В истории исламской мысли термин «саляфия» использовался в прошлом и используется в настоящее время, однако на самом деле нет определённого мазхаба с таким названием. Это, скорее, метод, подход и понимание, чем конкретный мазхаб. Саляфия означает следование, наряду с Кораном и Сунной, словам и поступкам Сахабов, Табиинов и Таби ат-табиинов, и утверждение, что мы следуем их мазхабу.
Приверженцы современной идеологии такфира так же считают себя частью этой группы и утверждают, что они являются её продолжателями. Однако при более детальном рассмотрении можно увидеть, что они не отличаются от классических саляфитов нашего времени и так же попадают в те же самые ловушки, что и эта саляфитская группа, не проповедующая такфир. Очевидно, что они не объединены и часто имеют разногласия между собой по многим вопросам, иногда даже доходящие до взаимного такфира. Самые явные разногласия касаются бороды, джуббы[1]/тюрбана (чалмы), мучений в могиле, чёток, курения и подобных вопросов. Кто-то делает курение вопросом такфира, кто-то сам курит, кто-то считает современную одежду несоответствующей Сунне, кто-то носит джинсы. Их индивидуальные принятия, не основанные на определённых принципах и знании фикха, являются явным свидетельством того, что у них нет связи с саляф ус-салихин (праведными предшественниками).
Хотя в исламских вопросах возможны различия в иджтихаде, ситуация подобных людей отличается от разногласий (ихтиляфа) по иджтихаду. Они не применяют метод иджтихада. Они чаще всего принимают на веру мнение, которое основывается на определённом аяте или хадисе, что не является поиском доказательств из Корана, Сунны и других источников шариатского права для подтверждения своих предварительно принятых убеждений.
Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim». Автор: Куртулуш Севинч