12
Сб, окт

Изменения, происходившие в восприятии Ислама, от прошлого к настоящему

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Краткий экскурс по истории предшественников

Арабское общество до прихода Ислама и до принятия им Ислама было обычным, и более того — упадочным обществом, которое не имело никакого веса и влияния в мире. На него никто не обращал серьёзного внимания; наряду с другими народами, арабы жили в тени Персидской и Римской империй. Их общество было раздроблено и разделено на тысячу частей из-за существующей асабии (клановости), и внутри него доминировала кровная месть.

Однако, по воле Господа миров, Аллах избрал из их числа нашего Пророка ﷺ, о появлении которого предвещали прежние пророки. Всевышний послал его к арабам в качестве милости для миров. Арабы яростно выступили против Посланника Аллаха ﷺ в начале его пророчества. Это было связано с тем, что последний Пророк ﷺ пришёл с идеей, которая выступала полноценной альтернативой взглядам и установленному порядку, существующим в среде арабов на протяжении веков. Затем, действуя в рамках поступающих знаний и велений от Всевышнего Аллаха, Пророк ﷺ перед своей смертью сделал Ислам господствующим на всём Аравийском полуострове, благодаря усердной и тщательной деятельности посредством призыва. Под властью Ислама эти люди, не знавшие, что такое наука, произвели на свет величайших учёных из своей среды. Они вывели из своей среды личностей, достойных стать памятниками целомудрия и нравственности, хотя ранее все они утопали в пороке, а из числа тиранов и притеснителей вышли справедливые и добрые люди, которых история ещё не знала. Они жили в период, называемый Аср ус-Саада («Эпоха блаженства»). Благодаря живому олицетворению Корана они стали обществом, которым был доволен Аллах.

وَٱلسَّٰبِقُونَ ٱلۡأَوَّلُونَ مِنَ ٱلۡمُهَٰجِرِينَ وَٱلۡأَنصَارِ وَٱلَّذِينَ ٱتَّبَعُوهُم بِإِحۡسَٰنٖ رَّضِيَ ٱللَّهُ عَنۡهُمۡ وَرَضُواْ عَنۡهُ وَأَعَدَّ لَهُمۡ جَنَّٰتٖ تَجۡرِي تَحۡتَهَا ٱلۡأَنۡهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَآ أَبَدٗاۚ ذَٰلِكَ ٱلۡفَوۡزُ ٱلۡعَظِيمُ

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние» (9:100).

Эти люди, которые до вчерашнего дня убивали друг друга из-за простых вещей, после принятия Ислама стали жертвовать своими жизнями за своих братьев. Если раньше они бродили со своими божествами (идолами) в руках, то теперь они уверовали в Творца и Законодателя, который определял всю их жизнь, хотя и представляется невозможным постичь Его сущность. Они шаг за шагом стали следовать по стопам Его благословенного Пророка ﷺ. Исламская акыда убедила умы арабов и наполнила их сердца уверенностью. Их вера была безусловной. Если Аллах и Его Посланник ﷺ что-либо повелевали, то им не оставалось ничего другого, как сказать: «Мы услышали и повинуемся». Они не придумывали отговорок, подобно сыновьям Израиля (Бану Исраиль). Если бы возникла необходимость верхом на лошади войти вглубь моря, то они непременно бы сделали это. Они любили Аллаха и Его Посланника ﷺ больше всего на свете. Как только кто-то пытался испытать их верность в своей любви к Исламу, они в тот же час, без раздумий и колебаний, ставили свою жизнь на чашу весов. Когда их верность проверялась ценою жизни, они продолжали отстаивать позицию, чтобы Пророка ﷺ не настиг даже укол колючки. Неверующие, которые приходили к Посланнику Аллаха ﷺ, а затем возвращались к своему народу или племени, говорили, что ранее они никогда не видели царя или шаха, окружённого сподвижниками, которые так почитают, любят и уважают своего лидера. Повиновение сподвижников Аллаху и Его Посланнику ﷺ было безоговорочным. Они не ставили свои прихоти и капризы выше чистого Откровения Всевышнего Аллаха. Они не интерпретировали шариатские тексты в соответствии с изменчивыми условиями, а также не размывали ясность Откровения посредством своих додумываний, как это делали предыдущие народы. Сподвижники (ридвануллахи алейхим) верили в Ислам, проживали его и искали пути донесения его до всего человечества. Ислам был ясен в их умах и непоколебим в их сердцах настолько, что после них невозможно понять Ислам, не понимая их. Все гуманитарные науки становятся более понятными с течением времени, но Ислам невозможно понять, не вернувшись в прошлое и не взглянув на Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, воспитанных и сформировавшихся его руками.

Они осознавали органическую связь между верой и поступками и действовали в соответствии с этим. Они жили так, как верили, и не пытались формировать свои убеждения по мере жизнедеятельности, как это наблюдается у современных мусульман. Они изучали учение Ислама не для того, чтобы увеличивать уровень своей осведомлённости, а для того, чтобы стать ближе к своему Господу, принести пользу человечеству, укрепить свой духовный мир и отправить что-то в вечную жизнь в Ахирате. Их фикх был не пассивным и скучным, как сегодня, а активным и аналитическим. Ни торговля, ни мирское богатство не мешали им поминать Аллаха.

رِجَالٞ لَّا تُلۡهِيهِمۡ تِجَٰرَةٞ وَلَا بَيۡعٌ عَن ذِكۡرِ ٱللَّهِ وَإِقَامِ ٱلصَّلَوٰةِ وَإِيتَآءِ ٱلزَّكَوٰةِ يَخَافُونَ يَوۡمٗا تَتَقَلَّبُ فِيهِ ٱلۡقُلُوبُ وَٱلۡأَبۡصَٰرُ

«…мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (24:37).

Они жили, придерживаясь основы, оригинала. Для них угождение Господу миров было главным. Они устремили свои взоры на все уголки мира, где восходит и заходит солнце, чтобы нести Ислам — единственный источник блаженства, которое они познали, чтобы вывести человечество из мраков к свету и положить конец ничтожному рабству людей, когда одни служат прихотям других людей. Вы просто вдумайтесь, как далеко эти люди донесли Ислам в то время, когда единственными средствами передвижения были лошади, верблюды и тому подобное, а единственными средствами общения — язык, бумага и перо. Лишь представьте себе, что было бы, если бы они и те, кто искренне за ними последовал, были схожи с современными мусульманами? Смогли бы они добиться этого успеха? Они создали науки, основанные на Исламе, во всех сферах жизни и оставили за собой труды, откуда мы до сих пор извлекаем пользу. Если бы понимание джихада мусульман того времени было таким же, как пониманием джихад мы сегодня, современные мусульмане, вероятнее всего, Ислама не удостоилось бы столь огромное множество людей и народов. Если бы понимание науки мусульманами того времени было таким же, как понимают науку, сегодняшние мусульмане, то жизнь Исламской Уммы стала бы скучной с того самого дня. Если бы понимание фикха мусульманами того времени было таким же, как понимают фикх современные мусульмане, кто знает, может быть, Исламская Умма исчезла бы с исторической арены. Но они смотрели на Ислам и мир не так, как сегодня смотрим мы. Они всецело посвятили свою жизнь и смерть Исламу. По воле Аллаха, это понимание не только распростёрло блага этого мира перед ними, но и настежь распахнуло для них врата Рая.

То, что случилось далее…

С быстрым расширением территории исламской географии мусульманам пришлось столкнуться со многими другими обществами. В этом столкновении, помимо собственно противостояния, естественно, имели место идейные дискуссии с носителями различных идей и убеждений. В идейных дискуссиях с другими намерение ответить им их же методами и способами в итоге довело до того, что на мусульман повлияли чуждые для них взгляды. Конечно, тем временем те, кто оставались для нас чужими и сохранили в сердцах семена отступничества после обращения в Ислам лишь на словах, начали сеять семена раздора среди мусульман. Теоретические бесплодные вопросы, которые ранее были темой обсуждения греков, стали обсуждаться мусульманами под вывеской калама. Вопросы, на которые не обращали внимания предшественники, стали для некоторых течений вопросом жизни и смерти. Отойдя от метода Корана, вопросы решались на основе философско-логических принципов. Вместо практического разумного метода Корана были взяты теоретические, бесконечные предпосылки греческой философии. Метод ясного ума, утверждённый Кораном, был размыт, а сердца, которые были укреплены исламским братством, оказались разорваны на части теориями течений. Энергия, которая должна была быть потрачена на призыв и джихад, была растрачена на дискуссии в области калама. Следом за каждой группой приходила другая группа, чтобы ответить на вызовы прежней. Отдаление от понимания того, что Ислам нужно понимать, жить и нести, усугублялось с каждым днём. Чистый образ Ислама всё больше отдалялся и уходил из умов.

