24
Пт, мая

Политика, призывающая к Исламу

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Политика — это не умение использовать лишь то, что доступно. Это не поиск наилучшего варианта из тех, которые уже есть. Политика — это активные действия, направленные на расширение границ возможного и претворение желаний в реальность. Политика — это не ложь, обман и притворство, но светлый образ Ислама и его возвышенного призыва. Пророк Мухаммад ﷺ учит нас, как использовать политические манёвры, чтобы создать общественное мнение в пользу исламского призыва, что поможет ему распространиться в полной честности и верности завету.

После того, как курайшиты и союзники обратились в бегство от мусульман и ушли в свои земли, а Аллах избавил верующих от сражения, нужно было решить вопрос с иудеями Бану Курайза, которые нарушили договор и предали мусульман.

Решение, угодное Аллаху

Передают от аз-Зухри, что Джибриль пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «Разве ты сложил оружие, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Да». Джибриль сказал: «Ангелы ещё не сложили оружие, и я вернулся к тебе по поводу этих людей. Воистину, Аллах Всевышний повелевает тебе, Мухаммад, идти на Бану Курайза, ибо я послан бедствием для них и потрясением». И Посланник Аллаха ﷺ приказал немедленно выступить против Бану Курайза, чтобы наказать их, так как они нарушили договор и чуть не погубили мусульман.

Мусульмане расположились у одного из колодцев племени, который назывался Бир Ана. Пророк ﷺ осадил их на двадцать пять ночей, пока осада не истощила евреев и Аллах не навёл на их сердца страх. И они согласились на решение Посланника Аллаха ﷺ. Тогда ауситы вскочили и сказали: «О Посланник Аллаха! Они — наши подопечные, а не хазраджитов. Ты поступил со своими подопечными, братьями нашими, вчера так, как знаешь», — имея в виду, что Пророк ﷺ осадил Бану Кайнука, которые были союзниками хазраджитов, и они согласились на его решение, и Абдуллах ибн Убайй попросил подарить их ему, и Пророк подарил их ему. Когда ауситы так обратились к нему, он сказал: «Разве вы, ауситы, не согласитесь, чтобы я передал решение об их судьбе одному из вас?». Они ответили: «Конечно». Он сказал: «Тогда пусть решит Саад ибн Муаз». Его привезли на осле — он был ранен стрелой в битве у рва — и сказали ему: «О Абу Амр! Будь добр к своим подопечным, ведь Посланник Аллаха ﷺ передал тебе это, чтобы ты был добр к ним». Он ответил: «Да постигнет Саада беда, если в угоду Аллаху он поддастся упрёкам порицающих!». Затем он вынес решение — убить мужчин, разделить имущество, а женщин и детей захватить в плен. И Посланник Аллаха ﷺ сказал Сааду: «Ты вынес решение, соответствующее решению Аллаха с семи небес».

Наказание внешних врагов

Так Пророк ﷺ упрочил положение в Медине в свою пользу и вернул авторитет Исламского Государства в глазах людей. Необходимо было также наказать внешних врагов Ислама. В первой декаде месяца Джумада аль-авваль шестого года Пророк ﷺ выступил с мусульманами против Бану Лихьян, которые вероломно убили шестерых сподвижников Пророка ﷺ после битвы при Ухуде, но те укрылись в горах. В месяц Шабан того же года Пророк ﷺ пошёл войной на Бану Мусталик из племени Хузаа и встретил их у колодца Мураиси. Войска сблизились и сразились, и Аллах даровал победу над Бану Мусталик, многие из которых погибли.

Заговор против Ислама

Таким образом, Исламское Государство упрочилось и стало грозной силой. Наступило время затишья, когда люди могли бы обсуждать Ислам и распространять исламский призыв среди арабов. Узнав о сговоре иудеев Хайбара с многобожниками Курайша против мусульман с целью уничтожить их, Пророк ﷺ решил заключить перемирие с одной из сторон, чтобы иметь возможность сразиться с неверными поодиночке. Он избрал хадж лучшим средством для достижения перемирия с Курайшем и для склонения общественного мнения в пользу Ислама и исламского призыва. Когда люди увидят, что Курайш являются агрессорами и упрямцами, это облегчит распространение Ислама.

