25
Чт, апр

Скрытое предопределение (кадария гайбия)

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Скрытое предопределение (кадария гайбия) означает полное подчинение судьбе и связывание течения жизни со скрытым от человека планированием, как будто действия человека не оказывают на жизнь никакого влияния, как будто человек — полностью ведомый судьбой и не имеет выбора, как будто он похож на перо, летящее по воле ветра.

Впервые эта идея в качестве убеждения получила распространение в эпоху правления Аббасидов и сохранилась до наших дней. Необходимость верить в судьбу и предначертание (када ва кадар) была использована как инструмент внедрения в среду мусульман этой идеи. В ней всякий неудачник нашёл оправдание своей неудаче, каждый невежда нашёл оправдание своей лени и бездействию. Многие люди стали довольствоваться обрушившейся на них несправедливостью, съедающей их плоть бедностью, нависшим над ними унижением и господствующим в их поступках ослушанием. Они предались этой идее и уверовали в скрытое предопределение (кадария гайбия), считая, что подчинились судьбе и предначертанию Аллаха.

Эта идея до сих пор доминирует над людьми, контролируя их поведение и поступки. Но при внимательном изучении становится ясно, что идея скрытого предопределения (кадария гайбия) не была известна в эпоху сподвижников, и она даже в голову не могла прийти кому-либо из них. Если бы эта идея существовала среди мусульман, тогда не было бы столько завоеваний, и они не вынесли бы столько испытаний. Вместо всего этого они молча оставили бы все свои дела на волю судьбы и сказали бы: «Предпринимай какие-либо меры или сиди сложа руки, всё равно будет так, как предначертано судьбой».

Напротив, мусульмане той эпохи понимали, что крепость можно завоевать только мечом, что враг будет повержен только силой, что пропитание нужно заработать, что от болезни нужно защититься, что распивающий алкоголь должен быть высечен, что вору нужно отсечь руку, что правителя нужно отчитывать, что по отношению к врагам нужно практиковать политические манёвры. Они не могли верить во что-либо другое. Они были свидетелями тому, как войско мусульман под командованием Посланника Аллаха ﷺ потерпело поражение в битве при Ухуде из-за того, что лучники ослушались своего главнокомандующего. Также они были свидетелями тому, как в битве при Хунайне мусульманское войско одержало победу после того, как обратилось в бегство, испугавшись вражеских стрел, но вернулось к сражению, услышав зов Посланника Аллаха ﷺ, который продолжил оставаться в гуще врагов с небольшой группой воинов.

Аллах научил нас связывать причины с последствиями, и Он сделал так, что причина неизбежно ведёт к следствию. К примеру: огонь выжигает, без огня ничто не может быть сожжено. Нож режет, и невозможно что-то порезать без ножа. Аллах создал человека и наделил его способностью совершать поступки и дал ему в этом абсолютную свободу. Поэтому человек ест когда захочет, отправляется в путь когда захочет, обучается и становится знающим, убивает и получает наказание, оставляет джихад и вкушает унижение, оставляет попытки заработать и беднеет. Следовательно, нет никакого скрытого предопределения (кадария гайбия) ни в реальной жизни человека, ни в Шариате Аллаха.

Что касается темы «Судьба и предначертание», то она никак не связана с темой скрытого предопределения. Судьба (када) — это то, что происходит с человеком помимо его воли. К примеру, он видит глазами, а не носом, слышит ушами, а не ртом, и также не имеет возможности контролировать сердцебиение. Сюда же можно отнести удар молнии или землетрясение, которые нанесли человеку вред, либо падение человека с высоты на другого человека, вследствие чего второй погибает. Все эти случаи относятся к судьбе, за них человек не несёт ответственности, и они никак не связаны с поступками, которые человек совершает по собственному выбору.

Предначертание (кадар) — это неотъемлемые свойства вещей. К примеру, свойство огня — сжигать, ножа — резать, а одно из свойств человека — инстинкт продолжения рода. Однако эти свойства не принуждают человека выполнить указанные действия. Если человек, используя свойство вещи, по своему выбору выполняет действие, тогда ответственность за действие несёт он сам, а не свойство вещи. Если, например, человек сжигает чей-то дом, то поджигателем считается он сам, а не огонь, который имеет свойство сжигать. Ответственность будет нести человек, поскольку по собственному выбору он выполнил действие с использованием свойства вещи. Само свойство ничего не делает, пока кто-то не использует его. Так же и судьба не имеет никакого отношения к тем поступкам, которые человек выполняет по собственному выбору. То есть ни судьба, ни предначертание не относятся к поступкам, совершаемым человеком по собственному выбору. Они так же не имеют ничего общего с системой мироздания в плане контроля над ней. Судьба и предначертание являются лишь частью системы, которая протекает по законам, установленным Аллахом для Вселенной, человека и жизни.

Исходя из вышесказанного, человек способен стремиться к получению средств пропитания и формированию образа жизни, способен исправить несправедливого правителя или сместить его и оказывать влияние на все процессы, происходящие в тех делах, которые он совершает по собственному выбору.

 

Из книги «Исламская мысль»

Главное меню