• Возвышение статуса и сохранность чести женщины является одной из немаловажных задач Ислама. Многочисленные указания в Шариате обязывают мужчин и общество в целом уделять женщине должное внимание, защищать её честь и достоинство.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَحِلُّ لَكُمْ أَنْ تَرِثُوا النِّسَاءَ كَرْهًا ۖ وَلَا تَعْضُلُوهُنَّ لِتَذْهَبُوا بِبَعْضِ مَا آتَيْتُمُوهُنَّ إِلَّا أَنْ يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ ۚ وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ فَإِنْ كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَىٰ أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا
«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (4:19).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّمَا النِّسَاءُ شَقَائِقُ الرِّجَالِ، مَا أَكْرَمَهُنَّ إِلَّا كَرِيمٌ وَمَا أَهَانَهُنَّ إِلَّا لَئِيمٌ
«Женщины равны с мужчинами. Женщин почитает только благородный, а унижает их только подлый» (Абу Дауд).
А также:
اسْتَوْصُوا بِالنِّسَاءِ خَيْراً
«Относитесь к женщинам бережно» (Бухари, Муслим).
• В связи с этим сохранение достоинства и безопасности женщин будет одним из ключевых вопросов государственной политики в Халифате.
«Основным положением женщины является быть матерью и женой. Её честь и достоинство должны быть защищены» (статья 25 «Проекта Конституции Исламского государства Халифат», предложенного со стороны Хизб ут-Тахрир).
• Государство будет содействовать росту богобоязненности и понимания законов Аллаха в обществе, что усилит осознание ответственности мужчин перед тем, как они смотрят на женщин и как обращаются с ними.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ لِغَدٍ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (59:18).
• Посредством своей политики, системы образования, массмедиа и всех иных инструментов Халифат будет работать над укреплением уважаемого места женщины в обществе и соответствующего взгляда на неё.
• Ислам запрещает любые формы насилия в отношении женщины — будь то дома или на улице. Пророк ﷺ сказал:
لاَ تَضْرِبُوا إِمَاءَ اللَّهِ
«Не бейте рабынь Аллаха!» (Ибн Маджа).
• Сексуализация общества, а также все формы нападок, эксплуатации и унижения достоинства женщин будут запрещены в Халифате. Государство запрещает женщине заниматься какой-либо работой или службой, которая использует её красоту или женственность и ухудшает её статус.
От Абу Дауда предаётся, что Посланник Аллаха ﷺ «наложил запрет на заработок рабынь, если только речь не идёт о работе, которую она делает своими руками. Сказав это, он указал на хлеб, пряжу и шерсть».
«Мужчинам и женщинам запрещается по Шариату совершение каких-либо дел, в которых имеется угроза нравственности или угроза распространения в обществе зла и порочности» (статья 119 Проекта Конституции).
• Объемлющая исламская социальная система ставит защиту достоинства женщин в основу своих законов и нацелена на то, чтобы уважение к женщине стало ключевым принципом общества. Эти социальные законы Ислама регулируют взаимодействие между мужчинами и женщинами, ограничивая вероятность интимных отношений между ними исключительно браком.
«Мужчины и женщины в основном должны находиться отдельно друг от друга. Они не должны находиться вместе, за исключением обстоятельств, дозволенных Шариатом и ради которых в Шариате дозволено их собрание (например, при осуществлении торговли, а также во время паломничества» (статья 113 Проекта Конституции).
«Ей запрещается быть в уединённой обстановке с любым мужчиной, за которого она потенциально может выйти замуж, если вместе с ней не находятся мужчины-махрамы. Ей также запрещается демонстрировать свои украшения перед такими мужчинами и появляться в их обществе с открытыми частями тела» (статья 118 Проекта Конституции).
• Исламская социальная система обеспечивает базис для практической защиты достоинства женщины:
— во-первых, путём утверждения принципа, гласящего о том, что женщина не является объектом демонстрации для угождения мужчин, а следует сохранить чистые отношения между полами, которые обеспечат их взаимодействие правильным путём, не умаляя женского достоинства, далёким от каких-либо сексуальных извращений. Это устанавливает продуктивное, здоровое сотрудничество между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни.
— во-вторых, путём создания целомудренной и чистой среды, в которой сексуальные желания исполняются таким образом, чтобы приносить пользу обществу, а не вредить. Всё это помогает поддерживать атмосферу огромного уважения к женщинам, сводя к минимуму насилие и другие преступления против слабого пола. В итоге, в сени Халифата образуется общество, где женщины смогут учиться, работать и путешествовать в безопасности.