Примерно через шесть столетий после ниспослания Ислама, с пренебрежением к арабскому языку,исламская мысль начала ослабевать в сознании мусульман. Как естественное следствие пренебрежения арабским языком, иджтихад уступил место подражанию (таклиду) и слепому следованию. Перед лицом новых проблем мусульмане не смогли выработать необходимые и достаточные решения. Из-за преемственности, унаследованной от предыдущих правителей, к власти приходили некомпетентные люди. Возникали структуры, не обращавшие должного внимания на единство, и сеяли раскол. В общественной жизни царила медлительность и лень, навеянная и вдохновлённая индийским аскетизмом, и непродуктивность, в которой обсуждались ненужные теоретические вопросы, вызванные греческой философией. Все эти факторы подорвали исламское общество и вынудили его регрессировать изнутри. Если добавить внешние факторы, такие как нашествия крестоносцев и монголов на исламские земли, то внутренние и внешние факторы упадка найдут своё отражение в проекции. Исламское государство слабело с каждым днём из-за всех этих причин. Исламское государство ослабевало, потому что его основа — это исламская идеология и акыда, отхождение от которых чревато последствиями. Его сила, непрерывность, прогресс — всё зависит от этого. Когда Ислам прочно понимали и жили по нему, Исламское Государство так же было сильным. Враги Ислама понимали это обстоятельство. Они понимали, что до тех пор, пока приверженность мусульман Исламу остаётся сильной в их душах, в их понимании и практике, ослабить Исламское Государство не удастся. По этой причине они изобрели и разработали средства, чтобы ослабить понимание мусульман и их практику претворения хукмов Ислама. Они постоянно пытались ослабить мусульман при помощи изобретённых ими средств, и самым ужасным из них стало просвещенческое противостояние. Они начали отравлять мусульман и бороться против них, прибегнув к своему просвещению, культуре, взглядам на жизнь. Эта война породила у мусульман идею о том, что они могут принять культуру, противоречащую Исламу, и примирить её с исламскими нормами. Проводимая Западом культурная война против Ислама вынудила мусульман принять многие законы, противоречащие хукмам Шариата, как если бы они не противоречили Исламу. Это оказало большое и негативное влияние на мусульман. В господстве западной культуры над мусульманами не было замечено нами никакого вреда. Мусульмане стали рассматривать жизнь как не более чем материальные блага. Это понимание побудило нас действовать в соответствии с некоторыми законами Запада при османской администрации. Они открывали банки, интерпретируя процентный рост по-своему и на свой лад. Таким образом, перенимая законы Запада, мусульмане вышли за шариатские рамки и преступили закон. Данные события принесли государству большую катастрофу. Эта же катастрофа образовала пропасть между государством и управлением государством посредством Ислама, чего никогда не происходило в истории мусульман. Хотя в прошлом мусульмане участвовали в некоторых каламских спорах и имели идейные и политические разногласия, но они никогда не принимали для себя никакого другого законодательства, фикха или норм, кроме Исламского Шариата, и никогда не изучали законы других народов, даже если это происходило бы для более глубокого знакомства с чужими культурами, ведь господство в их понимании безоговорочно принадлежало одному лишь Аллаху. В основе поступков было требование придерживаться только шариатских хукмов настолько, что вопреки различию во мнениях и принадлежности к разным школам (мазхабам) в Багдаде, Медине, Басре, Куфе, Самарканде, Дамаске и Стамбуле не было никого, кроме кади, кто правил бы в соответствии с Исламским Шариатом.

За этим бедствием среди сынов Исламской Уммы последовали неисламские идеи, такие как секуляризм, демократия, социализм и национализм, которые являются одними из реакционных идей Запада. Запад использовал все средства и возможности, чтобы отвратить Исламскую Умму от Ислама и запутать умы мусульман. Ему удалось сделать себя центром притяжения вопреки тому, что именно Запад разделил Исламскую Умму и пролил кровь мусульман. Отравляя мусульман своей культурой, Запад обеспечил возникновение структур турецкого, курдского и арабского национализма. Он превратил эти структуры в инструмент, который разрушил единство мусульман и помешал их объединению. Опять же, под влиянием Запада появились некоторые мусульмане, которые выступили с заявлениями о демократическом Исламе, социалистическом Исламе и Исламе без Сунны, без Пророка ﷺ. Они начали искажать Ислам, дистанцировать его от его оригинальности и истоков и препятствовать его возвращению к жизни. Несмотря на то, что Ислам пришёл разрушить все лживые идеи и системы и заменить их истиной, они начали приспосабливать и фальсифицировать Ислам к нынешним условиям. Они призывали людей не к чистому Шариату Аллаха, а к грязным системам Запада, от которых страдает человечество. День и ночь они пытались отвлечь мусульман от ясного образа Ислама подобно тому, как это было в безбожном Западе. У этих групп не было проблем в отношении Ислама, они просто использовали Ислам в качестве инструмента для обмана людей, подмешивая мёд в яд, делая его сладким. Таким образом, они вынудили оступиться значительную часть сынов Ислама. После того, как Халифат был разрушен идейными и фактическими атаками Запада, метод претворения, защиты и распространения Ислама был упразднён. В отсутствие исламской системы враги Аллаха и их последователи, подражавшие им, бродили по территории Уммы так, как им заблагорассудится. Они отравили столько людей, сколько смогли. Однако побеждены и развращены были именно мусульмане, а не сам Ислам. Ислам превосходит всё, ничто не может превозмочь его! С позволения Аллаха, сегодня, как и вчера, праведные мусульмане, правильно понимающие эту религию, снова сделают Ислам доминирующим в жизни. В тот день враги Аллаха будут разбиты, а мусульмане будут ликовать, иншаллах.

