25
Чт, апр

Пользование землёй

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Дорогие братья! Приветствуем вас всех на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом» и начнём с лучшего приветствия: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

От аль-Хариса ибн Биляла ибн аль-Хариса, от его отца передаётся, что «Пророк ﷺ выделил Билялу ибн аль Харису целое ущелье. Когда же у власти находился Умар, он сказал Билялу: «Посланник Аллаха ﷺ не выделил тебе эту землю, чтобы ты удерживал её от людей, а выделил тебе её для того, чтобы ты работал на ней». Затем Умар ибн аль-Хаттаб распределил эту землю среди людей». Данный хадис сахих, но Бухари и Муслим не вывели его, книга «аль-Мустадрак», автор аль-Хаким.
Каждый владелец земли в обязательном порядке должен возделывать её. Все, кто нуждаются в чём-либо, чтобы иметь возможность возделывать землю, получают от Байт уль-Маль необходимую помощь. Но если на протяжении трёх лет владелец земли игнорировал её, то земля отнимается у него и передаётся в другие руки. Единодушие сподвижников гласит о том, что не пользующийся землёй на протяжении трёх лет человек теряет её, и она переходит в другие руки.

Владелец земли должен её возделывать своими силами, сажать на ней собственные культуры, где должна работать его техника и животные, рабочие, которых он нанимает. Если же у него не хватает возможностей, тогда ему помогает государство. Если владелец не использует землю, тогда он бесплатно отдаёт её другому, чтобы тот возделывал её. Если он не поступает подобным образом и удерживает землю за собой, то на протяжении трёх лет отводится срок, по истечении которого, если картина не изменилась, то государство отнимает эту землю у него и выделяет её другому. Рассказывает Юнус от Мухаммада ибн Исхака, от Абдуллаха ибн Абу Бакра, который сказал: «Однажды Билял Ибн аль-Харис аль-Музаний пришёл к Посланнику ﷺ и попросил выделить ему землю. Посланник Аллаха ﷺ выделил ему обширную длинную землю. Когда Умар пришёл к власти, он сказал Билялу: «Ты попросил Посланника Аллаха ﷺ выделить тебе обширную землю и он выделил тебе. Ибо Посланник Аллаха ﷺ не отказывал в том, если у него что-то просили. Но ты не в силах возделать то, чем владеешь». Билял ответил: «Да». Затем Умар продолжил: «В таком случае, возьми столько, сколько под силу тебе, а то, что не под силу, отдай нам, и мы поделим среди мусульман. Билял ответил: «Я не сделаю так. Клянусь Аллахом, я не отдам ничего из той земли, которую дал мне Посланник Аллаха ﷺ». Умар ответил: «Клянусь Аллахом, ты отдашь эту землю». И забрал у Биляла ту землю, которую он не мог возделывать, и распределил её между мусульманами», эта история приводится Яхьёй ибн Адамом в книге «аль-Харадж». Данное сообщение наглядно показывает, как земля, владелец которой был не в состоянии её обрабатывать на протяжении трёх лет, изымается государством и предоставляется в пользование другому человеку. Как поступил Умар с обширными землями Биляла аль-Музаний.

Следовательно, владелец земли, если на протяжении трёх лет не использовал её, теряет на неё право, и она предоставляется другому человеку, невзирая ни на какие причины владения этой землёй. Тут учитывается фактор оставления земли без работ, а не причины владения ею. И тут неуместно утверждать, что данная норма расценивается как отнятие законного имущества у людей, потому что Шариат вложил в понимание значения слова «владелец земли» иное, нежели «владелец движимого или недвижимого имущества». Обладание землёй несёт в себе смысл её обязательного возделывания. Если владелец земли превысил срок, отведённый Шариатом на возделывание, тогда теряется весь смысл нахождения этой земли во владении такого человека. Шариат установил причину владения землёй – возделывание, что может быть осуществлено её освоением, приобретением путём выделения от государства, унаследованием, покупкой и т.д. Лишение же прав владельца на эту землю происходит в случае игнорирования обрабатывания этой земли в течение трёх лет. Всё это направлено на то, чтобы земля постоянно имела применение и засевалась.

Дорогие братья, до следующих встреч. Пусть Аллах вас хранит. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.


19 Раджаба 1435 г.х.
18.05.2014 г.

Главное меню