Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного
Серия «Халифат и Имамат в исламской традиции»
Халифат — это Великий Имамат, полное и всеобъемлющее руководство. При исследовании вопроса Халифата видно, что он является практическим воплощением вилаят аль-амр — исполнением всех законов без исключения, которые Шариат объединил под названием «амр»:
ثُمَّ جَعَلْنَاكَ عَلَى شَرِيعَةٍ مِّنَ الْأَمْرِ فَاتَّبِعْهَا وَلَا تَتَّبِعْ أَهْوَاء الَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ
«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления (амр). Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (45:18).
Того, кто распоряжается этим «амром», Шариат назвал «вали аль-амр»:
أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ
«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью (вали аль-мар) среди вас» (4:59).
Аллах сделал его ответственным за претворение шариатских постановлений через присягу Уммы, которая обязана подчиняться ему до тех пор, пока он претворяет Шариат. Халиф [1] — это Великий Имам и вали аль-амр, а Халифат — Великий Имамат, полное всеобъемлющее руководство. Вот почему мы называем Халифат «фардом, оберегающим остальные фарды» или «венцом фардов». Большинство обязанностей невозможно осуществить без Халифата — они существуют только при его наличии. И если халиф — это Великий Имам, а Халифат — Великий Имамат, тогда его установление — одно из величайших обязанностей.
Обладающим властью (вали аль-мар) среди вас
В «Камус аль-мухит» сказано: «Веление (амр) — противоположность запрета (нахй). Велел (آمَرَ) ему, и он подчинился (ائْتَمَرَ). Также означает «событие» (мн. ч. «أُمُورٌ»). Говорят: «Властвовал (أمَرَ) надо мной». Существительное — «الإمْرَةُ». Аль-Джаухари сказал: «Принимающий решение и проявляющий заботу». «У него надо мной власть (أَمْرَةٌ), которой я должен подчиняться». Амир (الأميرُ) — властитель, владеющий властью (الإمارَةِ). Множественное число — умара (أُمَراءُ). «Муаммар (المُؤمَّرُ)» — как «муаззам (مُعَظَّمٍ)» — это тот, кого сделали правителем, кому вверили власть, а также тот, кого назначили на должность… «Улю аль-амр» — это руководители и учёные».
Ибн Ашур в «Ат-Тахрир ва-т-Танвир» привёл слова поэта ар-Раи ан-Нумайри, обращённые к Абдульмалику ибн Марвану: «О хранитель дела (вали аль-амр) Аллаха! Мы — ханифы, которые совершают земные поклоны утром и вечером» [2].
Шариат объединил все повеления и запреты, ниспосланные Умме для управления её жизнью, под словом «амр (веление)» — в том смысле, что ему обязательно подчинение и следование. Поэтому подданные обязаны повиноваться улю аль-амр и следовать за ними. «Амр» также может означать «события», а улю аль-амр выводят шариатские решения по этим событиям и управляют делами в соответствии с повелениями и запретами.
Понятие «улю аль-амр (обладающие властью)» крепко связано с понятием «сияса (политика)»: ведь сама политика состоит в том, чтобы применять законы Аллаха к событиям и случаям, чтобы люди вели свою жизнь согласно системе Ислама. Отсюда связь между религией, то есть Шариатом, и политикой является постоянной и неразрывной — её может отрицать лишь тот, кто пребывает в невежестве.
В хадисе от Анаса ибн Малика, переданном Ахмадом, сказано:
ثَلَاثٌ لَا يُغِلُّ عَلَيْهِنَّ صَدْرُ مُسْلِمٍ: إِخْلَاصُ العَمَلِ للهِ عَزَّ وَجَلَّ وَمُنَاصَحَةُ أُولِي الْأَمْرِ وَلُزُومُ جَمَاعَةِ الْمُسْلِمِينَ فَإِنَّ دَعْوَتَهُمْ تُحِيطُ مِنْ وَرَائِهِمْ
«К трём вещам не питает отвращение сердце верующего: искреннее совершение дел только ради Аллаха, чистосердечный совет в адрес улю аль-амр и приверженность к общине мусульман, ибо их призыв охватывает тех, кто за ними».
