В этой статье мы расскажем о том, как сообщества, общества, неправительственные организации и особенно так называемые «политические» партии, поставившие перед собой цель восстановить Исламское Государство, чтобы возобновить исламский образ жизни во всех странах, где живут мусульмане, и в Турции — в частности, отошли от цели создания Исламского Государства и с большим дрейфом приспособились к демократическому строю, который они собирались изменить.
И вновь мы обсудим деструктивный, трансформационный и диверсионный эффект отсутствия идей и методов, а также эффект несоблюдения идей и методов в отходе от цели создания Исламского Государства на примере движения «Национальное Видение»(Millî Görüş).
После распада Османского Государства руками колониальных неверных и упразднения Халифата англичане создали множество государств и новых администраций на территории, оставшейся от Османского Халифата.
Действуя под влиянием колониальных неверных англичан, эти правительства относились к своему народу как к врагу, пытаясь заставить мусульманский народ подчиниться режиму, применяя методы, которые подрывали веру и ценности, честь и достоинство народа, угнетая и притесняя его.
Такая ситуация привела к расколу между упомянутыми режимами и населением, и этот раскол стал одним из самых больших препятствий на пути развития мусульманского народа, подпитывая его отсталость.
Это крайне тяжёлое положение, в которое попала Исламская Умма, привело к появлению большого количества сплочений с различными идеями и методами, которые не удовлетворены этим положением и мобилизуются для выхода из него и ради достижения развития.
Некоторые из этих сплочений также имели политические аспекты. В рамках демократической системы идея «создания политических партий, прихода к власти с помощью политических партий, попыток реализовать исламские цели и задачи с помощью власти и возможностей, предоставляемых властью, защиты и отстаивания интересов мусульман с помощью политических партий» также привела к появлению большого количества политических сплочений.
В то же время жестокое и деспотичное отношение к мусульманским народам со стороны новых государств и администраций под влиянием колониального неверного Запада, образовавшихся в мусульманской географии после распада Османского Государства, стало одним из факторов, подтолкнувших мусульман к созданию политических партий в рамках демократической системы.
Взгляды, выдвигаемые в пользу «создания социальной, политической, экономической и культурной среды, в которой мусульмане могут более свободно выражать своё мнение» как более приоритетной цели, чем цель создания Исламского Государства, так же повлияли на создание мусульманами политических партий и участие в политической деятельности на демократической и правовой основе, рамки которой были очерчены и ограничены неисламскими правительствами.
Именно с такими идеями вошла в политическую жизнь «Партия Национального Порядка» (Millî Nizam Partisi) — первая партия движения «Национальное Видение» после перехода к системе многопартийности.
В своей политической деятельности основатели и руководители партии придерживались реформистской линии, сформировавшейся под влиянием и руководством колониального неверного Запада, прежде всего англичан.
Свою партию они назвали «Партия Национального Порядка», а свои взгляды — «Национальное видение», поставив в начале своих партий и взглядов понятие «Национальный» вместо «Исламский».
Отметим также, что это название является продуктом политики «национализации Ислама», проводимой англичанами в национальных государствах, которые они создали в османской географии в целях сохранения этого разделения и предотвращения воссоединения мусульман в рамках Ислама и Халифата.
Лидеры «Партии Национального Порядка» не основывали свою политическую деятельность на идеях и методах Ислама. В статье 3 программы партии говорится, что «основной целью «Партии Национального Порядка» является развитие в рамках демократического правового порядка».
Созданная 5 марта 1970 года «Партия Национального Порядка» просуществовала недолго, и 20 мая 1971 года она была распущена Конституционным судом, а её лидер-основатель Эрбакан уехал в Швейцарию.
В этот период исламские события на Ближнем Востоке, особенно активная деятельность партии «Хизб ут-Тахрир» по восстановлению Праведного Халифата, и то, что религиозное население, составлявшее значительную часть жителей страны, при появлении этих факторов в Турции может обратиться к различным недемократическим шагам, вызывали беспокойство правителей.
Из-за этой обеспокоенности генералы Тургут Сунальп и Мухсин Батур, которые участвовали в военном перевороте 1971 года [1], отправились в Швейцарию с целью сохранить внутри системы народ, которому было запрещено заниматься политикой в демократическом порядке и который был вытеснен из системы, и убедили Эрбакана создать новую партию, гарантируя, что та не будет закрыта. Так в 1972 году была создана «Партия Национального Спасения» (Millî Selâmet Partisi).
В статье 2 программы партии цель «Партии Национального Спасения» была сформулирована как «объединение народа вокруг национального самосознания и целей, обеспечение прав и свобод человека, государственно-национального единства в рамках демократической системы».
В своих официальных и публичных выступлениях лидеры «Партии Национального Спасения» настаивали на своей приверженности светскому и демократическому конституционному строю, а для контроля и консолидации своей электоральной базы заявляли, что «введут Исламский Шариат, когда появятся условия, и что их дело — это дело победы добра над злом».
После военного переворота 1980 года [2] путчистское правительство закрыло политические партии, а Эрбакану было запрещено заниматься политикой. В 1987 году на референдуме с Эрбакана был снят запрет на политическую деятельность, и он стал председателем «Партии Благоденствия» (Refah Partisi).
В своей партийной программе «Партия Благоденствия» объясняла цель партии следующими положениями: «Наша главная цель — поднять нашу нацию на уровень современной цивилизации. Наша партия будет стремиться к установлению демократии в подлинном смысле этого слова и проявлению национальной воли. Она выступает против всякого рода практик и идей, которые могут помешать нормальному функционированию республиканской власти».
Если мы обратим внимание, то ни одна из этих целей, выраженных в партийных программах «Партии Национального Порядка», «Партии Национального Спасения» и «Партии Благоденствия», не является исламской. В них даже не упоминается слово «Ислам». Постоянно делая акцент на демократии, республике и государстве, они пытались гарантировать, что их политика будет основана на светском, демократическом строе.
Поскольку в их основе лежала демократия с покорным отношением к реальности, определяющим фактором политической деятельности движения «Национального Видения» была текущая политическая обстановка, условия и выгоды, которые можно было получить.
Эрбакан, лидер движения «Национального Видения», стал премьер-министром в 1996 году, а в июне 1997 года ушёл с поста премьер-министра после военного переворота 28 февраля 1997 года [3], который был назван «постмодернистским».
«Партия Благоденствия» так же была закрыта Конституционным судом в январе 1998 года.
Та же участь постигла и четвёртую партию движения «Национального Видения» — «Партию Добродетели» (Fazilet Partisi), которая была создана за месяц до закрытия «Партии Благоденствия» и была закрыта Конституционным судом в 2001 году.
После закрытия «Партии Добродетели» движение «Национального Видения» раскололось на две части: «традиционалистское» крыло создало «Партию Счастья» (Saadet Partisi), а «инновационное» — «Партию Справедливости и Развития» (Adalet ve Kalkınma Partisi) под руководством Эрдогана.
После закрытия каждой партии Конституционным судом движение «Национального Видения» всё больше приближалось к демократической светской республике, и в итоге оно превратилось в защитников того строя, который оно вознамерилось «поменять».
Так 19 ноября 2018 года лидер «Партии Счастья» Темель Карамоллаоглу в интервью британской газете «The Guardian» заявил, что хочет «секуляризм британского типа».
Эрдоган, воспитанный внутри движения «Национального Видения», во время создания «Партии Справедливости и Развития» заявил, что «не будет брать Ислам за основу в политике», а в Египте, куда он приезжал в 2011 году в качестве премьер-министра после начала «Арабской весны», он советовал правящему движению «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун») и египетскому народу «секуляризм».
При анализе причин нынешней отсталости Исламской Уммы видно, что активную роль играет неспособность партий, действующих в рамках демократической системы, обеспечить общественные изменения и развитие.
Эти партии не смогли осознать проблему перемен и под влиянием капитализма действовали в рамках ошибочного представления о том, что «общество состоит из индивидов, и общество будет меняться по мере изменения и совершенствования индивидов».
Политические партии, в которых отсутствует принцип, что общество может измениться только при «изменении господствующего порядка, идей и настроений общества» и что эти изменения и развитие могут быть реализованы только через «правильное партийное сплочение на основе идей и методов», которые не действуют на этой основе, обрекли себя на неудачу в самом начале своего пути.
Кроме того, политическая деятельность этих партий не способствовала развитию общества, а наоборот, уязвляла общественный дух, необходимый для развития общества, занимая его мелкими проблемами, и вредила перетеканию общественного духа в правильное партийное сплочение, основанное на идеях и методе.
Немаловажную роль в этом провале сыграло отравление Исламской Уммы политическими и философскими идеями и взглядами колониальных неверных и отход мусульман от метода исламского мышления под влиянием этих ядовитых идей.
Кроме того, в результате политики, проводимой с целью прихода к власти в светском, демократическом строе и осуществления исламских преобразований с помощью власти и возможностей, предоставляемых нахождением у власти, несмотря на неприятие идей и методов Ислама, масштабы дрейфа этих партий и народных сплочений, поддерживающих эти партии, оказались очень велики.
Слабая воля этих партий в том, чтобы придерживаться Ислама, в сочетании с преследованиями и притеснениями этих партий со стороны демократических и светских режимов привели к тому, что эти партии подчинились светскому и демократическому порядку, который они хотели поменять, и стали частью этого порядка.
Те цели, которые не удалось достичь Мустафе Кемалю в плане вестернизации [4] мусульман и принятия мусульманами западных ценностей, были достигнуты этими партиями и особенно «Партией Справедливости и Развития».
Массы избирателей, руководимые этими политическими партиями, были оттеснены от тех убеждений и ценностей, которые они приняли в результате политического стиля поддерживаемых ими политических партий, основанного только на силе, власти и интересе, и превращены в обезличенный тип людей, желательных для светского, демократического порядка.
Таким образом, эти политические партии, чья политика основана на светских и демократических принципах, стали инструментами политики по обезличиванию и политики ассимиляции, которая служит светскому и демократическому порядку.
Такое понимание политики, основанное только на интересе, выгоде, силе и власти, вызвало большую эрозию и размывание убеждений и целей мусульман, привело к тому, что мусульмане проиграли, а существующий порядок выиграл.
Цель по установлению Исламского Государства и возвращению к правлению по законам Аллаха, ради которой мусульмане вели упорную борьбу, перенесли множество трудностей и лишений, пошли на большие жертвы, мобилизовали все свои средства и силы, постепенно разрушается поддерживаемыми ими партиями, постепенно стирается сначала из умов, а затем — и из сердец, и превращается в недостижимую «утопию».
Политическая деятельность, осуществляемая этими партиями без принятия за основу исламской идеи и метода, которые устранят разделение государства и народа, являющееся основным условием изменения и развития, интегрируют личность, общество и государство, объединят их в едином русле, цели и задачи, привела к большим разрушениям с их извращающими и преобразующими последствиями.
В возникновении этой крайне тяжёлой картины большую роль сыграло то, что эти партии не руководствуются идеями и методами Ислама, не могут сформировать подлинное партийное сплочение, установить исламскую идеологическую связь между членами партии, а также отсутствие у членов партии подлинной воли и бдительности.
Они не смогли сформировать правильное партийное сплочение, потому что эти партии являются сплочениями, возникшими в силу обстоятельств, где лидерство основано на личном, а не интеллектуальном руководстве, где преданность — личному, а не идейному руководству, где нет ясности в идеях, методах, целях и задачах, где действуют общими фразами.
Вместо того, чтобы взять за основу своей политики идею Ислама как неизменной «интеллектуальной константы», эти партии взяли в качестве «источника» своих идей реальность, насыщенную ядовитыми идеями колониального неверного Запада.
Опять же, в качестве метода прихода к власти эти партии взяли продвижение демократических принципов.
Более того, связь между членами партии была не исламской идеологической связью и партийным просвещением, основанным на исламской идеологии, а корыстными интересами.
А также членам партии не хватало политической бдительности, они действовали, не устанавливая связи между своей политической деятельностью и Исламом. Это привело к тому, что партия легко отклонилась от своей цели и попала в ловушку лжи.
Истинная воля — это воля не сдаваться перед лицом трудностей, невзгод и препятствий на пути к достижению цели. Однако члены этих партий легко отказались от исламской идеи и цели создания Исламского Государства перед лицом трудностей и препятствий. Это произошло потому, что они действовали не с истинной волей, основанной на идее, обеспечивающей преемственность движения, а под влиянием временных эмоций и азарта.
Мусульмане, не берущие Ислам за основу своей жизни, с каждым днём отдаляющиеся от него, преследующие только свои интересы и выгоды, принимающие идеи, которые Ислам отвергает, такие как секуляризм и демократия, порождённые колониальным неверным Западом, и призывающие к этим идеям, — дело рук этих партий.
Эти партии несут ответственность за то состояние бедности и отсталости, в котором мы живём.
Эти партии являются препятствием на пути истинного партийного сплочения, которое обеспечит наше развитие.
Безбожные колониалисты не смогли нанести мусульманам такого ущерба, какой нанесли эти партии, поставившие своей целью изменение светского, демократического строя и создание Исламского Государства, но в конце пути превратившиеся в защитников светского, демократического строя, который они хотели поменять!
Безусловно, что любая политическая партия, которая действует не идеями и методами Ислама, а склоняется на сторону угнетателей, опираясь на демократический светский порядок, не будет иметь успеха и не получит помощи от Аллаха.
وَلَا تَرۡكَنُوٓاْ إِلَى ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ فَتَمَسَّكُمُ ٱلنَّارُ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ ٱللَّهِ مِنۡ أَوۡلِيَآءَ ثُمَّ لَا تُنصَرُونَ
«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113).
Развитие мусульман путём избавления от правительств, проводящих в жизнь неисламские законы куфра, заимствованные у колониальных безбожников, и отсталости, в которой они находятся, возможно только при наличии настоящего партийного сплочения, ограничивающего свою работу и деятельность только идеями и методами Ислама.
Неизменной интеллектуальной константой истинного партийного сплочения должен быть Ислам. Ислам — это система жизни. Правильные решения для всех сфер жизни и всех жизненных проблем должны быть взяты только из Ислама и должны быть ограничены Исламом. Только придерживаясь исламской идеи и исламского метода, мы можем достичь развития.
Методом реализации Ислама, его доминирования, сохранения и распространения является государство/система. При установлении Исламского Государства, которое будет воплощать Ислам в жизнь, следует руководствоваться «пророческим методом движения», состоящим из этапов «образования сплочения», «вхождения в общество» и «достижения власти» на примере Посланника Аллаха ﷺ.
Члены истинного партийного сплочения должны проявлять истинную бдительность во всех своих поступках, поведении и деятельности, истинную бдительность, находящуюся в постоянной связи с базовой интеллектуальной основой Ислама, которая приведёт к развитию, и истинную волю, основанную на идеях, а не на временных эмоциях и возбуждении. Они должны действовать решительно и настойчиво, невзирая на трудности, невзгоды и препятствия, которые могут встать на их пути, и не отказываться от своего дела.
Исламская идеология и партийное просвещение, основанное на исламской идеологии, должны быть единственной связью, объединяющей членов истинного партийного сплочения. Аллах поможет только тому истинному партийному сплочению, которое в своих идеях и методах действует на основе Его религии, и сделает его успешным.
يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِن تَنصُرُواْ ٱللَّهَ يَنصُرۡكُمۡ وَيُثَبِّتۡ أَقۡدَامَكُمۡ
«О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (47:7).
Ремзи Озер
Köklü Değişim Dergisi
1. Государственный переворот в Турции (1971) — события, связанные с военным вмешательством армейской элиты Турции, повлёкшие за собой насильственную смену государственной власти и смещение премьер-министра страны Сулеймана Демиреля 12 марта 1971 года, занимавшего этот пост после выборов 1965 года. Традиционно в турецкой историографии он называется «военным меморандумом 12 марта» (тур. 12 Mart Muhtırası) или «меморандумным переворотом».
2. Государственный переворот 1980 года, проведённый главой Генерального штаба генералом Кенаном Эвреном, стал третьим переворотом в истории республики после переворотов 1960 и 1971 годов.
3. Военный меморандум в Турции (1997) (тур. 28 Şubat süreci, «переворот 28 февраля», другое название: «постмодернистский переворот», тур. Post-modern darbe) — «бархатный» военный переворот, который заключался в ряде военно-политических решений, принятых военным командованием Турции на заседании Совета Национальной безопасности Турции 28 февраля 1997 года. В результате собрания лидеров силовых структур был принят меморандум, который предполагал уход в отставку премьер-министра Турции Неджметтина Эрбакана, главы «Партии Благоденствия», а также всего его коалиционного правительства.
4. Вестерниза́ция (от англ. west — «запад») — перенесение структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в другие общества, заимствование и воспроизведение западного опыта.