26
Пт, апр

Глава: Как забираются знания

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приветствуем вас, дорогие слушатели, в нашем новом выпуске программы «вместе с благородным хадисом», и начнем ее с наилучшего приветствия:

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

В книге «Фатх аль-Бари» Имама Ибн Хаджар аль-Аскаляни – комментарии к сборнику «Сахих» Бухари – в главе «Как забираются знания» приводится:

Нам поведал Исмаил ибн Абу Аус, что Малик рассказал ему со слов Хишама от Урвы от своего отца, а тот от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Ас, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах  не забирает знания, вырывая их из (голов) людей, но забирает знания, забирая учёных, – до тех пор, пока не останется ни одного учёного, и люди изберут предводителями невежд, которых будут спрашивать, и будут они давать фетвы без знания. А потому заблудятся и собьют с пути (других)».

Слова «не забирает знания, вырывая их», подразумевают  стирание знаний из умов. Этот хадис был произнесен Посланником ﷺ в прощальном хадже, как это передает Ахмад и Табарани в хадисе от Абу Умамы, который сказал: «В своем прощальном хадже Пророк ﷺ сказал: «Приобретайте знания прежде, чем они будут подняты». Один бедуин спросил: «Как же они будут подняты?» На что Пророк ﷺ ответил: «Поистине, уход (исчезновение) знаний – это уход (исчезновение) его носителей», - повторив это трижды». Ибн аль-Мунир сказал: стирание знаний с сердец – дело абсолютное возможное, однако данный хадис указывает на то, что это не происходит подобным образом.

Наверняка, в этом хадисе есть послание ученым. И прежде, чем они покинут этот мир, и с ними уйдет их знание, мы спрашиваем: О, ученые! Какая польза от знаний, если их не используют в жизни? Разве до вас не дошла весть о тех, кто надел одеяние ученых? Они умерли, а Умма продолжает упрекать их: почему такой-то не поступал в соответствии со своим знанием? Где он сегодня? Сколько ученых жило и умерло за последние 90 лет с момента разрушения Исламского государства, и они не усердствовали для возврата этого государства снова? Разве они не знали, что это является обязанностью (фардом) превыше всех обязанностей? Или же ты думаешь, что Умма осознала эту обязанность (фард), а он со своим знанием и пониманием не осознал до сих пор степень этой обязанности? Клянусь Аллахом, нет! Однако это страх, от которого страдала Умма на протяжении всех этих десятилетий. Страх перед правителями и опасение за эту уходящую мирскую жизнь. Однако – о, ученый – Умма преодолела этот барьер, хотя она меньше тебя знает Аллаха. Так что же нам сказать тебе? И что же ты будешь делать? Видишь ли ты себя – после этого – на стороне Уммы и вместе с ней, или даже станешь опережать ее своей позицией вместе с ней в ее революции прежде, чем ты уйдешь, и уйдут с тобой твои знания, и они встанут против тебя в Судный день, а не на твоей стороне? Так, воспрянь же и объяви революцию ты, и те, кто с тобой из ученых! Объявите ее «Революцией ученых», - и это самое малое из того, что должны сделать подобные вам в это трудное время, которое переживает ваша Умма.

Донесли ли мы до вас? О, Аллах, засвидетельствуй!

Дорогие слушатели, до новых встреч с очередным хадисом Посланника ﷺ. Пусть Аллах хранит вас, ва ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!


21 Шаабан 1435 г.х.
19.06.2014

Главное меню