Мухаммад Абдо продвигал национализм, патриотизм и светскость
Посланник Аллаха ﷺ говорит:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ دَعَا إِلَى عَصَبِيَّةٍ
«Не из нас тот, кто призывает к слепой приверженности (асабия)» (Абу Дауд).
Запад посеял семена национализма и патриотизма на землях Исламского Халифата с одной целью — ослабить религиозную связь между сынами Исламской Уммы и расчленить её изнутри, чтобы ликвидировать государство, объединившее представителей всех рас и народностей мира под одним лозунгом: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». По всему Исламскому Государству расположились английские агенты, призывая к идее национализма и патриотизма. Людям в Исламском Государстве навязывалось то, что египтяне — это потомки фараонов, ливанцы — потомки финикийцев, иракцы — потомки вавилонян и ассирийцев, а хиджазцы — потомки славных арабов, которые больше остальных заслуживают Халифата, возникшего на их святых землях, и тому подобное. Так англичане начали сеять семена раскола в сердцах людей. Джамалуддин аль-Афгани, Мухаммад Абдо и их ученики были одними из первых сторонников национализма и патриотизма в Египте, поэтому они начали призывать египтян к фараонизму, арабов — к арабизму, и так далее.
Вот что написал Мухаммад Абдо в журнале «Аль-Вакаи аль-Мисрия» от 28 ноября 1881 года, затронув определение родины, а также необходимость преданности, любви и защиты своей родины: «Из вышеизложенного становится ясно, что люди в своей политической жизни должны иметь основу, к которой они могут вернуться и соединиться подобно песчинкам, образующим твёрдый камень. Лучшая основа для единства — это родина. Родина — это место, где человек проживает. К примеру: народ заселил какую-то землю и сделал её своей родиной, то есть постоянным местом жительства. На языке людей политики родина — это место, с которым ты связан, которое имеет право в отношении тебя, а ты имеешь право в отношении неё, где ты сам, твоя семья и имущество защищены. Как говорят люди политики: «Нет родины без свободы». Французский писатель Жан де Лабрюйер говорит: «Нет родины в деспотизме, поскольку там только личные интересы, заслуги и должности». Для древних римлян границы родины определялись так: место, где у человека есть политические права и обязанности».
По поводу верности своей родине в той же статье Мухаммад Абдо пишет: «Понятие родины связывает землю с жителем ради благородных целей. Поэтому человек ревностно относится к родине и защищает её, как защищает своего отца, которому принадлежит. Если же у человека плохое воспитание, тогда и отношение к отцу будет плохим. Учитывая всё это, египтянин должен любить свою родину. Родина является субъектом прав и обязанностей человека с его вступлением в политическую жизнь».
Стоит отметить, что Мухаммад Абдо использует термин «люди политики», а затем приводит взгляды западных капиталистов вместо мусульман. Может, мы закрыли бы глаза на это, учитывая, что для некоторых он был шейхом и муфтием, но у мусульман есть свои выдающиеся политики. Посланник Аллаха ﷺ был лучшим политиком, но Мухаммад Абдо игнорирует его слова, и это вызывает удивление. Посланник Аллаха ﷺ основал политическую систему, называемую Исламское Государство, не на своё усмотрение, а согласно велениям Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا يَنطِقُ عَنِ ٱلۡهَوَىٰٓ
«Он не говорит по прихоти» (53:03).
Сподвижники прекрасно понимали значение Исламского Государства, поэтому относились к нему бережно.
Единство в Исламе
Посланник Аллаха ﷺ говорит противоположное тому, что утверждает о единстве Мухаммад Абдо. Единство по Исламу должно строиться на вероубеждении и Исламском Государстве. Аллах говорит:
وَٱعۡتَصِمُواْ بِحَبۡلِ ٱللَّهِ جَمِيعٗا وَلَا تَفَرَّقُواْۚ
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (3:103).
«Вервь Аллаха» — это Его религия на земле. Также Аллах говорит:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).
