспитать истинных кемалистов, были разработаны новые определения, а также организованы посещения и экскурсии по Аныткабиру3.

Мировые стандарты, условия и возможности заняли место хукмов Шариата. Тех, кто выступал против Ислама, описывали как умных, начитанных, соответствующих духу времени, всегда имеющих план, достойных и истинных политиков, но тех, кто выступал против правящей партии, её уставов и лидера, обвиняли в предательстве. В системе зульма, которую исламисты создали своими руками, больше не было места даже для вчерашних братьев по общему делу. Те, кто выступал за единое дело, оказались вынужденными сказать: «В этой стране для нас нет места». Те, кто постепенно шёл на уступки и медленно уничтожал себя, чтобы оставаться у власти каких-то 40-50 лет, стали говорить: «Лучше бы мы не шли к власти. Власть нам не подошла и не принесла ничего хорошего. Мы погрузились в мирские блага».

Борьба, которая велась с большой искренностью и самопожертвованием в самые трудные времена и в сложнейших условиях, была проиграна. Данные обещания не были выполнены, а веления и запреты Аллаха и Его Посланника ﷺ были забыты. Уступки породили новые уступки, и со временем эти самые уступки были приняты за основу. Те, кто намеревался противостоять угнетению, сами же стали угнетателями.

Мы до рождения обет давали,

Что Господа в Аллахе лишь признаем,

Что по иным законам будем жить едва ли,

И за Посланником пойдём, влекомы Раем.

Дар уль-Аркам служил порукой

Тому, что мы Писанье понесём без принужденья,

Без страха, под угрозами и мукой,

В обмен на Ахирата наслажденье.

В Медине поклялись когда-то твёрдо,

Что в мире воплотим мы идеалы братства,

Соседа не оставим полумёртвым

От голода, презрев богатство.

Эти строки были посвящены партиям и общинам, которые пошли на уступки в вопросах Ислама и отказались от требований своего изначального дела.

Почему обещания не были выполнены и были забыты? Почему мусульмане так сильно дистанцировались от своей религии и своего дела? Что привело к такому результату?

История человечества состоит из цикличных повторений. Борьба между хакком и батылем, начавшаяся с самого первого человека, будет длиться до конца света. Пока поборники хакка (истины) отстаивают своё дело и делают его доминирующим, они побеждают, с позволения Аллаха, и будут продолжать одерживать победы. Однако каждый раз, когда мусульмане не держались своего дела, они проживали и будут проживать беспокойную жизнь как в этой, так и в Вечной жизни.

Аллах не даёт никаких обещаний тем, кто не помогает религии Аллаха и не ставит это дело выше своей жизни, собственности и чести. Такие люди, независимо от того, примкнули ли они к исламскому джамаату или посещают кружки, со временем сами отсеются от данного пути.

Когда мусульмане встали на этот путь, их чувства и намерения были исламскими, но, к сожалению, их идеи и методы оставались неоднозначными. Они не знали, какое сплочение и партию им следовало образовывать. Они не знали, какого метода и стратегии должна придерживаться борьба во имя Ислама. Они действовали реакционно, реагируя на события и существующую реальность. По мере того, как изменялись условия, менялись и они сами, а в итоге становились ещё слабее.

В таком случае наша задача заключалась вовсе не в том, чтобы вопреки всему пытаться занять ключевые места, бороться за власть в парламенте, увеличивать в нём свою численность и накапливать капитал. Да, у нас отбирали что-то, но это были не вещи и предметы. Нашей самой большой утратой стали жизнь ради Аллаха и действия в соответствии с хукмами Шариата.

Мы должны были взять себе Посланника Аллаха ﷺ в качестве примера во всех вопросах, чтобы утвердить исламский образ жизни и установить Халифат. Следовало жертвовать и не идти на уступки в вопросах нашей религии и дела. Единственное, что сделает нас лучше и приведёт к помощи Аллаха — это помощь Его религии в том виде, в каком хочет от нас Творец. В этом-то всегда и заключалась причина нашего существования. Это именно то, что мы утратили сегодня, и то, что нам нужно неотлагательно вернуть!

Значит, мы должны вновь дать обещание в доме аль-Аркама. А именно — не следовать ничему помимо Откровения Аллаха и строить исламский образ жизни. Мы должны пообещать сформировать сплочение, партию, единственным лидером которой является Посланник Аллаха ﷺ, и следовать его ﷺ Сунне. Что бы ни случилось, кто бы что ни сказал, какие бы успехи или проигрыши ни выпадали на нашу долю — мы никогда не должны идти на компромисс в отношении хукмов Шариата. Нашей целью должен быть Праведный Халифат, который Посланник Аллаха ﷺ установил для спасения всего человечества и о котором он ﷺ нам пророчил.

 

Муса Байоглу

______________

1. Военный меморандум в Турции (2007) (англ. E-memorandum, тур. e-muhtıra) — документ, опубликованный в электронном виде от имени Генерального штаба Турции в ходе президентских выборов 2007 года, которые вызвал некоторые противоречия в турецком обществе.

2. Резонансное выступление в 2009 году тогдашнего премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ), после которого он отказался посещать Давос.

3. Аны́ткаби́р (тур. Anıtkabir — «мемориальная могила») — мавзолей, усыпальница основателя и первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка.