19
Вт, март

Лучшее имущество — это заработанное своим трудом

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приветствуем вас, дорогие братья и сёстры по всему миру, в рамках нового выпуска из серии «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Передаётся от аль-Микдама (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا أكَلَ أَحَدٌ طَعَاماً قَطُّ خَيْراً مِنْ أنْ يَأكُلَ مِنْ عَمَلِ يَدِه، وَإنَّ نَبيَّ الله دَاوُدَ، عَلَيْهِ السَّلَام، كَانَ يَأكُلُ مِنْ عَمَلِ يَدِهِ

«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своими руками, и, поистине, пророк Аллаха Давуд (а.с.) питался тем, на что он зарабатывал своим трудом».

У человека имеются основные потребности, которые он должен удовлетворить, чтобы поддерживать свою жизнедеятельность. И к таким потребностям относится также материальный вопрос. Для того, чтобы обеспечить себя этим, нам следует работать и стремиться его заработать. Ислам установил работу по заработку фардом. Всевышний Аллах сказал:

فَٱمۡشُواْ فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُواْ مِن رِّزۡقِهِۦۖ

«Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела» (67:15).

В то же время Ислам не вмешивается в процесс производства или увеличения богатств, предоставляя людям возможность извлекать из них максимум исходя из личных возможностей.

Ислам утвердил определённую экономическую систему, где разграничил источники богатства и то, куда это богатство может тратиться. Ислам оговаривает и явно вмешивается в использование богатства, а также запрещает использование некоторого вида имущества, как, например, хамра, или некоторых видов дохода для человечества, как проституции. К тому же, Ислам вмешивается в способ, которым человек приобретает богатство, куда входят нормы охоты, освоения целинных земель, безвозмездного дара, наследства и т.д.

Хотя Ислам и определил то, каким образом приобретать и использовать богатства, но всё же вопрос количества и объёмов богатства он оставил за нашим желанием, так как это связано с настойчивостью и трудолюбием человека.

Во-первых, мы должны знать науку экономики, чтобы производить богатство и увеличивать это производство, и в это Ислам не вмешивается, оставив данный вопрос за человеком. Более того, Ислам побуждает к инициативе и усердной работе, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей человека. Нам позволено учиться и принимать знания от других, чтобы производить богатство. Ислам не приемлет того, чтобы мы были бездельниками и обузой для других. Уместным будет напомнить, что государство выступает гарантом удовлетворения основных потребностей человека.

Кому-то может показаться, что государство будет тратиться на нас, в то время как мы будем спокойно сидеть у себя дома, но это неправильно. Государство обязано дать нам возможность зарабатывать и обеспечить своих граждан рабочими местами. Именно это имеется в виду в нашем сегодняшнем хадисе о том, что лучшим имуществом является имущество, заработанное своим усердием. Но если человек не в состоянии работать и у него нет кормильца, то именно тогда обязанность содержать (нафака) этого человека ложится на государство.

Во-вторых, определение источников и статьи расходов нуждаются в экономической системе, и в это уже вмешивается Ислам со всеми своими нормами и запретами.

О Аллах! Приблизь скорейшее установление Халифата по методу пророчества, в котором объединится разорванное на части тело мусульман и который положит конец их бедствиям. О Аллах! Освети Землю своим светом! Аминь!

До новых встреч, дорогие слушатели, при изучении следующего хадиса Пророка ﷺ. Да хранит вас Аллах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Марьям
12 Зуль-хиджа 1440 г.х.
13.08.2019 г.

Главное меню