05
Сб, окт

Исламская идея и метод

Ключевые понятия
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Человек в этом мире неразрывно связан с другими людьми, обменивается с ними интересами и устанавливает с ними отношения. Но эти отношения должны регулироваться: будь то экономические, политические или социальные. Если система, регулирующая отношения, неприменима, то есть не имеет метода реализации, тогда это бесполезная философия, которая останется на страницах книг. Какая система лучше всего организует взаимоотношения людей? Как можно реализовать эту систему? И каков правильный метод для этого?

Как мы должны жить?

В своей жизни люди разделяют друг с другом множество общих и личных интересов. Эти интересы — и не обязательно материальные — должны регулироваться. Следовательно, существует острая необходимость в идеологии, которую люди примут и будут следовать за ней.

Идеология представляет собой совокупность всеобъемлющих, частных и дополняющих идей. Всеобъемлющие идеи — это взгляд на вселенную, человека и жизнь, то есть акыда (доктрина), которая отвечает на вопросы: откуда мы произошли? Зачем и как мы должны жить? Что ожидает потом? Ответ на эти вопросы и указывает путь жизни.

Второстепенные идеи возникают из этой акыды и включают в себя методы решений и системы регулирования взаимоотношений между людьми. Что касается дополняющих идей, то они представляют собой метод и постановления, которые предназначены не ради самих себя, а, скорее, для других идей. Должен быть метод, объясняющий, как нести эту идеологию, призывать к ней, сохранить её и как внедрять системы и законы.

Бесполезная философия

Если идеи не имеют практического метода, тогда это просто фантазии человека или нескольких людей, которые даже сами не воспринимают свои идеи всерьёз и тем более не призывают к ним других людей. К примеру, «республика» Платона. Он мечтал о стране, которой управляют умные, защищают — храбрые, а работают — терпеливые, как рабы. Но он не объяснил, как добиться этого, так что это смело можно назвать интеллектуальной роскошью, не принёсшей никакой пользы людям. Аллах говорит:

بَلۡ قُلُوфبُهُمۡ فِي غَمۡرَةٖ مِّنۡ هَٰذَا وَلَهُمۡ أَعۡمَٰلٞ مِّن دُونِ ذَٰلِكَ هُمۡ لَهَا عَٰمِلُونَ ٦٣ حَتَّىٰٓ إِذَآ أَخَذۡنَا مُتۡرَفِيهِم بِٱلۡعَذَابِ إِذَا هُمۡ يَجۡ‍َٔرُونَ

«Однако их сердца слепы к этому (Корану). А наряду с этим они совершают менее тяжкие злодеяния. А когда Мы подвергнем наказанию изнеженных роскошью среди них, они завопят громким голосом» (23:63,64).

Отсюда мы приходим к следующей истине: метод необходим всякой идее для того, чтобы она стала идеологией, применимой к людям и организующей их взаимоотношения. Метод не может быть произвольным, то есть его не следует оставлять на усмотрение мнений и реальности ситуации. Скорее, он должен быть из рода идеи и идеологии.

Ислам — это религия, ниспосланная Аллахом для того, чтобы люди могли следовать ей. В Исламе кроется благодать дуньи и Ахирата. Аллах говорит:

قَالَ ٱهۡبِطَا مِنۡهَا جَمِيعَۢاۖ بَعۡضُكُمۡ لِبَعۡضٍ عَدُوّٞۖ فَإِمَّا يَأۡتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدٗى فَمَنِ ٱتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشۡقَىٰ ١٢٣ وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:123,124).

Если люди отвернутся от Ислама, тогда потерпят убыток в этом мире и Последующем, как это наблюдается сегодня.