Подведём итоги...

Несмотря ни на что, с начала второго века хиджры, когда исламская мысль начала ослабевать, вплоть до упразднения Халифата, мусульмане на протяжении веков почитали свою религию, и в течение двенадцати веков оставались сверхдержавой в мировых масштабах. Внутренние и внешние факторы, которые мы попытались объяснить выше, к сожалению, окупились в негативном отношении, и вот к чему это привело.

Подводя итог, можно сказать, что в основе проблем, возникших с зарождения Ислама и до сегодняшнего дня, лежит следующее:

Во-первых: постепенное ослабление исламского понимания в результате негативного влияния неисламских идей.

Во-вторых: недолжное претворение Исламского Шариата по причине ослабления понимания Ислама.

Что необходимо сделать, так это правильным образом понять Ислам, безоговорочно покориться ему, жить и нести Ислам миру в качестве руководства и света, как это делали наши праведные предшественники, и реальный способ сделать это — установить государство Праведного Халифата.

Ислам пришёл, чтобы вывести человечество из мраков к свету, а не обсуждать литературу, философию или разжигать бесплодные дискуссии.

الٓرۚ كِتَٰبٌ أَنزَلۡنَٰهُ إِلَيۡكَ لِتُخۡرِجَ ٱلنَّاسَ مِنَ ٱلظُّلُمَٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذۡنِ رَبِّهِمۡ إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلۡعَزِيزِ ٱلۡحَمِيدِ

«Алиф. Лям. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального» (14:1).

Эта религия не проявит своего общественного чуда, пока она не будет связана с жизнью, полностью и всецело не отразится на практике, не обретёт защиту и не очистится от порочных и батыль [1] идей, таких как социалистический Ислам, демократический Ислам, Ислам без Сунны Пророка ﷺ, национализм, секуляризм и демократия. Ислам был ниспослан нам от Господа миров для того, чтобы мы твёрдо верили в него и практиковали его целиком и полностью.

ثُمَّ جَعَلۡنَٰكَ عَلَىٰ شَرِيعَةٖ مِّنَ ٱلۡأَمۡرِ فَٱتَّبِعۡهَا وَلَا تَتَّبِعۡ أَهۡوَآءَ ٱلَّذِينَ لَا يَعۡلَمُونَ

«Потом Мы сделали тебя обладателем Шариата. Следуй ему (Шариату), а не желаниям тех, которые не обладают знанием» (45:18).

Да защитит Всевышний Аллах нашу Умму от неверных, лицемеров и многобожников, о которых Он сказал:

أَلَمۡ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزۡعُمُونَ أَنَّهُمۡ ءَامَنُواْ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيۡكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبۡلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوٓاْ إِلَى ٱلطَّٰغُوتِ وَقَدۡ أُمِرُوٓاْ أَن يَكۡفُرُواْ بِهِۦۖ وَيُرِيدُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَن يُضِلَّهُمۡ ضَلَٰلَۢا بَعِيدٗا ٦٠ وَإِذَا قِيلَ لَهُمۡ تَعَالَوۡاْ إِلَىٰ مَآ أَنزَلَ ٱللَّهُ وَإِلَى ٱلرَّسُولِ رَأَيۡتَ ٱلۡمُنَٰفِقِينَ يَصُدُّونَ عَنكَ صُدُودٗا

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», — ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (4:60,61).



Köklü Değişim Dergisi
Ильям Кёсем

1. Батыль — это причастие действительного залога (исм фаиль), образованное от глагола «баталя». Арабы говорят о вещи, если она противоречит истине и правильности: «Баталя аш-шайъу». В основе этот корень указывает на исчезновение чего-либо, на его кратковременность и непродолжительность.