28
Вс, апр

Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ قُوٓاْ أَنفُسَكُمۡ وَأَهۡلِيكُمۡ نَارٗا وَقُودُهَا ٱلنَّاسُ وَٱلۡحِجَارَةُ

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (66:6).

Начнём статью с этимологического анализа отрывка 6-го аята суры «Ат-Тахрим», так как он определяет суть и концепт статьи.

Этимологический анализ аята

Слово «قُوا» [quː], переводимое как «защищайте, оберегайте», происходит от слова «وِقَايَة» [wiqaːja]. Слово «викая» в словаре означает «защищать что-то; избегать вещей, которые могут навредить; опекать; оберегать что-то от опасностей посредством чего-то другого». Человека, который защищает и оберегает себя от опасностей в этом мире и в мире Вечном, соблюдая хукмы Шариата, называют «مُتَّقٍ» [muttaqiː]. Слово «أَنْفُس» [anfus] в составе такой фразы (слова) «أَنْفُسَكُمْ» [anfusakum], которое мы переводим как «себя», является множественным числом от [nafs] и означает собственное существование человека. Слово [ahl] в составе фразы «أَهْلِيكُمْ» [ahliːkum], которую мы переводим как «вашу семью», охватывает супругу человека и самых близких человеку людей.

Этим повелением Всевышний Аллах приказывает верующим защищать себя, своих супругов, детей и тех, за кого они несут ответственность, от огня Ада, растопкой которого будут люди и камни.

Имам Куртуби упомянул в своём труде следующие слова Ибн Аббаса в качестве разъяснения данного аята: «Защищайте себя, также велите членам своей семьи совершать зикр и дуа, чтобы Аллах посредством вас защитил и их». В дополнение к этому Али, Катада и Муджахид (р.анхум) толковали данный аят следующим образом: «Защитите себя посредством своих поступков, также защищайте членов своей семьи посредством наставлений им» (аль-Куртуби, «Аль-Джами ли-ахкам аль-Куран»).

Выполняя свои обязанности, члены семьи защищают себя от мучений Ада. Мусульманин, который знает, что он был отправлен в этот мир, чтобы должным образом соответствовать статусу раба Аллаха, обязан быть решительным, внимательным и осторожным в выполнении своих обязанностей внутри семьи. Эти обязанности внутри семьи так же являются частью шариатских хукмов. Те, кто желает получить довольство Аллаха, не могут пренебрегать обязанностями, изложенными в хукмах Шариата, или нарушать их. По причине того, что они будут действовать в соответствии с Шариатом, не допуская пренебрежений и нарушений, они прежде всего защитят себя от огня Ада.

Ответственность женщины перед своим мужем

Так же, как Аллах и Его Посланник ﷺ повелели мужчине хорошо относиться к своей жене и ладить с ней, они так же велели женщине хорошо относиться к своему мужу, подчиняться ему и защищать честь и достоинство своего мужа в его отсутствие. Собственно говоря, Хусейн ибн Мухсан сообщил следующее: «Моя тётя пришла к Посланнику Аллаха . Он спросил её: «Ты замужем?». Она ответила: «Да». Посланник Аллаха спросил: «Как ты с ним обходишься?». Она ответила: «Я не делаю упущений в послушании ему помимо того, что не в моих силах». Тогда Пророк сказал:

فَانْظُرِي أَيْنَ أَنْتِ مِنْهُ فَإِنَّمَا هُوَ جَنَّتُكِ وَنَارُكِ

«Как ты можешь делать упущения в послушании ему? Он — твой рай и твой ад (другими словами, в зависимости от твоих отношений с ним, ты либо заслужишь Рай, либо попадёшь в Ад)» (Ахмад).

В другом хадисе Ибн Аббас (р.а.) передаёт следующее:

جَاءَتِ امْرَأَةٌ إِلَى النَّبِيّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيه وَسَلَّم فَقَالَتْ يَا رَسولَ اللهِ إِنِّي وَافِدَةُ النِّسَاءِ إِلَيْكَ هَذَا الْجِهَادُ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَى الرِّجَالِ فَإِنْ نَصِبُوا أُجِرُوا وَإن قُتِلُوا كَانُوا أَحْيَاءً عِنْدَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ وَنَحْنُ مَعَاشِرَ النِّسَاءِ نَقُومُ عَلَيْهِمْ فَمَا لَنَا مِنْ ذَلِكَ قَالَ فَقَالَ النَّبِيّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيه وَسَلَّم أَبْلِغِي مَنْ لَقِيتِ مِنَ النِّسَاءِ أَنَّ طَاعَةَ الزَّوْجِ وَاعْتِرَافًا بِحَقِّهِ يَعْدِلُ ذَلِكَ وَقَلِيلٌ مِنْكُنَّ مَنْ يَفْعَلُهُ