Верность должна быть только Аллаху, Его Посланнику ﷺ и исламскому правителю (вали аль-амр), но никак не родине. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ دَعَا إِلَى عَصَبِيَّةٍ
«Не из нас тот, кто призывает к слепой приверженности (асабия)» (Абу Дауд),
لَا فَضْلَ لِعَرَبِيٍّ عَلَى أَعْجَمِيٍّ إِلَّا بِالتَّقْوَى
«Нет у араба преимущества над неарабом, кроме как в богобоязненности» (Ахмад).
Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Люди равны как зубья гребня». Таким образом, Ислам гласит, что нет преимущества у одного человека над другим согласно принадлежности стране или национальности. Преимущество может быть только у того, кто ближе к Аллаху, более подчинён Ему, Его Посланнику ﷺ и Его правителям. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَمَنْ مَاتَ وَلَيْسَ في عُنُقِهِ بَيْعَةٌ مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً
«Кто умер, не принеся присяги на подчинение, тот умер так, как умирали во времена джахилии» (Муслим).
Ислам призывает присягнуть одному исламскому правителю, объединяющему всех мусульман под знаменем Ислама, который был поднят Посланником Аллаха ﷺ, а также его сподвижниками. Подчёркивая важность сохранения единства государства, Пророк ﷺ сказал:
إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتَيْنِ فَاقْتُلُوا الْآخَرَ مِنْهُمَا
«Если будет дана присяга двум халифам — последнего убейте» (Муслим).
Мухаммад Абдо решил не вспоминать все эти хадисы и аяты, разрешая мусульманам разделяться, а египтян призывая «любить родину». Он не видел ничего плохого в раздробленности мусульманских стран и обществ. Более того, он призывал к сохранению и защите границ между мусульманскими странами и противостоянию всякому, кто хочет их стереть.
Свободная патриотическая партия
Мухаммад Абдо внёс свой вклад в формирование «Свободной патриотической партии» в Египте, которая была прикрытием масонской ложи. Свою официальную программу эта партия опубликовала в газете «Аш-Шамс» 1 января 1882 года, призывая к египетскому национализму, согласно которому египетский мусульманин будет равен египетскому еврею и христианину, а неегипетский мусульманин будет считаться чужаком, не обладающим всеми правами в стране. Приведём цитату из обнародованной программы партии: «Патриотическая партия считается политической, а не религиозной, поскольку объединяет людей различных верований и мазхабов. Большинство в партии составляют мусульмане, поскольку девять из десяти египтян считают себя мусульманами. В партию может войти и христианин, и иудей, и каждый, кто возделывает землю и разговаривает на египетском языке. Партия не обращает внимания на различие верований, поскольку считает, что все люди — братья, а их права в политике и законодательстве равны»[14]. В этих строках явно прослеживается призыв к национализму и патриотизму, что в корне отличается от Ислама. В 1900 году Мухаммад Абдо основал ассоциацию «Возрождение арабских наук». Вместе с мыслителями и правителями он стремился переиздать книги арабского национального наследия и перепроверить древние рукописи.
Призыв к отделению религии от государства (светскость)
Мухаммад Абдо был одним из первых сторонников отделения религии от государства в исламском мире. Неверный Запад десятилетиями пытался внедрить эту идею в среду мусульман в странах, принадлежащих Османскому Халифату. Целью же было разрушить единственное государство, построенное на политической системе Ислама, исламских мыслях и вероучениях.
Запад понял, что сила мусульман заключается в их приверженности своей вере. Он захотел упразднить Исламское Государство, чтобы покончить с духом суверенитета, и заменить его унижением и системами неверия. Первым шагом Запада стал поиск людей среди мусульман, которые поддержали бы западные идеи. И они нашли Мухаммада Абдо и ему подобных. Сам Мухаммад Абдо говорил: «Ислам не признаёт объединение двух властей (политической и религиозной)»[15]. Также он говорил: «Объединение двух властей — политической и религиозной — вот что католические папы пытаются восстановить, потому что это является для них одним из истоков христианской религии, хотя сама их религия запрещает для своих последователей единство религиозной и гражданской властей».
