В книге «ас-Сахих» Бухари приводит следующее:
Нам рассказал Мусаддад от Яхъи ибн Саида аль-Ансарий, который сказал, что ему рассказывал Абу Салих, который говорил, что слышал от Абу Хурайры слова: «Пророк Аллаха ﷺ сказал:
لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي مَا تَخَلَّفْتُ عَنْ سَرِيَّةٍ وَلَكِنْ لَا أَجِدُ حَمُولَةً وَلَا أَجِدُ مَا أَحْمِلُهُمْ عَلَيْهِ وَيَشُقُّ عَلَيَّ أَنْ يَتَخَلَّفُوا عَنِّي وَلَوَدِدْتُ أَنِّي قَاتَلْتُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَقُتِلْتُ ثُمَّ أُحْيِيتُ ثُمَّ قُتِلْتُ ثُمَّ أُحْيِيتُ
«Если бы это не составляло трудностей для моей Уммы, то я бы не отстал ни от одного сражения. Однако я не нахожу (у каждого из вас) готовой (для походов) верблюдицы и того, чем её можно загрузить, и это причиняет мне неудобства (в том), что вы можете отстать от меня, всё же я желал бы вести сражения на пути Аллаха и умереть, затем снова воскреснуть и снова умереть, затем снова воскреснуть...».
Из указаний хадиса:
1. Милость. Сострадательное, милостивое отношение Пророка ﷺ к своей Умме.
Отличительной чертой Пророка ﷺ была сострадательность и милостивое отношение. Он опасался трудностей для своей общины, что она не сможет выдержать чего-то из поклонения, о чём он ﷺ не один раз открыто упоминал в своих изречениях: «Если бы это не было бы сложно для моей Уммы, то я непременно велел бы им то-то». Пророк ﷺ любил облегчать людям их положение и приказывал поступать так же. Он много раз обращался с мольбами к Всевышнему Аллаху за свою Умму, он ﷺ был сострадательным, милостивым в отношении всей своей Уммы. Он запрещал своим сподвижникам много расспрашивать в каком-либо вопросе, чтобы в результате это дело не оказалось сложным для них. Из проявлений его ﷺ милостивого отношения к своей Умме – напоминание мусульманам о милости Аллаха, побуждение их к тому, чтобы они были хорошего мнения об Аллахе Всевышнем. Обращение с молитвой в его адрес, которую Аллах всегда принимает, Пророк ﷺ сделал шифаатом для мусульман в Судный день. Он молился о милости к правителям за их доброту и мягкость в отношении мусульман, и проклинал тех из них, кто заставлял мусульман страдать.
Таким был наш любимый Пророк Мухаммад Мустафа ﷺ, так о нем восхваляемо отзывается Всевышний Аллах в Коране:
لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنْفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (9:128).
2. Следование верному методу со стремлением и уверенностью, подражая примеру Пророка Аллаха ﷺ, куда входит так же Джихад, и как следствие – Имам.
Что касается Джихада, то он является коллективной обязанностью для Уммы, но то, что он является фардом кифая, не снижает его степени важности. Джихад – лучший из способов приближения к Аллаху. Имам Ахмад говорил: «Я не знаю более лучшего дела, после обязательных (фардов), нежели Джихад». Когда же при нём упоминался Джихад, он начинал плакать и приговаривать: «Нет таких поступков, добродетелей лучших, чем Джихад».
Шейх уль-Ислам ибн Таймия говорил: «Если враг желает напасть на мусульман, тогда защищаться становиться обязательным для всех тех, на кого они собираются напасть, и для тех, на кого не собираются, чтобы они помогли подвергшимся нападению».
В книге «аль-Инсаф», автор аль-Мардави, говорится: «Коллективная обязанность (фард кифая) является ваджибом (обязанностью) для всех. Об этом приводятся тексты касательно Джихада. Если его ведут те, кого достаточно, тогда с остальных обязанность снимается».