«Однажды к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, я пришла к тебе, представляя женщин. Всевышний Аллах сделал джихад фардом для мужчин. Если мужчины пойдут на джихад и благополучно вернутся, они будут вознаграждены; если же будут убиты — они будут одарены честью быть живыми для Господа. Мы же, женщины, выполняем оставленные ими обязанности (работу по дому). Есть ли у нас доля в этом?». Посланник Аллаха ответил женщине следующим образом: «Сообщи каждой женщине, которую встретишь, следующее: послушание женщины своему мужу, а также принятие и соблюдение его прав равносильно награде за джихад для мужчин. К сожалению, очень немногие из вас так поступают» (Байхакы).

Как видно, Ислам считает джихад мужчины на пути Аллаха, победу в сражении или гибель в результате шахады, а также послушание жены своему мужу и признание его прав в отношении неё равными с точки зрения вознаграждения. Суть здесь заключается не в том, чтобы отдавать приоритет одному праву, оставляя другое неполноценным, или облегчая условия для входа в Рай одному из полов или классов и затрудняя это другому полу или классу. Напротив, Господь миров возлагает на каждого человека — мужчину и женщину, ответственность, пропорциональную его природе и возможностям. Обязанность женщины перед своим мужчиной — подчиняться ему должным образом в рамках маъруфа.

Ответственность мужчины перед своей женой

Ответственность мужчины перед женой лучше всего выражается словом «رِعَايَةٌ» — «забота». Конечно, слово «забота» здесь означает «защищать, соблюдать её права и управлять её делами». Самая большая ответственность мужчины перед своей женщиной — заботиться о ней и семье и защищать их права.

Концепция заботы означает наставление и управление людьми для достижения предполагаемых целей и задач, в которые они верят. Обязанность заботы — это тяжёлое бремя, возлагаемое на каждого, кто осознаёт свою ответственность. Соответственно, обязанность мужа — охранять и защищать свою жену, то есть забота является обязанностью, возложенной Всевышним Аллахом на мужа как шариатское понятие, границы которого определены Кораном и Сунной Посланника Аллаха ﷺ. Общие рамки этой заботы можно выразить так: муж защищает и оберегает свою жену от всего. Например, муж должен защищать, оберегать свою жену от врагов, голода, холода, простуды, болезней и всех суровых и тяжёлых условий жизни.

Всемогущий Аллах определил шариатские пределы концепции «забота» в следующем аяте:

ٱلرِّجَالُ قَوَّٰمُونَ عَلَى ٱلنِّسَآءِ

«Мужчины являются наблюдателями над женщинами» (4:34).

Из этого утверждения не следует понимать, что мужчина имеет дополнительное превосходство над женщиной и что это превосходство позволяет ему притеснять её по своему усмотрению. Другими словами, мужчина управляет и руководит всеми делами, связанными с жизнью женщины, на которой он женится; это его главная обязанность. Поскольку повеление заботиться и повиноваться исходит от самого Аллаха, то и ограничения должны быть установлены Им. Следующее повеление Всевышнего Аллаха определяет границы этой ответственности и уровень её выполнения:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ

«Живите с ними (женщинами) по общепринятому обычаю, нормам (маъруф)» (4:19).

С другой стороны, во время прощального хаджа Посланник Аллаха ﷺ дал следующие наставления мужчинам-мусульманам относительно женщин:

أَلَا وَاسْتَوْصُوا بِالنِّسَاءِ خَيْرًا

«Я завещаю вам обходиться с женщинами хорошо» (ат-Тирмизи).

В другом хадисе на ту же тему Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَكْمَلُ الْمُؤْمِنِينَ إِيمَانًا أَحْسَنُهُمْ خُلُقًا وَخِيَارُكُمْ خِيَارُكُمْ لِنِسَائِهِمْ

«Среди верующих самой совершенной верой обладает тот, у кого самый лучший нрав. И самый лучший нрав у того, кто лучше всех относится к своим жёнам» (ат-Тирмизи).

Из всех шариатских текстов понятно, что обязанность мужа перед женой — забота о ней. С другой стороны, забота — это долг, который можно выполнить, только действуя в соответствии с любовью, привязанностью, мягкостью, общепринятыми стандартами, проявляя взаимное сострадание. Чтобы угодить Аллаху и достичь Рая, человек должен выполнять свой долг заботы в соответствии с упомянутыми здесь критериями. Если он не выполнит требования этого пути и метода, он никогда не сможет исполнить предназначение заботы.