Ибн Хаджар в «Фатх аль-бари» объясняет, что в аяте:
وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ
«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием (властью) среди вас» (4:59), — слово «улю аль-амр» означает «зави аль-амр (обладающие властью)». Абу Зарр и другие считали, что «улю аль-амр» означает «зави аль-амр (обладающие властью)». Это встречается в тафсире Абу Убайды к аяту, после чего он добавил: «Доказательством тому является то, что единственное число будет «зу», так как форма «улю» не имеет единственного числа». Сказал Ибн Манзур в «Лисан аль-араб»: передал Ибн Сида: из особенностей этого слова — что «أُولُو» в значении «ذَوُو» (обладатели) не имеет формы единственного числа и употребляется только в связке (мудаф). Говорят: «улю баъс щадид» — «обладатели великой силы», «улю карам» — «обладатели щедрости». Как будто его единственное число было бы «أُل», а буква «و» указывает на множественное. Разве ты не видишь, что в форме именительного падежа оно оканчивается на «و», а в винительном и родительном падежах — на «ي»? И в словах Всевышнего: «وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ» — «и обладателям власти среди вас». А выражение «обладающим властью среди мусульман» обозначает тех, кто занимается их делами в вопросах религии и во всём, что ведёт к их исправлению (ислаху). Конец цитаты.
Аль-Маварди в «Аль-Ахкам ас-Султания» сказал: в отношении «улю аль-амр» есть два толкования: первое — это правители (слова Ибн Аббаса), второе — это учёные (слова Джабира ибн Абдуллаха, аль-Хасана и Ата). Сообщает Абу Салих от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أطَاعَنِي فَقَدْ أطَاعَ اللَّهَ وَمَنْ عَصَانِي فَقَدْ عَصَى اللَّهَ وَمَنْ يُطِعِ الأَمِيرَ فَقَدْ أطَاعَنِي وَمَنْ يَعصِ الأميرَ فَقَدْ عَصَانِي
«Повинующийся мне повинуется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушался Аллаха. Повинующийся повелителю повинуется мне, а ослушавшийся повелителя ослушался меня» (Бухари, Муслим).
Ибн Хаджар говорит: Имам аш-Шафии предпочёл первое толкование (что это правители) и привёл в довод, что курайшиты не знали имамата и не подчинялись правителю, поэтому их обязали повиноваться тем, кто стал обладателем власти, и поэтому Пророк ﷺ сказал: «Повинующийся повелителю повинуется мне» (Бухари, Муслим).
Порядок повиновения приказам, указывает, что наиболее верное мнение — это то, что под «улю аль-амр» имеются в виду правители. Выражение употреблено во множественном числе — «обладатели власти (улю аль-амр)», а не в единственном — «обладатель власти (вали аль-амр)». Властью распоряжается халиф, а под ним — аппарат управления, где у каждого есть своя область полномочий: есть наместники (валии) в областях, которым подчиняются, и есть халифы, которые сменяют друг друга на протяжении времени. Когда Посланник ﷺ отправил Хузайфу в поход, он повелел (воинам) повиноваться ему.
Есть и другие аяты, где говорится об «обладателях влияния», но они не сопровождаются указанием на повиновение, и наиболее правильным мнением там является то, что речь идёт об учёных, как в словах Всевышнего:
وَإِذَا جَآءَهُمۡ أَمۡرٞ مِّنَ ٱلۡأَمۡنِ أَوِ ٱلۡخَوۡفِ أَذَاعُواْ بِهِۦۖ وَلَوۡ رَدُّوهُ إِلَى ٱلرَّسُولِ وَإِلَىٰٓ أُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنۡهُمۡ لَعَلِمَهُ ٱلَّذِينَ يَسۡتَنۢبِطُونَهُۥ مِنۡهُمۡۗ وَلَوۡلَا فَضۡلُ ٱللَّهِ عَلَيۡكُمۡ وَرَحۡمَتُهُۥ لَٱتَّبَعۡتُمُ ٱلشَّيۡطَٰنَ إِلَّا قَلِيلٗا ٨٣
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием (улю аль-амр) среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом» (4:83).
Автор: писатель и мыслитель Саир Саляма (Абу Малик)
1. Халиф собирает закят и распределяет его по шариатским категориям, обеспечивает безопасность и является щитом Уммы. Он устанавливает политическую систему, которая управляет делами Уммы в социальной, экономической, судебной сферах, в наказаниях, образовании, финансах, СМИ, военном деле и др.
2. «И сказал он в своём стихотворении: «О хранитель дела (вали аль-амр) Аллаха! Паства моего племени стала разделённой, разобщённой».