Эти слова Мухаммада Абдо не имеют под собой никакой основы, а лишь показывают, насколько он был ослеплён западной культурой и просвещением. Западная культура возникла на основе отделения религии от государства после освобождения от власти пап. А Мухаммад Абдо, с плохим намерением или хорошим, взял и уровнял исламскую власть с христианской жреческой властью. Ислам не только решил, но и повелел соединить религиозную и политическую власти. Аллах говорит:
وَأَنِ ٱحۡكُم بَيۡنَهُم بِمَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَهُمۡ
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям» (5:49),
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними» (4:65),
يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوٓاْ إِلَى ٱلطَّٰغُوتِ وَقَدۡ أُمِرُوٓاْ أَن يَكۡفُرُواْ بِهِۦۖ
«Но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него?» (4:60).
Сам Посланник Аллаха ﷺ правил государством десять лет. Одновременно он был пророком и правителем государства. В книгах по сире мы найдём, что сподвижники были единогласны в обязательности избрания халифа, который правил бы мусульманами на основе Ислама. Что же касается христианства, то это духовно-жреческая религия, не имеющая в своих истоках и ответвлениях политической системы. Ни в Инджиле, ни в Таурате нет конституции для государства, и вообще на это нет веления. Вы не найдёте христианского мыслителя, писавшего о христианском государственном строе. Что касается того, что произошло в истории — установление папского церковного государства, то это дело, продиктованное законами жизни и властолюбием, охватившим сердца некоторых религиозных деятелей.
Д-р Сабир Туайма в своём ответе сторонникам секуляризма, которые сравнивали положение Европы под властью Церкви с положением земель, принадлежащих Исламскому Халифату, пишет: «И когда некоторые захотели перенести секуляризм на исламский Восток, мусульманские деятели, преднамеренно или нет, пренебрегли всеми этими обстоятельствами. Они упустили из виду, что в истории исламского мира нет ничего, что оправдывало бы отделение религии от государства. Здесь никогда не было преследований со стороны исламского духовенства — если правильно их так называть, сравнивая с церковными деятелями — и не было преследований мусульманских учёных за науку и знания. В нашей исламской истории не было инквизиции, индульгенции и отлучений. А тех учёных, которые отклонились от пути истины, желая прислуживать правителям, Умма просто оставляла без внимания. Но тех, которые говорили слово истины, Умма носила в своём сердце и считала их лидерами. Ислам не допускает разделения религии и государства, потому что государство в исламской юриспруденции является частью религии, а не противником. Нет религии без государства и государства без религии»[16].
Ассоциация «Аль-Урва аль-Вуска»
Джамалуддин аль-Афгани и его ученик Мухаммад Абдо основали ассоциацию «Аль-Урва аль-Вуска», которая служила прикрытием для распространения в обществе смертельного яда. Учитывая преданность этой ассоциации Западу и её злонамеренные цели в исламском мире, Европа приняла её, поддерживала и облегчала её дела. Эта ассоциация, возглавляемая аль-Афгани, имела тайные отделы в большинстве мусульманских стран[17]. Мухаммад Абдо, воспользовавшись своим председательством в журнале «Аль-Урва аль-Вуска», издаваемом этой ассоциацией, проводил различные секретные мероприятия, много путешествовал по Европе и посетил большое количество западных стран. Многие его визиты были полностью секретными, вплоть до того, что он тайно проник в Египет, когда в Судане набирало обороты восстание махдистов. Затем он вернулся в Париж, чтобы выполнять обязанности руководителя в ассоциации «Аль-Урва аль-Вуска» и написал ряд директивных писем организационным подразделениям[18]. Отсюда видна роль этой ассоциации. Когда халиф осознал опасность этой ассоциации для Ислама, он запретил выпуск журнала "Аль-Урва аль-Вуска" на территории государства Халифат и приказал преследовать её членов [19].
