21
Чт, нояб

Ар-Риба (ростовщичество)

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Приветствуем вас, наши дорогие слушатели, на новой серии нашей программы «Вместе с благородным хадисом». И начнём с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Передаётся со слов Джабира следующее: «Посланник Аллаха ﷺ проклял поедающего рост, берущего для ростовщичества (под проценты), записывающего (сделку) и свидетеля», – передал Муслим.

В комментарии имама ан-Навави приводится, что это – ясный запрет на запись сделки между участниками ростовщического договора, как и ясный запрет на свидетельство о заключении подобной сделки. И ещё – запрет на оказание помощи в чём-либо порочном (недействительном – «батыль»), а Аллах знает лучше.

Шариат абсолютно запретил ростовщичество («риба»), в каком бы количестве рост ни был, в большом или в малом. Имущество, приобретённое путём роста («риба»), является однозначно запретным. Всевышний Аллах сказал:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لا يَقُومُونَ إِلا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству (ростовщичеству)». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернётся к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275).

И сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبَا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ (٢٧٨) فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَإِنْ تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لا تَظْلِمُونَ وَلا تُظْلَمُونَ 

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:278, 279).

Суть лихоимства (ростовщичества – «риба») в том, что прибыль, которую приобретает дающий под процент человек, является эксплуатацией усердия других людей, в то время как его доля приобретается им без приложения усилий. И т.к. имущество, поверх которого берётся рост (процент), гарантирует прибыль без подверженности убыткам, что, в свою очередь, противоречит правилу: «доход взамен на ущерб». Для этого и были предписаны виды компаний с дозволенными в них условиями, такие как мудараба и мусакъа (орошение), разрешающие использование имущества в договорах. В этих договорах группа людей может приобретать прибыль от своего имущества без эксплуатации усердия других людей. Напротив, это является средством, позволяющим приобрести прибыль посредством собственных усилий, подверженных ущербу точно так же, как и подверженных прибыли, в отличие от лихвы («риба»). Притом что запрет лихвы («риба») озвучен прямым текстом без указания в нём мотива (иллят). В Сунне же разъясняются все виды ростовщических сделок.

Тем не менее, кому-то может прийти в голову, что владелец денег спрячет своё имущество и, возможно, не проявит щедрости и не одолжит нуждающемуся, а нужда будет наседать на него. А потому непременно должен существовать способ, чтобы удовлетворить эту потребность. Вот только нужды сегодня стали разнообразными и разновидными, а ростовщичество стало лежать в основе торговли, сельского хозяйства и промышленности. Именно поэтому появились банки для решения вопросов с ростовщичеством («риба»), и сейчас нет иных средств для удовлетворения нужд, кроме ростовщиков.

Ответ на этот вопрос заключается в том, что мы говорим о том обществе, в котором Ислам применяется полностью, в том числе – и в экономическом плане, а не об обществе в его сегодняшнем состоянии. Т.к. современное общество живёт по капиталистической системе, а потому в нём и появились банки как жизненная потребность. И потому владелец денег, который видит себя свободным в распоряжении своим имуществом, и тот, кто считает, что обладает свободой в эксплуатации, мошенничестве, монополии, азартных играх, ростовщичестве и другом без контроля со стороны государства или без ограничений законами – подобный человек считает ростовщичество («риба») и банки жизненной необходимостью.

А поэтому необходимо изменить текущую экономическую систему в целом и установить вместо неё – полным и революционным образом – исламскую экономическую систему. И когда эта система будет удалена, а вместо неё будет претворена исламская система, людям станет очевидно, что общество, претворяющее Ислам, не имеет необходимости в ростовщичестве («риба»), т.к. нуждающийся в займе либо нуждается в нём, чтобы жить, либо он необходим ему для его предпринимательства. Что же касается первого вопроса, то Ислам закрыл его, обеспечив основные нужды для жизни каждого индивида общества. Что же касается второго, то Ислам закрыл и его, предоставляя нуждающемуся беспроцентный заём. Ибн Хиббан и Ибн Маджа передали от Ибн Масъуда, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто из мусульман предоставит кредит другому мусульманину дважды, то они ему запишутся как одна садака (милостыня)». Давать в кредит (в долг) нуждающемуся является рекомендуемым делом (мандуб), и в то же время брать кредит (долг) не является нежелательным (т.е. это – не макрух), т.к. Посланник Аллаха ﷺ брал в долг. А т.к. кредитование имеет место в жизни, то людям уже стал очевиден весь ущерб от ростовщичества («риба»), и даже, более того, им стало понятно, что ростовщичество является наибольшим ущербом для экономической жизни. Как это уже стало ясным для каждого, необходимость требует исключения ростовщичества и создания плотного барьера между ним и обществом посредством законодательства и системы управления согласно Исламу.

Если ростовщичества не будет, не останется нужды и в банках, существующих сегодня. И останется лишь Байт уль-Маль, который станет давать кредиты без процентов и роста после проверки возможности надлежащего использования денег. И прежде Умар ибн аль-Хаттаб давал из Байт уль-Маль имущество крестьянам Ирака для эксплуатации их земель. Шариатский закон постановил давать крестьянам из Байт уль-Маль столько, сколько поможет им эксплуатировать свои земли, чтобы получить урожай. От Имама Абу Юсуфа передаётся: «Беспомощному предоставляется необходимая сумма из Байт уль-Маль, дабы он работал на ней», т.е. на земле. Так же, как Байт уль-Маль выделяет крестьянам деньги для сельского хозяйства, он так же выделяет их и тем, кто подобен им, совершая какую-либо частную работу, когда эти люди нуждаются в средствах для поддержания себя. Так, Умар выделил деньги крестьянам, потому что они нуждались в средствах для обеспечения своей жизни, поэтому он и выделил им эти деньги. А потому богатым фермерам из имущества Байт уль-Маль средства для увеличения их производства не выделяются. В положении крестьян выступают и другие, подобные им, кому необходимо удовлетворять свои жизненные потребности, т.к. Посланник Аллаха ﷺ дал некоему мужчине верёвку и топор, чтобы он мог собирать дрова, живя на это.

Однако оставление ростовщичества («риба») не зависит от наличия мусульманского исламского общества, существования Исламского Государства или наличия того, кто мог бы одолжить денег. Напротив, рост («риба») является запретным, и необходимо его оставить. И не важно, существует ли Исламское Государство или нет, или появилось исламское общество или нет, или появился тот, кто даст кредит, или нет.

Дорогие слушатели, до новых встреч с очередным хадисом Посланника Аллаха ﷺ. Пусть Аллах хранит вас, ва ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


06 Зуль-каъда 1435 х.    
01.09.2014