Приветствуем вас, дорогие слушатели, в нашем новом выпуске программы «вместе с благородным хадисом», и начнем ее с наилучшего приветствия: Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Передает Бухари от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто имеет землю, пусть возделывает её или предоставит (для возделывания) своему брату, а если не пожелает этого, то пусть хранит её».
Передал Муслим от Джабира ибн Абдуллаха (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ запретил брать за землю плату или пай».
Приводится в разъяснении Имама ан-Навави с небольшим подробностями: (…ученые разошлись в обработке земли. Так Тавус и Аль-Хасан Аль-Басри сказали: аренда земли не дозволена ни при каких обстоятельствах, не важно, возделал ли ее за еду, золото или серебро, или долю урожая, т.к. в хадисе приводится абсолютный запрет на обрабатывание земли. Имам аш-Шафии, Абу Ханифа и многие другие сказали: дозволено сдавать землю в аренду за золото, серебро, еду, одежду и другие вещи, и не важно, является ли плата из рода того, что посеяли на земле, или нечто другое. Однако не дозволено сдавать ее за долю (пай) того, что на ней вырастает, как треть урожая, четверть или другую известную долю будущего урожая (мухабара). Как и не дозволено ставить условием обрабатывание определенного участка, а Рабиа сказал: дозволено только за золото и серебро. Малик сказал: дозволено за золото, серебро и другое, кроме еды. Сказал Ахмад, Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, группа ученых-маликитов и другие: дозволено сдавать в аренду за золото, серебро и долю урожая, как треть, четверть и т.д. Также сказали Ибн Шурейх, Ибн Хузейма и Хаттаби…).
На наш взгляд, хозяину земли абсолютно не дозволено сдавать землю в аренду для возделывания (посева), не важно, является ли он собственником площади или только ее пользы. Другими словами, является ли земля ушрий или хараджий, и все равно, является ли плата за аренду деньгами или чем-то иным. Как и абсолютно не дозволено сдавать землю за долю того, что произрастает на этой земле из продуктов питания или иного, или того, что выходит из нее, т.к. все это аренда. А аренда земли для возделывания абсолютно не дозволена.
Приводится в «Сахихе» Бухари, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто имеет землю, пусть возделывает её или предоставит (для возделывания) своему брату, а если не пожелает этого, то пусть хранит её». Приводится в «Сахихе» Муслима: «Посланник Аллаха ﷺ запретил брать за землю плату или пай». В сборнике хадисов ан-Насаий приводится: «Посланник Аллаха ﷺ запретил сдавать землю в аренду. Мы спросили его: «О Посланник Аллаха ﷺ, если сдадим её в аренду взамен на некую часть зерна», – он ответил: «Нет». Затем сказали ему: «Мы сдавали в аренду взамен на солому», – он ответил: «Нет». Затем сказали ему: «Мы брали арендную плату только за долину малой речки вблизи водоема», – он ответил: «Нет. Засей её или подари своему брату». Передает Бухарий от Нафиъ, что Абдуллах Ибн Умар рассказал от Рафиъ Ибн Худайж, «что Посланник Аллаха ﷺ запретил сдавать в аренду посевные поля», тогда Ибн Умар пошел пошел к Рафиъ и я пошел с ним, где тот сказал: «что Посланник Аллаха ﷺ запретил сдавать в аренду посевные поля». Передает Бухарий от Салима, что Абдуллах Ибн Умар воздержался от аренды земли.
Приведенные хадисы ясно выражают запрет Посланника ﷺ на аренду земли. И этот запрет, хоть и указывает на требование оставить выполнение поступка, однако карина (смысловое или текстовое указание на силу требования) в данном тексте указывает на решительное требование. Т.к. Посланнику Аллаха ﷺ сказали: «О Посланник Аллаха ﷺ, если сдадим её в аренду взамен на некую часть зерна», – он ответил: «Нет». Затем сказали ему: «Мы сдавали в аренду взамен на солому», – он ответил: «Нет». Затем сказали ему: «Мы брали арендную плату только за долину малой речки вблизи водоема», – он ответил: «Нет. Засей её или подари своему брату».
Настойчивость в требовании оставить и является кариной. Не говоря уже о том, что подтверждение в арабском пониманиется либо повторением речевого оборота, либо по смыслу. Тут же Посланник Аллаха ﷺ несколько раз повторил запрет, что указывает на его категоричность. Что же касается аренды Посланником ﷺ земель Хайбара за половину урожая, то это не из этой сферы, т.к. земли Хайбара были засажены деревьями, это не были голые земли, доказательством чему то, что передал Ибн Исхакъ в «Сире» от Абдуллы ибн Абу Бакра: «Посланник Аллаха ﷺ отправил к жителям Хайбара Абдуллу ибн Равваха в качастве хариса для оценки урожая среди мусульман и иудеев». Затем он был убит при Мута (да смилостивится над ним Аллах) и его заменил Джаббар ибн Сахр ибн Умеййя ибн Ханса – брат Бану Саляма, т.е. он был харисом у них после Ибн Равваха. И харис – это тот, кто оценивает урожай на деревьях еще до его созревания. Отсюда ясно видно, что земли Хайбара – это деревья, а не поля. Что же касается посевов в Хайбаре, то они значительно меньше, чем площадь деревьев, потому все учитывалось вместе.
Потому, аренду Хайбара не следует рассматривать как аренду земли, напротив, это договор на орошение (мусакъа) садов. Более того, после запрета Посланником Аллаха ﷺ сподвижники воздержались от аренды земли, и из них Абдуллах ибн Умар, что указывает на то, что они поняли из этого запрета – запрет на аренду земли. Это учитывая то, что запрет на аренду земли – это запрет на ее возделывание. Однако если она арендуется не для возделывания, то это дозволено. Т.е. дозволено арендовать землю как место для отдыха, парка или хранилища для товаров, или какой-либо другой пользы, кроме возделывания. Т.к. запрет Посланником Аллаха ﷺ аренды земли касается аренды для возделывания (посева), как это очевидно передается в достоверных хадисах. Это и есть законы, касающиеся земли и того, что связано с ней, разъясняющие тот способ, которым Законодатель ограничил мусульманина в возделывании земли для увеличения своего имущества.
Дорогие слушатели, до новых встреч с очередным хадисом Посланника ﷺ. Пусть Аллах хранит вас, ва ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
03 Джумада ас-сани 1435х.
03/04/2014г.