Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного
Серия «Халифат и Имамат в исламской традиции»
Халифат (преемство) — это высший Имамат, основа, на которой утвердилась структура религии. Это полное председательство, всеобъемлющее лидерство, преемство пророчества в защите и установлении религии, управлении мирскими делами посредством применения Шариата, управлении подданными и заботе об их делах, в защите их интересов, вознесении законов религии, установлении границ, выполнении повелений и воздержании от запретов, принятии и соблюдении постановлений, утверждении одобряемого и вознесении законов Шариата над всеми другими законами, предотвращении порицаемого и уничтожение его следов, оберегании владений религии, обеспечении безопасности и защите государства от внешних врагов. Отсюда вытекает создание тяжёлой промышленности, научно-исследовательских центров, промышленности, связанной с объектами общественной собственности, таких как заводы по добыче, очистке и выплавке металлов, заводы по добыче и переработке нефти.
Халифат применяет законы Шариата, утверждает истину, вершит правосудие, устраняет несправедливость, разрешает споры, устанавливает справедливые весы, несёт исламский призыв, создаёт государственные учреждения, их структуры и ведомства, рынки, назначает помощников (муавины), правителей (валии) и других чиновников из числа сильных, компетентных и надёжных, применяет исламские системы в управлении, внутренней и внешней политике, судебной и административной сферах, экономике и финансах, образовании, социальной политике, СМИ и наказаниях, управляет общественными интересами в сферах труда, дорог, медицины, образования, сельского хозяйства и т.д., связывает мнение с советом (шура), обеспечивает работу каждому дееспособному подданному государства согласно его возможностям, гарантирует основные потребности — еду, жильё, одежду — и, насколько возможно, — менее необходимые потребности, помогает с браком и транспортом для решения дальних дел, гарантирует два естественных права — медицинскую помощь и образование, а также обеспечивает возможность достижения благосостояния для него и тех, кого он содержит. [1]
Определение: имам Абу-ль-Хасан аль-Маварди [2] сказал: «Воистину, Аллах (возвышено Его могущество) назначил для общины лидера, который является преемником (заменой) пророчества, оберегая им религию, доверив ему политику, чтобы управление исходило из узаконенной религии, а слово объединялось вокруг подчинения авторитету. Таким образом, Имамат стал основой, на которой утвердилась религия, благодаря которой исправляются мирские дела, организуются интересы общины, утверждаются общие вопросы и исходят частные назначения».
Затем аль-Маварди дал такое определение: «Имамат установлен для преемственности пророчества в сохранении религии и управлении мирскими делами. Он установлен для того, кто способен исполнять эту обязанность в общине и является обязательным согласно единодушному мнению (иджма), за исключением аль-Асамма» [3].
Имам ар-Рагиб аль-Асфахани [4] в книге «Муфрадат» сказал: «Халифат — это заместительство другого либо по причине отсутствия, либо по причине смерти, либо по причине его неспособности, либо как проявление почёта. В последнем смысле Аллах сделал Своих праведных рабов Своими наместниками на земле, сказав:
هُوَ ٱلَّذِي جَعَلَكُمۡ خَلَٰٓئِفَ فِي ٱلۡأَرۡضِۚ
«Он — Тот, Кто сделал вас преемниками на земле» (35:39),
وَيَسۡتَخۡلِفُ رَبِّي قَوۡمًا غَيۡرَكُمۡ
«Мой Господь заменит вас другим народом» (11:57)». [5]
В преемстве не стоит условием, чтобы тот, кого заменяют, был мёртв или отсутствовал. Имам ар-Рагиб говорит: «Замещал означает: сделал дело вместо него либо при его жизни, либо после него» [6].
Имам аль-харамайн Абу-ль-Маали Абдульмалик аль-Джувайни [7] определил Имамат так: «Это полное председательство, всеобъемлющее лидерство, касающееся и частных, и общих дел в вопросах религии и мира. Его задача — оберегание территории, забота о подданных, утверждение призыва посредством довода и меча, устранение несправедливости и страха, защита притеснённых от притеснителей, взыскание прав с тех, кто удерживает их, и передача этих прав тем, кому они полагаются» [8].
Аль-Иджи сказал: «Имамат — это преемство Посланника в установлении религии, следование за которым обязательно для всей Уммы» [9].
Ат-Таханави в книге «Кашшаф истиляхат аль-фунун» написал: «Имамат в понимании мутакаллимов — это преемство Посланника ﷺ в установлении религии и защите территории Ислама, следование за которым обязательно для всей общины. Тот, кто преемтсвует, называется Имамом» [10].
Ат-Тафтазани сказал: «Имамат — это заместительство Посланника ﷺ в установлении религии, следование за которым обязательно для всех народов» [11].
Ас-Санъани сказал: «Это общее председательство, вверенное определённому лицу по Шариату, над которым нет власти, кроме власти Аллаха» [12].
Аль-Калкашанди [13] описал хиляфа (преемство) как: «Крепость Ислама, его территория, земля его подданных и пастбище его скота. Посредством него сохраняется и защищается религия, охраняется ядро Ислама, устанавливается спокойствие, применяются хадды (наказания за преступления), запрещаются нарушения святостей, сохраняется целомудрие, защищаются рода от смешения, укрепляются пограничные рубежи, чтобы враг не мог их пройти, и защищаются святости, чтобы щит чести не был пробит и он не подвергся нападению» [14].
Из всего выше сказанного следует, что Халифат (преемство) в исламской терминологии означает исламское руководство или Имамат. Таким образом, термин «Имамат» — синоним термину «Халифат» [15]. Это подтвердил Ибн Хальдун, сказав: «Мы уже разъяснили суть этой должности — преемник того, кто принёс Шариат в хранении религии и управлении миром посредством него, и оно называется Халифат или Имамат, а исполняющий эти обязанности — халиф или Имам» [16].
