26
Чт, мая

Коллективное мышление Уммы

Статьи
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Не все восходящие нации, объединённые одной мыслью, думают коллективно. Исламская Умма — лучшая из наций, объединённая одной мыслью и одной акыдой. Единство акыды должно проявляться в коллективном мышлении, которое приводит к совету между Уммой и её правителем, и проявляться в законодательном мышлении, которое приводит к решению возникающих проблем.

Оружие Уммы

Нет сомнений в том, что мышление — это оружие наций. Они развиваются, когда мышление процветает, и отстают, когда мышление исчезает. Сохранение наций заключается в сохранении пламени мысли внутри них, а их распад происходит после угасания этого пламени.

Обсуждаемое нами мышление — это не изучение нематериальных вещей, не исследование метафизики и не установление гипотез, чтобы потом опираться на них. Скорее, мы говорим о продуктивном размышлении над фактами, которые происходят с человеком каждый день и каждый час. Такое мышление делает нацию способной к восходящей жизни, ведёт к суждению о вещах, определяет позиции по отношению к ним и, таким образом, приводит к преобразованию этих позиций в материальные действия. А если мышление приводит к материальным действиям, то это неизбежно и достаточно быстро приводит к ощутимым результатам. Если у нации не было такого мышления, а также способности определять позиции и выполнять материальные действия, то эта нация не просуществует долго. Другие нации и враги непременно набросятся на неё, разорвут и одолеют, а она ничем не сможет ответить им.

Коллективное мышление проявляется в двух формах: законодательной и политической. Первая форма ведёт к решению жизненных проблем, вторая форма ведёт к заботе о делах людей. Обе формы необходимы для сохранения нации.

Позиция нации и общества

Законодательное мышление связано с выработкой решений в отношении событий, которые могут происходить каждый день. Здесь необходимо определить позицию нации и общества в отношении событий и прояснить их ошибку, если они противоречат убеждениям и образу жизни нации, или прояснить правильность, если они соответствуют убеждениям и образу жизни. Колесо жизни вращается, и вместе с этим происходят изменения, в отношении которых нужно определить позицию, иначе в обществе распространится беспорядок, невежество и хаос. Отсюда и понимается важность того, чтобы законодательная система была жизнеспособной. То есть она должна иметь механизм вырабатывания законодательства для всех происходящих обновлений, вне зависимости от времени и места.

В Исламской Умме законодательным мышлением считается иджтихад, направленный на выведение шариатского закона из шариатских текстов. Таким образом и определяется позиция исламского общества, государства и народа ко всем изменениям. Такое мышление когда-то процветало в Исламской Умме. До четвёртого века хиджры Умма была предельно озадачена этим мышлением. Причиной тому служила приверженность Уммы законам Ислама и Шариату Аллаха, а также стремление разъяснить то, что радует Аллаха, и то, что гневит Его. В конце четвёртого века хиджры среди Уммы появились люди, которые стали призывать к приостановке иджтихада и пытались убедить в нецелесообразности его существования. В конце концов, они добились своего — дверь иджтихада была закрыта.

Бедствие

Когда-то Исламская Умма представляла собой величайшую цивилизацию, и ни одна нация не могла с ней сравниться. Она довольно долго сохраняла своё высокое положение среди других народов. Но когда на Западе произошла промышленная революция, Умма начала утрачивать законодательное мышление. Некоторые призывали к необходимости отказаться от всего, что приходит из Запада. Временами дело доходило до абсурда. Так, когда появился кофе, исламские учёные издали фетву о запретности употреблять его. Та же самая участь ожидала и появившийся телефон. Некоторые учёные даже стали призывать к запрету промышленности. Это был период, когда образовался большой разрыв между индустриально процветающим Западом и впавшей в застой Исламской Уммой. Многие мусульмане посчитали, что Ислам в лице учёных мешает промышленному возрождению и научному прогрессу. В исламском обществе царила неразбериха. Через некоторое время как реакция на запрет промышленности появились люди, которые выступали за принятие всего, что есть у Запада. В результате общество потеряло доверие к Исламу и его законам, потому что стало думать так, как того добивался Запад, а именно — что Ислам не способен идти в ногу со временем.