Учёные Ислама говорят, что Джихад неминуем в трёх положениях:
1. В момент столкновения двух отрядов, потому как Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا لَقِيتُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا زَحْفًا فَلَا تُوَلُّوهُمُ الْأَدْبَارَ
«О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной» (8:15).
2. В случае, когда на страну напали неверующие, тогда жители обязаны вставать на защиту, сражаться и дать отпор. Так как Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قَاتِلُوا الَّذِينَ يَلُونَكُمْ مِنَ الْكُفَّارِ وَلْيَجِدُوا فِيكُمْ غِلْظَةً ۚ
«О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости» (9:123).
3. Когда на Джихад призвал Имам, тогда народ должен подняться на сражение. Так как Пророк Аллаха ﷺ сказал:
وَإِذَا اسْتُنْفِرْتُمْ فَانْفِرُوا
«И когда вас призовут в поход на сражение, то поспешите» (вывели Бухари и Муслим).
Что касается разрешения Имама, то Ибн Кудама в книге «аш-Шарх аль-Кабир» говорит: «Ведение Джихада возвращается к ответственности Имама и его видению (иджтихаду), подчинённые же должны ему повиноваться в том, что он находит правильным».
Имам Ахмад говорит: «Как вы думаете, если бы все люди воздержались от Джихада, как это делаете вы, кто бы тогда сражался? Не исчез бы тогда Ислам?».
Некоторые учёные утверждают о недопустимости ведения сражений, пока на то не будет разрешения Имама, об этом, например, говорит Ибн Кудама в книге «аль-Магъзи»: «Тема: Когда вместе с людьми на сражение выходит Амир, ни для кого не позволительно выходить в поисках еды для животных, дров, никто не может покидать лагерь, вступать в поединок с неверующим и быть участником в каком-либо происшествии, только по разрешению Имама. Другими словами, никто не должен покидать лагерь в поисках пищи для животных, дров для костра и т.п., только с позволения Амира. Также учёными было отмечено, что поединок один на один должен проходить только с разрешения Имама».
Также всем известно, что нет и одной передачи от Пророка ﷺ, где сообщается о том, что он, снарядив отряд в поход или делегацию с миссией, не назначил бы во главе амира. Пророк ﷺ назначил трёх сподвижников во главе армии при сражении у Муты – ими были Зайд ибн Хариса, Джаъфар ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Равваха, пусть будет доволен ими всеми Аллах.
4. Цель Джихада и создание причин.
Мусульманин сражается ради возвышенной, благородной цели, коей является возвышение слова Аллаха на земле. Мусульманин не приемлет сражений ради славы, родоплеменной связи, какой-либо тленной мирской цели. Мусульманин непременно должен чётко осознавать, ради чего он находится на сражении.
Искренность в намерении является условием принятия актов поклонения, а тот, кто неискренен в Джихаде – не получит должного вознаграждения. Ради чего намеревался человек, такой удел он и приобретёт. Отсюда необходимо ясно видеть цель Джихада и быть подготовленным к нему, ведь тот, кто сражается с врагом, не будучи подготовленным, ослушается велений Аллаха. Он подходит к вопросу победы не с той двери, тогда как сражение должно вестись под ясным знаменем, которое подобно солнцу днём, ради установления Шариата Всевышнего Аллаха, не ради завоевания территории или какой-либо страны, чтобы затем своими же руками там править законами времён невежества. Насколько же отвратительно подобное стремление и ничтожна сама цель!
О Аллах! Возвеличь нас Исламом и при помощи Исламского Государства. О Аллах! Предоставь нам милостивого Халифа, готового снарядить отряды, поднять флаги и знамёна, приказу которого бы мы подчинились. О Аллах! Ускорь то время, когда настанет второй праведный Халифат, чтобы объединить наши силы.
И пусть Аллах благословит и приветствует нашего Пророка Мухаммада ﷺ.
20 Раджаба 1435 г.х.
19.05.2014 г.