Обязанность детей по отношению к родителям

Согласно текстам Корана, Аллах сделал послушание родителям обязательным в рамках Шариата. В соответствии с Кораном и словами Пророка Мухаммада ﷺ, непослушанием считается прерывание контактов с родителями, произнесение слов, разбивающих их сердца, или поведение, которое их расстраивает. По этой причине необходимо слушаться родителей, когда они просят то, что не является греховным в Исламе. Одним словом, обязанности детей по отношению к своим родителям можно объяснить следующим образом: если родители не просят своих детей делать что-то греховное, то необходимо исполнять их желания. Ислам придаёт большое значение родителям и поэтому требует от детей уважения к ним. Всевышний Аллах сказал:

۞وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعۡبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنًاۚ إِمَّا يَبۡلُغَنَّ عِندَكَ ٱلۡكِبَرَ أَحَدُهُمَآ أَوۡ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَآ أُفّٖ وَلَا تَنۡهَرۡهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوۡلٗا كَرِيمٗا

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!», — не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (17:23).

В другом аяте Аллах говорит:

وَوَصَّيۡنَا ٱلۡإِنسَٰنَ بِوَٰلِدَيۡهِ حُسۡنٗاۖ وَإِن جَٰهَدَاكَ لِتُشۡرِكَ بِي مَا لَيۡسَ لَكَ بِهِۦ عِلۡمٞ فَلَا تُطِعۡهُمَآۚ إِلَيَّ مَرۡجِعُكُمۡ فَأُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمۡ تَعۡمَلُونَ

«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, чтобы ты приобщал ко Мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им. Ко Мне предстоит ваше возвращение, и тогда Я поведаю вам о том, что вы совершали» (29:8).

В хадисе, раскрывающем обязанности детей по отношению к своим родителям, предстаёт следующая картина:

سَأَلْتُ النَّبِىَّ — صلى الله عليه وسلم أَيُّ الأعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ قَالَ الصَّلاةُ عَلَى وَقْتِهَا قُلْتُ ثُمَّ أَيٌّ قَالَ ثُمَّ بِرُّ الْوَالِدَيْنِ قُلْتُ ثُمَّ أَيٌّ قَالَ ثُمَّ الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ قَالَ حَدَّثَنِي بِهِنَّ وَلَوِ اسْتَزَدْتُهُ لَزَادَنِي

«(Однажды) я спросил Пророка : «Какое дело Аллах любит больше всего?». Он ответил: «Молитву, совершаемую в установленное для неё время». Я спросил: «А после этого?». Он ответил: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А после этого?». Он ответил: «Джихад на пути Аллаха». Об этом рассказал мне Посланник Аллаха , а если бы я (спросил о чём-нибудь ещё), то он обязательно сказал бы больше» (Муслим).

В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ جِئْتُ أُبَايِعُكَ عَلَى الْهِجْرَةِ وَتَرَكْتُ أَبَوَيَّ يَبْكِيَانِ فَقَالَ ارْجِعْ عَلَيْهِمَا فَأَضْحِكْهُمَا كَمَا أَبْكَيْتَهُمَا

«Один человек пришёл к Посланнику Аллаха , выразил ему просьбу о присяге, чтобы совершить хиджру, и сказал: «Я оставил своих родителей в слезах и пришёл сюда, чтобы присягнуть тебе на верность, дабы переселиться». Посланник Аллаха ответил ему: «Немедленно возвращайся к ним и заставляй их смеяться так же, как ты заставил их плакать!» (Ан-Насаи).

Родители несут ответственность за своих детей

Согласно 6-му аяту суры «Ат-Тахрим», родители обязаны оберегать своих детей от мучений Ада. Это вовсе не относится к мубах поступкам, которые приносят награду, когда совершаются, и не имеют греха, когда не совершаются. Подготовка своих детей к Раю и защита их от адского огня — это обязанность, которую несёт каждый родитель. Аллах возложил на родителей обязанность защищать своих детей от Огня. Посланник Аллаха ﷺ объявил об этой ответственности в следующих своих словах:

كُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْؤول عَنْ رَعِيَّتِهِ الإِمَامُ رَاعٍ وَمَسْؤولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ وَالرَّجُلُ رَاعٍ فِي أَهْلِهِ وَهُوَ مَسْؤولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ وَالْمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ فِي بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْؤولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا… وَكُلُّكُمْ رَاعٍ وَمَسْؤولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

«Все вы — пастыри, и вы ответственны за свою паству. Имам — пастырь, и он ответственен за свою паству. Мужчина — пастырь в своей семье, и он ответственен за свою паству. Женщина — пастырь в доме своего мужа, и она ответственна за свою паству… В конце концов, вы все — пастыри, и вы несёте ответственность за свою паству, которую возглавляете» (Бухари).