• Благодаря своей образовательной и судебной системам Халифат искоренит культурные установки, которые обесценивают женщин или лишают их исламских прав, а также устранит репрессивные практики неисламских традиций, такие как принудительные браки и убийства в защиту чести. Халифат также запретит появление в обществе любых идей, изображений, книг, журналов или музыки, которые унижают женщин.
• Халифат будет применять жёсткие шариатские наказания за любые формы насилия в отношении женщин. Среди этих мер — такие как наказание за клевету или смертная казнь за другие преступления против достоинства женщин. Государство обязано иметь эффективную судебную систему для оперативного рассмотрения преступлений, чтобы женщины могли быстро и беспрепятственно добиваться справедливости в случае любых посягательств на их честь и права.
وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاءَ فَاجْلِدُوهُمْ ثَمَانِينَ جَلْدَةً
«Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырёх свидетелей, высеките восемьдесят раз» (24:4).
От Абу Дауда сообщается, что Алькама ибн Ваиль передаёт от своего отца, что однажды во времена Пророка ﷺ женщина вышла, чтобы совершить молитву, и ей повстречался мужчина, который напал на неё и овладел ею. Она закричала, и нападавший убежал. А мимо проходил какой-то мужчина. Она сказала: «Этот мужчина сделал со мной то-то и то-то!». А когда мимо проходила группа мухаджиров, женщина сказала: «Этот мужчина сделал со мной то-то и то-то!». И они схватили некоего человека, а женщина подумала, что это и есть нападавший, и, когда его привели, сказала: «Да, это он». Они привели его к Пророку ﷺ. И когда он отдал веление относительно него, поднялся нападавший, который овладел этой женщиной, и сказал: «О Посланник Аллаха! Это сделал я». Посланник ﷺ сказал (женщине): «Иди, Аллах простил тебя». А тому человеку он сказал благие слова». Абу Давуд сообщил: «То есть человеку, которого схватили (по ошибке). А относительно человека, который сотворил насилие над женщиной, он ﷺ сказал: «Побейте его камнями».
• Ислам обязывает мужчин быть попечителями над женщинами и детьми и делать всё необходимое для их защиты. Эта великая обязанность — попечительство — заключается не в доминирующей и командной роли над супругой, а в заботе о ней и её родственниках. Это так же сводит к минимуму насилие в отношении женщин.
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ
«Мужчины являются попечителями женщин» (4:34).
• Ислам разъяснил права жены над мужем и связал исход мужчин в Дунья и Ахирате с их хорошим отношением к своим жёнам и дочерям. Всё это сказывается на снижении до минимума уровня жестокости и плохого обращения к женщине.
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«Живите с ними достойно» (4:19).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَكْمَلُ الْمُؤْمِنِينَ إِيمَاناً أَحْسَنُهُمْ خُلُقاً وَخِيَارُكُمْ خِيَارُكُمْ لِنِسَائِهِمْ
«Самой совершенной верой обладают наиболее благонравные верующие, а лучшие из вас — те, кто лучше всех относится к своим женщинам» (ат-Тирмизи).
Например, согласно архивам судебных записей времён Османского Халифата, к мужьям, которые жестоко обращались со своими жёнами, государство применяло меры, вплоть до тюремного заключения. Судьи часто заставляли мужа принять условие, согласно которому при повторном насилии по отношению к своей жене они будут разведены, при этом жена сохранит свои финансовые права, которые имеет в браке.
«Супружеская жизнь является успокоением и дружбой между супругами. Муж является попечителем над женой, что проявляется в ответственности и заботе о ней, а не во власти над ней» (Статья 120 Проекта Конституции).
• Халифат предпринимает активные шаги для защиты достоинства женщин в государстве, вплоть до мобилизации армии против внешних вражеских сил, которые оскверняют или даже угрожают осквернить честь женщин, так как защита её чести имеет очень высокий статус в Исламе.
В IX веке н.э. во времена Аббасидского халифата одна мусульманка была схвачена и подверглась насилию со стороны римского (т.е. византийского) солдата в Сирии. В ответ халиф аль-Мутасим Биллах направил грозную армию в Аморий (в нынешней Турции), где располагалось самое крупное скопление римлян, несмотря на то, что в то время столица Халифата находилась в Багдаде. Этот пример отражает серьёзность главы Исламского Государства, с которой он относится к защите достоинства женщин государства.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Назрин Наваз
Руководитель женского отдела Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
26.03.2019