Фард аль-кифая1

Посланник Аллаха ﷺ предпринял последовательные шаги для построения Исламского Государства, которое реализует идеологию Ислама, его системы и положения. Он получил власть, приняв от ахлю-ль-халь ва-ль-акд2 в Медине присягу на защиту (нусра) против остальных политических образований неверия, а также на послушание и повиновение. В хадисе Убады ибн ас-Самита говорится:

بَايَعْنَا رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى السَّمْعِ والطَّاعَةِ في العُسْرِ واليُسْرِ والمَنْشَطِ وَالمَكْرَهِ وَعَلَى أثَرَةٍ عَلَيْنَا وَعَلَى أنْ لاَ نُنَازِعَ الأمْرَ أَهْلَهُ إِلاَّ أنْ تَرَوْا كُفْراً بَوَاحاً عِنْدَكُمْ مِنَ اللهِ تَعَالَى فِيهِ بُرْهَانٌ

«Мы присягнули Посланнику Аллаха ﷺ на то, что будем слушаться и повиноваться в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать по праву, если только не увидим проявлений явного неверия и не будем располагать доказательствами этого, полученными от Аллаха Всевышнего» (Муслим). По праву власть принадлежит халифам, валиям и амирам.

Ни один мусульманин не спорит с тем, что назначение халифа и присяга на верность — это обязанность по достаточности, то есть фард аль-кифая. Если часть мусульман выполнит эту обязанность, тогда она снимается с плеч остальных, а если обязанность не выполнена, тогда ответственность лежит на каждом, кроме тех, кто уже занялся выполнением. Так дело обстоит с любым фардом аль-кифая — он становится обязанностью каждого (фард аль-айн) до тех пор, пока не будет выполнен, или пока мусульмане не поймут, что силы той группы, которая взялась за выполнение, достаточно. К фардам аль-кифая относятся такие обязанности, как джаназа, джихад и знание. Если мусульмане видят, что мусульман Палестины достаточно для победы над евреями, тогда они могут не выступать в джихад вместе с ними. Но если мусульмане видят, что сил палестинцев недостаточно, тогда они обязаны присоединиться к ним в джихаде. А если они отказываются делать это, тогда совершают грех. Всё, что касается Палестины, касается и других мусульманских стран, оккупированных неверными, как Крым, Югославия, Андалусия, Индия, Афганистан и другие.

Что касается метода установления Исламского Государства, то это шариатский закон, подобно другим шариатским законам. Сегодня среди мусульман есть те, кто взялся за установление Исламского Государства, а есть те, кто отказался от этого. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ مَاتَ وَ لَيْسَ فِي عُنُقِهِ بَيْعَةً مَاتَ مِيتَةً جَاهِلِيَّةً

«Тот, кто умер, не имея на своей шее присяги, умер подобно тому, как умирали во времена джахилийи» (Муслим).

Сил тех, кто взялся за установление халифа и выполнение этого фарда, недостаточно с тех пор, как был упразднён Халифат в 1924 году. Поэтому согрешил каждый, кто отвернулся от этого фарда подобно тому, как будто он отворачивается от других фардов, как намаз и пост.

Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей

Некоторые из тех, кто отказывается от выполнения этого фарда, оправдываются тем, что это не в их силах. В подтверждение своих слов они ссылаются на шариатские доводы, например, yf слова Аллаха:

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

А также ссылаются на слова Посланника Аллаха ﷺ:

لاَ يَنْبَغِى لِلْمُؤْمِنِ أَنْ يُذِلَّ نَفْسَهُ. قَالُوا: وَكَيْفَ يُذِلُّ نَفْسَهُ؟ قَالَ: يَتَعَرَّضُ مِنَ الْبَلاَءِ لِمَا لاَ يُطِيقُ

«Не следует верующему унижать самого себя!». (Люди) спросили: «А как же он может унизить себя?!». Он ответил: «Взваливая на себя то, что он не вынесет» (Тирмизи).

В своё оправдание такой человек говорит, что он — учёный, который учит людей Исламу, а не занимается политикой, что он не состоит в политической партии или организации.

Касательно слов Аллаха:

وَقَالُواْ سَمِعۡنَا وَأَطَعۡنَاۖ غُفۡرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيۡكَ ٱلۡمَصِيرُ ٢٨٥ لَا يُكَلِّفُ ٱللَّهُ نَفۡسًا إِلَّا وُسۡعَهَاۚ لَهَا مَا كَسَبَتۡ وَعَلَيۡهَا مَا ٱكۡتَسَبَتۡۗ

«Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие». Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл» (2:285,286), — в этом тексте с точки зрения понимания и строения предложений говорится о том, что Аллах возлагает на человека только такие дела, которые тот способен вынести. А это совсем не то, что предполагает тот учёный, который отказывается выполнять веление Аллаха.