Кроме того, оставить после себя сына, который посвятил свою жизнь тому, чтобы добиться довольства Господа, — это самое выгодное вложение, которое может сделать родитель. Посланник Аллаха ﷺ выразил это в следующем хадисе:

إِذَا مَاتَ ابنُ آدم انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلَّا مِنْ ثَلَاثٍ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ أو عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим).

Сегодня мы на собственном опыте убедились, что родители не пренебрегают мирским для своих детей, но взамен пренебрегают делами, направленными на получение довольства Господа. Вокруг нас много родителей, которые не будят своих детей на молитву аль-Фаджр, думая, что это негативно скажется на их успеваемости в школе или на экзамене. Во избежание недоразумений, разумеется, одной из обязанностей родителей является подготовка хорошего будущего для своих детей. Однако это должно происходить в рамках законного круга и без пренебрежения и нарушения шариатских положений. Иначе, не дай Аллах, мы подготовим для наших детей хорошее будущее в этом мире и жалкое будущее в мире Вечном. Однако главная обязанность родителей по отношению к своим детям — подготовить их к Раю. Это необходимо для того, чтобы защитить их от всех видов незаконной работы, из-за которой они будут подвергнуты мучениям Ада. Посмотрите, как Посланник Аллаха ﷺ описывает понятие худшего отца и его характеристики: «Горе отцам последнего времени!». После этого сподвижники спросили: «Они, что, станут многобожниками?!». Пророк сказал: «Нет, они останутся мусульманами, но не будут обучать своих детей религии, и даже когда их дети захотят изучать религию, они будут препятствовать им в этом и направят их на приобретение мирского богатства» («Мустадрак»).

Родители должны быть решительными и проявлять усердие, чтобы защитить своих детей от адских мук и помочь им достичь Рая, потому что обязанность родителей — подготовить своих детей к жизни в Ахирате. Как мы уже говорили выше, родители должны прокладывать дорогу в Рай для своих детей и не должны терять чуткость в этом отношении ни при каких обстоятельствах и ни в какое время. Они должны сожалеть и плакать за грехи своих детей, если таковые имеются, и радоваться их добрым делам. Посмотрите, с каким усердием Посланник Аллаха ﷺ, который является примером для нас во всех вопросах, прокладывает путь в Рай для своей семьи. Али (р.а.) рассказывает: «Однажды ночью Пророк ﷺ пришёл к нам домой и разбудил (меня и) свою дочь Фатиму. Он сказал: «Ну же! Разве вы не совершаете (тахаджуд) намаз?!». Я сказал: «О Посланник Аллаха, наши души — в руках Аллаха. Если бы Он пожелал, чтобы мы встали, мы бы встали!». Когда я это сказала, он повернулся и ушёл, вообще никак на меня не отреагировав. Затем я услышал, как он, уходя, бил себя по коленям и зачитывал аят: «… но человек больше всего склонен препираться!» (16:54)» (Бухари).

Заключение

Всё же, несмотря на то, что семьи/супруги пытаются защитить себя и своих детей от адских мучений, выполняя предписания Шариата, необходимо помнить и подчёркивать тот факт, что мы живём под крышей системы, которая развращает семьи и поколения. Другими словами, хотя семьи всеми силами стараются оградить своих детей от горьких плодов и бед демократии, навязанная им порочная система продолжает сеять разруху. Кольцо огня сужается над нами. Даже если мы пытались принять меры по защите наших поколений, к сожалению, наши поколения с каждым днём становятся всё ближе к тому, чтобы попасть в колесо разрушения. Система, которая защитит семью и поколение, — это только исламская система жизни, которая обеспечит гармонию с природой. Единственный шариатский метод, который будет применять исламскую систему к жизни в совершенном смысле, — это государство Праведного Халифата. Сегодня нашим поколениям и семьям нужно не понимание демократии и секуляризма, источником которых является порочность и упадок, а понимание управления в государстве Праведного Халифата, которое защищает семьи и поколения и производит молодых учёных, таких как Имам аш-Шафи и Имам Абу Ханифа, и идеалистичных молодых людей, таких как Мухаммад Завоеватель.

Абдуллах Имамоглу
Köklü Değişim

Главное меню