Призыв к исламской группе
Среди самых коварных идей, распространяемых этой ассоциацией, был призыв к созданию исламской группы вместо Исламского Халифата. Эта идея пришла из Запада. Мухаммад Абдо продвигал эту идею среди мусульман, и ему это в некоторой степени удалось[20].
Призыв к парламентской системе
Ещё одной западной идеей, подхваченной Мухаммадом Абдо, стала идея парламентской системы. В 1881 году Мухаммад Абдо пишет две статьи, в которых поддерживает парламентскую систему и демонстрирует её необходимость для правителя и управляемых. В них он также говорит о значимости общественного мнения в оценке правителя и контроле за его действиями, а также в объединении мнений и интересов таким образом, чтобы сохранить интересы страны и достичь счастья и процветания для всех граждан[21].
В своей статье в газете «Аль-Вакаи аль-Мисрия» под заголовком «Ошибка умных» Мухаммад Абдо написал: «Мы находим прекрасным республиканское правительство в Америке, умеренность её законов, полную свободу всеобщих выборов на пост президента, в палату представителей и советов и тому подобное. И мы знаем, сколько счастья получили люди от этого. Мы знаем, что это счастье пришло к ним только от того, что члены нации и есть правители, и они правят в своих интересах, потому что они — хозяева выборов. Что касается президентов и членов советов, то это лишь представители людей в сохранении тех интересов и прав, которые общество выбрало для себя. Свободные люди жаждут, чтобы такая же ситуация была, например, в Афганистане, когда там всё так сурово»[22].
Некоторые фетвы
Мухаммад Абдо вынес фетву о том, что нет запрета на изображения, то есть рисование, и что не запрещено выплачивать проценты со сберегательных фондов, и что нет необходимости носить традиционный хиджаб.
Как он сказал: «Мы не находим в Шариате текста, предписывающего ношение хиджаба таким известным образом, скорее, это обычай, перенятый мусульманами у других народов. Мусульмане увидели это прекрасным, приняли и стали чрезмерствовать, называя это религиозным одеянием, точно так же, как они это делали и с другими вредными традициями. Всё это было навязано людям от имени религии, хотя религия не имеет к ним никакого отношения»[23].
Также известна его фетва о том, что дозволено обращение к иностранным армиям за помощью. Эта фетва была вынесена, когда англичане вторглись в Индию. В первой части статьи мы уже говорили о ней.
Он призывал к равенству женщин с мужчинами. Ему было больно видеть некоторые, как ему казалось, несправедливости в отношении женщин во имя религии. Он подчеркнул, что Шариат предусматривает равенство, и высказал некоторые оговорки по поводу опеки мужчин над женщинами. Он сказал, что эта опека обусловлена врождёнными и приобретёнными качествами, и если они достигнуты для женщины, тогда снимается опека мужчины над ней. Неужели Мухаммад Абдо не слышал слова Посланника Аллаха ﷺ:
لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمُ امْرَأَةً
«Никогда не преуспеют люди, вручившие власть над собой женщине» (Бухари), — и аят
ٱلرِّجَالُ قَوَّٰمُونَ عَلَى ٱلنِّسَآءِ
«Мужчины являются попечителями женщин» (4:34)?
Последнее слово
В этом материале я постарался представить статьи и мнения Мухаммада Абдо и рассмотреть их в свете Ислама. Хотя этого человека давно нет в живых, но его мнения до сих пор распространены среди мусульман. Хуже того, его биография изучается в аль-Азхаре, а его идеями забиваются головы учеников. Прошу Аллаха сделать мой труд полезным для мусульман.
Самир аз-Зейн
Из журанала «Аль-Ваъй». Первый год выпуска, номер 5, сафар 1408 г. хиджры, соответствующий октябрю 1987 г.
Фото: Мухаммад Абдо (в центре) с Али Кемалем (в центре внизу), прадедом премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, в Париже, Франция. (Фото предоставлено Мехметом Хасаном Булутом -->)
Первая чать по ссылке