Мирный план

В месяц Зуль-Када шестого года Пророк ﷺ выступил с мусульманами для совершения умры, взяв с собой жертвенных животных, надел ихрам для умры, чтобы продемонстрировать людям, что он не хочет войны, а лишь намерен совершить умру в священной мечети аль-Харам. Он призвал арабов и кочевников присоединиться к нему, опасаясь, что курайшиты, учитывая прошлое, нападут на него или помешают подойти к Каабе. Если бы курайшиты так поступили, это пошло бы на пользу исламскому призыву и очернило бы многобожников. Поэтому Пророк ﷺ не разрешил людям брать оружие, кроме коротких мечей в ножнах.

Пророк ﷺ двинулся в поход на Мекку во главе тысячи четырёхсот сподвижников. Курайшитам донесли об этом, и они испугались, что это уловка, чтобы мусульмане вошли в Мекку и захватили её. Они решили любой ценой помешать этому. Они снарядили войско во главе с Халидом ибн аль-Валидом и Икримой ибн Абу Джахлем и расположились лагерем в Зу-Тува. До Пророка ﷺ дошли известия, что курайшиты услышали о его выступлении и вышли, одевшись в тигровые шкуры и поклявшись Аллахом никогда не впускать его туда. Услышав об этом, он сказал: «Горе Курайшу! Война съела их. Что им стоило оставить меня наедине с остальными арабами? Если бы они победили меня, то добились бы желаемого. Если бы Аллах даровал мне победу над ними, они массово приняли бы Ислам. Если бы они не сделали этого, они сражались бы, имея силу. Что думает Курайш? Клянусь Аллахом, я буду продолжать джихад во имя того, с чем Аллах послал меня, пока Аллах не дарует победу этому делу или пока смерть не разлучит меня с этим миром». То есть он будет сражаться до победного конца или до самой смерти.

Мудрость и проницательность

Однако Посланник Аллаха ﷺ планировал мир, а не войну. Но Курайш послали против него войско, чтобы сразиться с ним. Должен ли он был изменить план мира или повернуть назад? Он знал, что мусульмане с их верой способны сразиться с Курайшем, но он пришёл с миром совершить хадж, и если ему помешают в этом, то он расположен к мирному запрету и не желает войны. Этот план мира мог создать общественное мнение у всех арабов об исламском призыве и его возвышенности, а также мнение о неправоте, заблуждении, греховности и агрессии Курайша, что облегчило бы призыв. Подобная атмосфера расположила бы людей — даже среди племени Курайш — к тому, чтобы они прислушались к Исламу, а не поддавались слепой ненависти, жажде мести и вражде. Это важный фактор, способствующий распространению Ислама. Если начать войну, можно упустить эту возможность. Поэтому Пророк ﷺ обдумал, как поступить, и решил продолжить мирный план, проявив политическую мудрость, ловкость и проницательность.

Пророк ﷺ двигался с мусульманами по крутым ущельям, скрытно от врагов, пока не расположился лагерем в долине ниже Мекки, в месте под названием Худайбия. Увидев их, войско Халида и Икримы повернуло обратно к Мекке из страха, что мусульмане войдут туда. Пророк ﷺ ждал, пока Курайш не пошлют к нему посланцев для переговоров, ибо он знал, что теперь они его боятся и считаются с ним.

Переговоры

Действительно, Курайш послали Будайля ибн Варка с людьми из племени Хузаа для переговоров. Они поговорили с Пророком ﷺ и убедились, что он пришёл только для умры, а не для битвы. Когда они вернулись к Курайшу, те упрекали их и обвиняли в сговоре с Мухаммадом ﷺ и его сподвижниками. Тогда Курайш послали другую делегацию, и та вернулась с тем же мнением. Затем они послали Хулайса, вождя ахабишей — союзников Курайша из окрестных племён, на которых Курайш опирались в защите Мекки. Узнав о его приходе, Пророк ﷺ велел выпустить жертвенный скот перед ним. Хулайс был человеком, почитавшим обряды поклонения. Увидев верблюдов, пересекавших долину, и мусульман в ихраме, он был тронут этой картиной и вернулся к Курайшу, призвав их разрешить Мухаммаду ﷺ умру. Но они заставили его замолчать и пребывать в ожидании.

