21
Чт, нояб

Не ел никто более благой пищи

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Мы приветствуем всех вас, дорогие братья, на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом».

Передаёт Бухари в своём «Сахихе» следующее:

«Рассказал нам Ибрахим ибн Муса от Исы ибн Юнуса, от Савра, от Халида ибн Maадана, от Микъдада, да будет Аллах доволен им Аллах, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как он сказал: «Не ел никто более благой пищи, чем та, которую заработал своими руками. Поистине, Дауд, мир ему, ел из того, что заработал своими руками»».

В «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджарака к толкованию данного хадиса приводится следующее:

«Слова: «не ел никто», в версии Исмаиля добавлено «из числа сынов Адама».

Слова: «более благой пищи, чем та, которую заработал своими руками», в риваяте Исмаиля – «своим трудом». Под «благом» подразумевается то, что зарабатывающий своим трудом не нуждается в других людях (в их помощи для своего пропитания). Передаёт Ибн Маджа по цепочке Умара ибн Саада, от Халида ибн Mаадана: «Не приобрёл человек ничего лучшего, чем то, что заработал своими руками». У Ибн Мунзира передаётся: «Не ел никто более дозволенной пищи, чем та, которую заработал своими руками». В «Фаваид» Хишам ибн Аммар передаёт от Бакъийа, что тому то же самое рассказал Умар ибн Саад по той же цепочке, как и у хадиса, приведённого в этой главе, добавив: «Кто утомился от работы, тот стал прощённым ею»».

Нет сомнений, что приобретение имущества является задачей каждого человека. Без наличия финансов человек не может удовлетворить свои основные и второстепенные потребности в жизни. Ислам решил эту проблему, указав на способы приобретения имущества, ограничив их следующим образом:

1 – работа;
2 – наследство;
3 – милостыня для поддержания жизни;
4 – предоставление помощи государством из государственного имущества для населения;
5 – имущество, безвозмездно получаемое индивидуумами (подарки и т.д.).

Благородный посланник ﷺ в этом хадисе побуждает к первой причине приобретения имущества, а именно – к работе.

Неважно, каков труд, физический или мыслительный, главное, чтобы человек обеспечивал себя самостоятельно и не нуждался для этого обеспечения в других (не попрошайничал). Также не важно, какого рода деятельности эта работа, относится ли она к земледелию, промышленности, торговле или услугам – все эти виды работ приемлемы и дозволены при условии их дозволенности (Шариатом), и тогда приобретение имущества будет благим и дозволенным. Ислам запрещает приобретать пользу посредством запретных вещей, таких как спиртное, мертвечина и т.д. Ислам запретил зарабатывать путём их изготовления (спиртного) и продажи. Как и запретил заработок посредством запретного рода деятельности, как распутство, танцы и тому подобное.

Благородный хадис хвалит того, кто зарабатывает своими руками и своим трудом, побуждая людей к активности и стремлению обеспечивать себя самостоятельно, к сохранению чести и достоинства, порицая лень и бездеятельность, а также нужду человека в милостыне других людях с целью приобретения имущества (но не порицает нужду в милостыне того, кто не способен себя обеспечить).

Передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа моя, любому из вас нарубить вязанку дров и принести их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, и взять землю и положить её в рот – лучше, чем положить в него то, что запретил Аллах».

Работа является поклонением, посредством неё раб приближается к Аллаху. Он приобретает то, что необходимо для расходов на себя, свою семью, не нуждается в других, бережёт своё достоинство, служит своей Умме, обществу и приобретает любовь Аллаха и Его Посланника ﷺ.

О, Аллах, даруй нам Свою любовь и любовь Твоего посланника ﷺ, собери нас с ним в День Великого Суда у благородного источника (Хавда), чтобы он ﷺ напоил нас своими благородными руками и мы никогда не испытали жажду после этого... Аминь!

Дорогие братья, до следующей встречи, мы оставляем вас под опекой Всевышнего Аллаха.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


15 джумада ас-сани 1435 г.х.
15.04.2014 г.