Хадис несёт такой же смысл. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Взваливая на себя», — а это означает, что человек сам берёт на себя, а не Аллах возлагает на него. Вспомните историю трёх сподвижников, упорствующих в поклонении. Однажды к домам жён Пророка ﷺ пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк ﷺ. Когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: «Как далеко нам до Пророка ﷺ, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!». Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт». Другой сказал: «Я стану постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». Когда это дошло до Посланника Аллаха ﷺ, он обратился к людям:

وَاللَّهِ إِنِّي لَأَخْشَاكُمْ لِلَّهِ وَأَتْقَاكُمْ لَهُ لَكِنِّي أَصُومُ وَأُفْطِرُ وَأُصَلِّي وَأَرْقُدُ وَأَتَزَوَّجُ النِّسَاءَ فَمَنْ رَغِبَ عَنْ سُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي

«Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения» (Бухари).

Партия Посланника

Политика — это забота о делах людей. Следовательно, установление халифа — это политическое действие. Какая ещё может быть роль у халифа, если он не заботится о делах людей?! Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَصْبَحَ وَلَمْ يَهْتَمَّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِينَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ

«Не из нас тот, кто, проснувшись утром, не подумал о делах мусульман» (Хаким).

Посланник Аллаха ﷺ на протяжении всей жизни заботился о делах своей Уммы, а после него эту ношу взяли на себя халифы. Пророк ﷺ сообщил, что Аллах спросит с них за то, что оставил под их ответственность. И зачем тогда знания, если их нельзя применить на практике?!

Кто-то может сказать, что Посланник Аллаха ﷺ не основал партию или организацию для установления халифа. Ответ кроется в словах Аллаха:

رَضِيَ ٱللَّهُ عَنۡهُمۡ وَرَضُواْ عَنۡهُۚ أُوْلَٰٓئِكَ حِزۡبُ ٱللَّهِۚ أَلَآ إِنَّ حِزۡبَ ٱللَّهِ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ

«Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие» (58:22),

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ عَلَيۡكُمۡ أَنفُسَكُمۡۖ لَا يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا ٱهۡتَدَيۡتُمۡۚ إِلَى ٱللَّهِ مَرۡجِعُكُمۡ جَمِيعٗا فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمۡ تَعۡمَلُونَ

«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (5:105).

Абу Дауд и Тирмизи приводят, что, обращаясь к людям, Абу Бакр сказал: «О люди! Вы читаете вот этот аят, но понимаете его неправильно. Между тем мы слышали, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ النَّاسَ إِذَا رَأَوْا الظَّالِمَ فَلَمْ يَأْخُذُوا عَلَى يَدَيْهِ أَوْشَكَ أَنْ يَعُمَّهُمْ اللَّهُ بِعِقَابٍ مِنْهُ

«Если люди видят притеснителя и не хватают его за руку (не останавливают его), то близок час, когда Аллах накажет их всех».

Такова реальность коллективной партийной деятельности, которая лежит и на нас, поскольку является фардом и входит в значение амр би-ль-мааруф ва-н-нахй ани-ль-мункар (приказ одобряемого и запрет порицаемого).

Всевышний Аллах говорит:

إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلَّذِينَ يُقَٰتِلُونَ فِي سَبِيلِهِۦ صَفّٗا كَأَنَّهُم بُنۡيَٰنٞ مَّرۡصُوصٞ

«Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они — прочное строение» (61:4).

Мусаб ибн Умайр (р.а.) — один из тех, кто входил в партию Посланника Аллаха ﷺ. Его руками Аллах открыл для Ислама Медину, которая стала крепостью Первого Исламского Государства. Абу Бакр (р.а.) — его руками Аллах наставил на истину многих людей, которые стали сподвижниками Пророка ﷺ. Среди них были и такие, как Абу Убайда, Усман, Абдуррахман ибн Ауф и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).

Необходимо различать между обязанностью установления халифа и обязанностью знаний. Оба считаются независимыми друг от друга фардами аль-кифая, так же как намаз и пост. Мусульманин должен совершать оба действия.