Отсюда понимается важность того, чтобы законодательное мышление оставалось живым среди наций. В Исламской Умме должны быть муджтахиды, которые объясняют людям законы Ислама по каждому маленькому и большому вопросу. Аллах возложил иджтихад на мусульман, и эта обязанность является коллективной (фард кифая). Если в какую-либо эпоху Умма допустила отсутствие муджтахидов, это значит, что мусульмане той эпохи отказались от законов Аллаха. Но это недопустимо с точки зрения Ислама. Более того, иджтихад — как механизм выведения шариатских решений из шариатских доказательств — является единственным методом изучения Шариата Аллаха. И если в какую-либо эпоху не было ни одного муджтахида, на которого можно было бы положиться, чтобы узнать законы Шариата, это означает, что среди людей не было Шариата.

Забота о делах общества

Политическое мышление означает рассуждение о новостях и фактах и связывание их с событиями. И это высший тип мышления. Говоря «политика», мы не имеем в виду шарлатанство, обман, уклонение от прямого ответа и торговлю интересами людей, как это принято сегодня. Мы имеем в виду усердную деятельность в области заботы о делах общества в соответствии с положениями Ислама, как это делал Посланник Аллаха ﷺ. Такой вид мышления необходим не только правителям, а прежде всего Умме. Если Умма сознательна и понимает происходящие события, то её невозможно ввести в заблуждение или обмануть. И если Умма в целом осознаёт, что власть принадлежит ей, то никто не сможет узурпировать эту власть. Политическое мышление необходимо для удержания правителей на правильном пути, для их исправления в случае допущения ошибок и для совета в нужный час. Правитель, который видит со стороны своей нации совет и исправление в случае ошибки, а не смирение или уступчивость, будет следовать законам Ислама без каких-либо отклонений.

В прошлом Исламская Умма хорошо осознавала свои дела, и её невозможно было обмануть. Но сегодня мы с трудом найдём среди мусульман того, кто был бы заинтересован в понимании политических реалий и последующих действий, даже в тех ситуациях, когда это напрямую направлено против Уммы. Редко встречаются те, кто озадачен ведением политики в соответствии с положениями Исламского Шариата. Поэтому Запад смог легко ввести мусульман в заблуждение и уничтожить их государство Халифат. Более того, после уничтожения Халифата Запад сделал политические действия самым ненавистным делом в Исламской Умме, хотя она более достойна вести политику, чем сам Запад. Если политика связана с управлением делами людей, то ведь Ислам — это лучшая система для ведения дел, и она более подходит для применения к людям, чем другие системы, созданные руками человека. Ислам повелевает мусульманам мыслить политически и обращать на это внимание, поскольку Посланник Аллаха ﷺ сказал:

وَمَنْ أَصْبَحَ لَا يَهْتَمُّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِينَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ

«Кто не заботится о делах мусульман, тот не из них».

Сильное движение

Политическим мышлением должна обладать вся Уммы, а не только отдельные индивиды, даже если их будет много. Если политические заблуждения смогли сбить с ног целые народы или нации, тогда поток этого обмана будет сметать всё, что стоит на его пути. Поэтому плохое политическое мышление губит народы и нации, разрушая или ослабляя государства и мешая слабым народам освободиться от колонизатора. И если Исламская Умма не будет иметь ясное сознание, тогда её легко будет ввести в заблуждение и использовать для чего угодно.

Исламская Умма за последние два столетия сильно пострадала из-за отсутствия политического мышления. Поэтому Западу удавалось реализовывать все свои заговоры и использовать мусульман в своих собственных интересах. Мусульмане игнорировали всё, что происходило вокруг них, и в замешательстве наблюдали, как правители Запада вмешиваются в дела их стран и даже управляют ими так, как хотят, в соответствии со своими интересами. Раньше мусульмане выступали против разделения их единого государства, но сегодня они выступают за то, чтобы сохранить существующие в исламском мире границы. Мусульмане стали следовать принципу мира, признания и переговоров с оккупантами исламских земель.

Однако никто не должен вводить нас в заблуждение и использовать нас в своих интересах. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يُلْدَغُ الْمُؤْمِنُ مِنْ جُحْرٍ وَاحِدٍ مَرَّتَيْنِ

«Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы» (Бухари, Муслим).

 

Хайсам Бакр
Журнал «Аль-Ваъй», выпуск №4
Мухаррам 1408 г.х. — сентябрь1987 г.