Затем Пророк ﷺ послал гонца для переговоров с ними, и они подрезали его верблюдице подколенные сухожилия и чуть не убили его, если бы ахабиши не защитили его. Упрямство Курайша усилилось, и ночью они посылали своих юнцов закидывать мусульман камнями. Однажды пятьдесят таких детей были захвачены в плен, но Пророк ﷺ простил их. Это произвело сильное впечатление в Мекке и окончательно доказало, что он хочет только умры. Так он создал общественное мнение в Мекке в пользу мусульман.

Затем Пророк ﷺ послал Усмана ибн Аффана (р.а.) в Мекку для переговоров. Шли дискуссии с предложениями и отказами, переговоры затянулись, пока мусульманам не сообщили, что Усман убит. Положение изменилось, и после преступления Курайша против посланника мусульман Усмана война стала неизбежной. Мусульмане собрались под деревом присягать Пророку ﷺ на борьбу с многобожниками. Об этом ниспосланы слова Всевышнего:

لَّقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом» (48:18). Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой. Кипение в среде мусульман усилилось, пока не пришло известие, что Усман не убит.

Договор Худайбии

Курайш послали Сухайля ибн Амра для переговоров с Пророком ﷺ о заключении договора, по которому мусульмане вернутся в этом году в Медину и не войдут в Мекку, чтобы арабы не говорили, что мусульмане вошли туда силой. После согласования условий с Сухайлем Пророк ﷺ заключил с Курайшем перемирие сроком на десять лет, в котором говорилось:

1. Устанавливается перемирие, и стороны не будут сражаться.

2. Если кто-то из Курайша примет Ислам и придёт к Мухаммаду ﷺ без разрешения своего попечителя, он будет возвращён им. Если кто-то из мусульман отречётся от веры и придёт к Курайшу, они не будут возвращать его.

3. Если кто-то из арабов пожелает заключить союз с Мухаммадом ﷺ, то нет на нём порицания. Если кто-то пожелает заключить союз с Курайшем, пусть так и сделает.

4. Мухаммад ﷺ и его сподвижники вернутся в Медину в этом году и совершат хадж в Мекку в следующем году.

Пророк ﷺ заключил договор, несмотря на возмущение и гнев мусульман, которые посчитали, что этим унизили свою религию. Но когда мусульмане увидели Пророка ﷺ в спокойствии и довольстве, сбрившего волосы для умры, они последовали его примеру, сбрили волосы, вышли из ихрама и вернулись в Медину.

Явная победа

По дороге в Медину была ниспослана вся сура «Аль-Фатх» («Победа»), разъяснившая людям, что договор был в интересах мусульман, и Аллах назвал его явной победой:

إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا

«Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (48:1). И, без сомнения, это была явная победа, поскольку после этого люди стали массово принимать Ислам. Не было ни одного человека, который, услышав эту благую весть, не принял бы Ислам. За время договора число мусульман возросло, так что если в Худайбию они пришли в шестом году в количестве полутора тысяч, то в Мекку в восьмом году вошли уже десять тысяч мусульман.

Кроме того, мусульмане, которых вернули из Медины в Мекку, стали нападать на караваны Курайша, грабя их и препятствуя их торговле, так что курайшиты умоляли мусульман не возвращать беглецов к ним.

Из этого видно, как Ислам использует политические способы в призыве. Помимо джихада, который является методом несения призыва, важно создавать привлекательный образ Ислама, чтобы призыв стал легче, а мусульмане — сильнее. Нам необходимо применение этих способов, да поможет нам Аллах в этом!


Хайсам Бакр
Из журнала «Аль-Ваъй», №6
ноябрь 1987 г.

Главное меню