Джихад продолжится до Судного дня

Некоторые могут видеть в джихаде метод установления Исламского Государства. Джихад — это сражение с неверными своими душами, имуществом и речью, чтобы присоединить их страны к странам мусульман, открыть их двери перед светом Ислама, устранить физические барьеры, не позволяющие править людьми по справедливости, то есть по Исламу, преобразовать их Дар уль-куфр в Дар уль-Ислям, защитить свой Дар уль-Ислям, как это делали Посланник Аллаха ﷺ и сподвижники в битве у рва и как это могут сделать сегодня мусульмане в сражении с иудеями и другими, чтобы не пришлось жить под властью возгордившихся неверных. Поэтому, несмотря на то, что джихад является фардом и что он будет продолжаться до Судного Часа так, что никто не отменит его, ни справедливый, ни преступник, всё же он является другим фардом, не связанным с установлением халифа. Установление халифа — это работа, направленная на изменение действующей системы, то есть на устранение системы неверия, правящей сегодня мусульманами, невзирая на то, кто находится у власти, и установление вместо неё системы Ислама. И это не деятельность одного индивида против другого индивида, а замена систем и законов, которые придумываются людьми, на системы и законы, которые берутся из Шариата. Именно это сделал Посланник Аллаха ﷺ в Медине. Она управлялась тагутом, а когда была дана присяга, она стала Исламским Государством, управляемым на основе Ислама. А когда Посланник Аллаха ﷺ покинул этот мир, представители Уммы давали присягу халифам, которые продолжали править по Исламу. Но сегодня нет ни одной страны на земле, которая брала бы всю свою систему из Ислама, хотя бы даже из одного исламского мазхаба. Если где-то кто-то претендует на название «Исламское Государство», то он лишь вводит людей в заблуждение, смешивая Ислам с чем-то иным. Исламские системы и законы берутся из мнений факихов и муджтахидов, таких как Шафии, Малик, Абу Ханифа, Джафар, Зайд, Ибн Ханбаль и других. Или берутся напрямую из шариатских доводов путём правильного иджтихада. Поэтому необходимо установление халифа, который правил бы мусульманами на основе того, что ниспослал Аллах, а не на основе того, что имеется в американской или французской конституциях, и не на основе устава ООН, научного социализма и международного права.

Джихад — это действие, которое выполняет Исламское Государство или выполняют мусульмане даже без разрешения Имама (в случае защиты от неверных). Но это не установление халифа мусульман.

Защита призыва

Некоторые говорят: когда группа, работающая над установлением халифа, подвергается гонениям со стороны правителей, её члены должны защищать себя, сражаться и убивать тех, кто совершает насилие над ними. В этом они опираются на некоторые хадисы, из числа которых — следующий:

مَنْ قُتِلَ دُونَ مَالِهِ فَهُوَ شَهيدٌ، وَمَنْ قُتِلَ دُونَ دَمِهِ فَهُوَ شَهِيدٌ، وَمَنْ قتِلَ دُونَ دِينهِ فَهُوَ شَهِيدٌ، وَمَنْ قُتِلَ دُونَ أهْلِهِ فَهُوَ شَهِيدٌ

«Тот, кто погибнет, защищая своё имущество, станет шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою жизнь, станет шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою религию, станет шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою семью, станет шахидом» (Ахмад).

Подобные хадисы содержаться в книгах по фикху в главах под названием «Отражение нападения». В них говорится об отражении того, кто посягает на твою жизнь, честь и имущество, даже если придётся убить его. Нападающий (صائل) — это низкий и презренный человек, занимающийся воровством и грабежом. Но в их число не входят власть имущие, о которых Аллах говорит:

تِلۡكَ ٱلدَّارُ ٱلۡأٓخِرَةُ نَجۡعَلُهَا لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوّٗا فِي ٱلۡأَرۡضِ وَلَا فَسَادٗاۚ وَٱلۡعَٰقِبَةُ لِلۡمُتَّقِينَ

«Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (28:83).

Превозносящиеся и распространяющие нечестие на земле подобно фараону — это нынешние правители. Они не похожи на тех, кто только живёт нечестием, находясь в низах общества и не желая превозноситься.