Шейх Мухаммад Абу Захра объяснил синонимичность этих терминов так: «Все политические школы вращаются вокруг Халифата, который есть Великий Имамат. Он назван Халифатом (преемством), потому что тот, кто его исполняет, будучи верховным правителем мусульман, является преемником Пророка в управлении их делами. Он назван Имаматом, потому что халиф называется Имамом, повиновение ему — обязательно, и люди следуют за ним, как они следуют за имамом в молитве» [17].
Исходя из всех вышеприведённых определений, Халифат — это полное председательство, всеобъемлющее лидерство, преемство пророчества в хранении религии и её установлении, защите территории, установлении справедливости, устранении несправедливости, разрешении споров, управлении подданными и заботе об их делах, решении их интересов, несении призыва, установлении справедливых весов, утверждённых Аллахом для людей, в следовании путём справедливости и истины, на которой стоят небеса и земля, вознесении законов религии над другими, помощи притеснённым и удержании притеснителей, в заботе о бедных и нищих, управлении мирскими делами посредством применения Шариата, установлении наказаний (хадды), выполнении повелений и воздержании от запретов, соблюдении постановлений (хукмы), применении систем Ислама в управлении, суде, администрации, экономике, образовании, социальной сфере, СМИ и наказаниях. Ислам — это основа, а Халифат — его хранитель и исполнитель. Халифат — это фард, который хранит все остальные фарды, обеспечивая их правильное применение на земле.
Автор: писатель и мыслитель Саир Саляма (Абу Малик)
1. Аль-Маварди: «аль-Ахкам ас-султания»; «Муфрадат альфаз аль-Куран» ар-Рагиба; «Гияс аль-умам» аль-Джувайни; «Сирадж аль-мулюк» ат-Тартуши; «Ислам — гарант основных потребностей каждого человека и работает над его благосостоянием» Абдульазиз аль-Бадри.
2. Аль-Маварди — имам, учёный, главный кади Абу-ль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Хабиб аль-Басри аль-Маварди аш-Шафии. У него брал хадисы Абу Бакр аль-Хатыб, который подтвердил его надёжность. Скончался в месяце Раби уль-Авваль в 450 г.х., занимал должность судьи в различных городах. Прожил 86 лет. См. его биографию в «Сияр алам ан-нубаля» хафиза аз-Захаби — ред. Шуайб аль-Арнаут и Мухаммад Наим аль-Ирксуси, изд. «Муассасат ар-Рисаля», 1413 г.х., 9-е изд., т.18, стр.64.
3. «Аль-Ахкам ас-Султания» аль-Маварди.
4. Ар-Рагиб аль-Исфахани — аль-Хусейн ибн Мухаммад ибн аль-Муфаддаль, Абу-ль-Касим аль-Асфахани (или аль-Асбахани), известный как ар-Рагиб (ум. 502 г.х./1108 г.). Он был литератором и учёным, родом из Асфахана, жил в Багдаде. Аз-Зиркили писал о нём: «Он стал известным настолько, что его ставили в один ряд с имамом аль-Газзали».
5. «Муфрадат альфаз аль-Куран аль-Карим», ар-Рагиб аль-Асфахани, ред. Сафван Аднан Дауди, изд. «Дар аль-Къалям», Дамаск, 1-е изд., 1412 г.х./1992 г., стр.294.
6. Предыдущий источник: стр.294.
7. Аль-Джувайни — это великий имам, шейх шафиитов, имам аль-харамайн Абу-ль-Маали Абдульмалик ибн Абдуллах ибн Юсуф аль-Джувайни ан-Найсабури аш-Шафии. Родился в начале 419 г.х., скончался в 478 г.х. См. его биографию в «Сияр алам ан-нубаля» аз-Захаби, т.18, стр.477.
8. «Гияс аль-умам фи-т-тияс аз-зульм» аль-Джувайни — ред., исслед., расставил указатели д-р Абдульазим ад-Диб, факультет шариата Университета Катара, 1-е изд., 1400 г.х., стр.22.
9. Аль-Иджи «Аль-Мавакиф фи ильм аль-калям», 4-й раздел об Имамате и связанных с ним вопросах, стр.395.
10. «Кашшаф истиляхат аль-фунун», Мухаммад Аля ибн Али ат-Таханави, изд. «Хият», Бейрут, без указания года, т.1, стр.92.
11. «Шарх аль-акаид ан-насафийя» ат-Тафтазани, стр.15.
12. Ас-Санъани «Ат-Тадж аль-музхиб ли-ахкам аль-мазхаб шарх матн аль-азхар фи фикхи аиммати аль-атхар», т.4, стр.404.
13. Абу-ль-Аббас Шихабуддин Ахмад ибн Али ибн Ахмад аль-Калкашанди аль-Фазари, происходящий из арабского гатафанского племени Фазара, автор книги «Субх аль-аъша фи китабат аль-инща» в 14 томах. Родился в деревне Калкашанда (провинция аль-Кальюбия) в 765 г.х., написал также два труда по генеалогии «Аль-Гуйюс аль-хавами фи шарх Джами аль-мухтасарат» и «Мухтасарат аль-джавами». Также написал книгу «Маасир аль-инафа фи маалим аль-хиляфа».
14. «Маасир аль-инафа фи маалим аль-хиляфа», ч.1, стр.2.
15. «Муаввикат аль-хиляфа аль-ислямия ва субулю иадатиха», д-р Саад Абдуллах Ашур.
16. «Мукаддима» Ибн Хальдуна, стр. 191.
17. «Тарих аль-мазахиб аль-ислямия», Мухаммад Абу Захра, изд. «Дар аль-Фикр аль-Араби», Каир, стр.20.