Защита самого себя — это не то же самое, что и защита призыва. Власть преследует носителей призыва не из-за личных качеств, а за то, что они стали носителями Ислама. Следовательно, эти доказательства здесь неуместны. Из них нельзя выводить шариатский хукм, позволяющий убивать несправедливого правителя. Наоборот, Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники встречали гонения в Мекке терпением и перенесением тягот, разрешив слабым переселиться в Эфиопию, а не позволив им сражаться.

Роль разума

Ислам является полноценной религией. Аллах говорит:

ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗاۚ

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).

Поэтому неправильно говорить, что наша реальность отличается от реальности Посланника Аллаха ﷺ, чтобы потом прибегать к разумному выводу о том, что нужно делать сегодня. Различие реальности происходит не на уровне идеи и метода, а на уровне средств и событий. Например, раньше люди передвигались на верблюдах или пешком, а сегодня — на самолётах и машинах.

Аллах всё это знал, ведь Его знания всеобъемлющи. Аллах говорит:

هُوَ ٱلَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي ٱلۡأَرۡضِ جَمِيعٗا

«Он — Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле» (2:29).

Факихи вывели из этого аята правило, которое гласит, что «в основе все вещи дозволены», если только нет доказательства о запретности чего-либо. А что касается событий и действий, то в основе нужно придерживаться шариатского хукма. Другими словами, в Исламе нет иджтихада на основе разума. Иджтихад означает прилагать усилия на пути к постижению шариатского хукма из подробных доказательств в практических вопросах. Шариатский хукм — это обращение Законодателя по поводу действий человека. Обращение законодателя берётся из шариатских доказательств: Коран, Сунна и то, на что они указывают, а именно — иджма ус-сахаба и кыяс. Выносить решение, полагаясь исключительно на разум, означает дать право выносить хукм разуму вместо Шариата. Это то же самое, что делают неверные, которые принимают то, что считают подходящим. И это совсем не несёт в себе значение Ислама, то есть не соответствует смыслу повиновения и следования. Повиновение — это подчинение велениям Аллаха, как говорится в аятах Корана:

وَمَنۡ أَضَلُّ مِمَّنِ ٱتَّبَعَ هَوَىٰهُ بِغَيۡرِ هُدٗى مِّنَ ٱللَّهِۚ

«А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха?» (28:50),

بَلِ ٱتَّبَعَ ٱلَّذِينَ ظَلَمُوٓاْ أَهۡوَآءَهُم بِغَيۡرِ عِلۡمٖۖ

«Но нет! Беззаконники потакают своим желаниям без всякого знания» (30:29), — то есть без доказательства из Шариата. Также Аллах говорит:

وَلَئِنِ ٱتَّبَعۡتَ أَهۡوَآءَهُم بَعۡدَ ٱلَّذِي جَآءَكَ مِنَ ٱلۡعِلۡمِ مَا لَكَ مِنَ ٱللَّهِ مِن وَلِيّٖ وَلَا نَصِيرٍ

«Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником» (2:120).

Красивое и безобразное определяется Шариатом. Аллах говорит:

وَمَا كَانَ لِمُؤۡمِنٖ وَلَا مُؤۡمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥٓ أَمۡرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلۡخِيَرَةُ مِنۡ أَمۡرِهِمۡۗ

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (33:36).

Добро — это не то, что выбирает человек или к чему он склоняется, а то, что выбрал Шариат. Добро и зло, красивое и безобразное, польза и вред, праведность и порок — для мусульманина всё это определено Шариатом, а не его склонностями. Аллах говорит:

وَعَسَىٰٓ أَن تَكۡرَهُواْ شَيۡ‍ٔٗا وَهُوَ خَيۡرٞ لَّكُمۡۖ وَعَسَىٰٓ أَن تُحِبُّواْ شَيۡ‍ٔٗا وَهُوَ شَرّٞ لَّكُمۡۚ وَٱللَّهُ يَعۡلَمُ وَأَنتُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (2:216).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ

«Внёсший в наше дело то, что не имеет к нему отношения, будет отвергнут» (Ахмад), — то есть не будет принят. Разум вместе со склонностями и желаниями человека не дают того, что даёт Шариат. Поэтому необходимо доказательство на то, что решение взято из Шариата. И это не то, о чём говорится в хадисе:

مَنْ سَنَّ فِي الإِسْلامِ سُنَّةً حَسَنَةً فَلَهُ أَجْرُهَا وَأَجْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا بَعْدَهُ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْءٌ وَمَنْ سَنَّ فِي الإِسْلامِ سُنَّةً سَيِّئَةً كَانَ عَلَيْهِ وِزْرُهَا وَوِزْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا مِنْ بَعْدِهِ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أَوْزَارِهِمْ شَيْءٌ

«Тому, кто вводит в Ислам благое новшество, воздаётся вознаграждение за него, а также он удостаивается вознаграждения тех, кто последовал ему в этом деле, при этом их вознаграждение не уменьшается. Тому же, кто вводит в Ислам плохое новшество, записывается грех, а также грех тех, кто последовал этому, при этом не убавляются их грехи» (Муслим).

Сунна — это действие, которое стало примером для других. Если, кто-то называет такое действие хорошим, тогда нужно доказательство из Шариата, что оно хорошее. То же самое касается и плохого действия. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ عَلَى ابْنِ آدَمَ الْأَوَّلِ كِفْلٌ مِنْ جَرِيمَةِ كُلِّ قَاتِلٍ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ

«Первый сын Адама берёт на себя ответственность за преступление каждого убийцы до Дня Воздаяния».

Убийство — это плохая сунна, потому что Аллах запретил убийство в Коране. Взгляните на причину хадиса. Как-то к Посланнику Аллаха ﷺ в мечеть пришли люди, желая принять Ислам. Они были одеты в лохмотья, которые не скрывали их наготу. Тогда Абу Бакр (р.а.) пошёл к себе домой, собрал всю одежду там, принёс и вывалил перед ними в мечети. Сподвижники увидели это и сделали то же самое. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто вводит в Ислам благое новшество…». То есть Абу Бакр сделал пожертвование (садака), на которое имеется множество доказательств.

Цель оправдывает средства

Некоторые носители Ислама сражаются на стороне группы притеснителей против другой группы притеснителей, считая, что в этом есть польза для мусульман. Они видят, что их действия позволяют собрать вокруг себя людей, чего они не могли добиться словами. И это они называют «цель оправдывает средства». Это западное правило, которое впервые выразил Макиавелли. То есть мусульманин основывается исключительно на своём мнении и предположении, не подкрепляя свои слова доказательствами. Хотя доказательство говорит совсем обратное. Аллах говорит:

فَقَٰتِلُواْ ٱلَّتِي تَبۡغِي

«Сражайтесь против той, которая притесняет» (49:9).

В аяте говорится обо всех притеснителях, даже если притесняющих групп будет две или десять. Мусульмане должны сражаться против них всех. Если же они сражаются на стороне одной группы притеснителей, тогда они сражаются вместе с притеснителями, а не против них. Аллах же запретил это действие.

Остался один метод установления Исламского Государства. И это метод, которого придерживался Посланник Аллаха ﷺ, показывая нам пример следования Откровению от Аллаха. Он ﷺ начал призыв, затем объявил открыто о своём деле, чтобы повлиять на общественное мнение, изменить концепции и убеждения общества. Затем он искал укреплённое место, обращаясь к обладателям силы и влияния среди мусульман. Он обратился к жителям Ясриба, и те приняли его, оказали ему поддержку и установили Первое Исламское Государство.

Таков путь, который должны пройти мусульмане. Это шариатский хукм, выведенный путём иджтихада. Так пусть же они поспешат к довольству Аллаха, выполнив Его веление. Пусть мусульмане выяснят для себя, как выполнить этот фард. И пусть не путают между этим фардом и другими фардами. И вся хвала принадлежит Аллаху.

 

Абдуррахман Абу аль-Хиджа
Из журнала «Аль-Ваъй», №7
Раби ус-сани 1408 г.х.
Декабрь 1987 г.

1. Фард аль-кифая (обязанность по достаточности) — обязанность, возложенная на мусульман в целом. Если часть мусульман выполнила обязанность, тогда с других снимается ответственность. Но если никто не выполнил, тогда ответственность лежит на каждом.

2. Ахлю-ль-халь ва-ль-акд (люди влияния и решения) — лица, обладающие уважением и влиянием среди людей.