26
Чт, нояб

Когда хаким совершает иджтихад и выносит правильное решение

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Приветствуем вас, дорогие братья и сёстры по всему миру, в рамках нового выпуска из серии «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Имам Бухари приводит в своём «Сахихе»:

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ يَزِيدَ الْمُقْرِئُ الْمَكِّيُّ حَدَّثَنَا حَيْوَةُ بْنُ شُرَيْحٍ حَدَّثَنِي يَزِيدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الْهَادِ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ بْنِ الْحَارِثِ عَنْ بُسْرِ بْنِ سَعِيدٍ عَنْ أَبِي قَيْسٍ مَوْلَى عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ عَنْ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ أَنَّهُ سَمِعَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: "إِذَا حَكَمَ الْحَاكِمُ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَصَابَ فَلَهُ أَجْرَانِ وَإِذَا حَكَمَ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَخْطَأَ فَلَهُ أَجْرٌ"

«От мекканского чтеца Корана Абдуллаха ибн Йазида, от Хайвы ибн Шурайха, от Йазида ибн Абдуллаха ибн аль-Хада, от Мухаммада ибн Ибрахима ибн аль-Хариса, от Бусра ибн Саида, от раба Амра ибн аль-Аса — Абу Кайса, — от Амра ибн аль-Аса передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «В случае, когда хаким (правитель, судья, учёный), вынося решение, совершает иджтихад, а затем находит правильный ответ — он получает два вознаграждения (аджра), когда же допускает ошибку — получает одно вознаграждение».

В книге Ибн Хаджара «Фатх уль-Бари» говорится:

«Слова Пророка (с.а.с.):

إِذَا حَكَمَ الْحَاكِمُ فَاجْتَهَدَ ثُمَّ أَصَابَ

«В случае, когда хаким (правитель, судья, учёный), вынося решение, совершает иджтихад, а затем находит правильный ответ ...», —

в версии от Ахмада приводится:

فَأَصَابَ

«и находит правильный ответ».

Аль-Куртуби сказал: «Так говорится в тексте хадиса, упоминая сначала решение (хукм) до процесса иджтихада, тогда как дело обстоит иначе — сначала совершается иджтихад, затем выносится решение. Недопустимо, с чем сошлись во мнении учёные, говорить о решении (хукме) до самого совершения иджтихада. И слова Пророка (с.а.с.):

إِذَا حَكَمَ

«В случае, когда хаким (правитель, судья, учёный), вынося решение ...», —

следует воспринимать таким образом: «Когда хаким желает вынести решение, тогда он должен приступить к иджтихаду». Также подтверждением этому выступают слова учёных в области усуля, которые сказали: муджтахид должен ещё раз пересмотреть своё мнение, когда произойдёт какой-либо случай, и не должен опираться только лишь на то, с чем к нему подошли, по причине того, что перед ним может проясниться другая картина. Также предполагается, что союз «фа» (и) в слове فَأَصَابَ («и находит правильный ответ») выступает в роли пояснения, а не последовательности.

«И находит правильный ответ», — значит, совпадает с решением (хукмом) Всевышнего Аллаха.

«Когда же допускает ошибку», — то есть, ему кажется, что всё правильно, однако, по сути, это не так. Получается, что в первом случае полагается два воздаяния (саваба) — за иджтихад и за правильность. Во втором — один, только за иджтихад.

На мусульманина возложено соблюдение норм Шариата во всех его жизненных делах. Однако большинство шариатских норм выводится из доказательств посредством иджтихада. Часто количество шариатских норм по одному вопросу зависит от количества пониманий муджтахидов и количества методов истинбата (выведения законов Шариата). Хотя хукм Аллаха в отношении одного вопроса один, Посланник (с.а.с.) признавал, когда мусульмане совершали иджтихад, не порицая при этом их разномнения (ихтиляф) и кыяс (суждение по аналогии), что выражало законность иджтихада, как и нескольких хукмов в одном вопросе. Однако следует подчеркнуть, что хукмов Аллаха по одному вопросу не становится много, а, скорее, имеется несколько пониманий и методов истинбата.

Мы увидели, как Посланник (с.а.с.) обещал муджтахиду два аджра: аджра за сам иджтихад и аджр за приход к правильному хукму в конкретном вопросе. В то время как муджтахиду, который ошибся в поиске правильного хукма по конкретному вопросу, обещан один аджр за усердие и за полную самоотдачу в поиске хукма. Решение, к которому приходит муджтахид посредством своего иджтихада, является для него хукмом Аллаха. В спорном вопросе хукм Аллаха остаётся неизвестным. На него указывает галабат уз-занн (значительная степень вероятности правоты) для того, кто придерживается данного мнения. Те же, кто приходит к иному мнению, видят данное мнение ошибочным, допуская его потенциальную правильность. Для каждой из сторон решение, к которому они пришли, является хукмом Аллаха для претворения, и запрещено выходить за рамки данного хукма.

Мусульманин в принятии хукмов идёт одним из двух путей: путём муджтахида, который сам выводит мнение и следует выведенному собой иджтихаду; путём мукаллида, который принимает мнение какого-либо муджтахида и соблюдает его, поскольку отныне это становится хукмом Аллаха в отношении него. Мусульманин должен принимать те хукмы, которые нужны в рамках его жизнедеятельности, невзирая на то, сам ли он совершил иджтихад или последовал за муджтахидом. Важно не походить на перо, летящее по ветру, когда мусульманин переходит между мнениями муджтахидов, подчинившись интересам, обстоятельствам и страстям. Напротив, он должен придерживаться определённого осознания шариатского хукма, поскольку принятый им хукм является решением Аллаха в отношении конкретно него, относительно которого ему придётся нести ответственность перед Могущественным Аллахом в День Воскресения.

Халиф является одним из мусульман, и то, что относится к каждому мусульманину, относится и к нему тоже:

Он несёт ответственность (мукалляф) за претворение Шариата Аллаха в своей жизни как мусульманин-индивид, также он мукалляф в претворении Шариата над мусульманами как их халиф и обладатель власти, поскольку Всевышний Аллах сказал:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними» (4:65).

Таким образом, халиф ответственен за принятие определённых хукмов, в которых он нуждается в рамках своей жизни, а также за принятие шариатских хукмов, которые необходимы для заботы о делах Уммы. Он связан шариатскими законами положениями как на индивидуальном уровне, так и на государственном в качестве обладателя власти, который единственный имеет право издавать законы. Все законы, принятые для управления государством и в рамках заботы о делах Уммы, должны быть правильно выведенными, независимо от того, выводил их халиф или кто-то иной (таклид). Пост халифа призван претворять нормы Шариата, и поэтому халифу следует принимать законы, регулирующие страну и народ, руководствуясь Шариатом. Таким образом, текст байата между халифом и Уммой гласит о правлении согласно Корану и Сунне.

В итоге, халиф ограничен в принятии каких-либо законов шариатскими хукмами:

1) Ему запрещено принимать хукмы, которые не были выведены из правильных шариатских доказательств.

2) Он ограничен принятыми собою же хукмами и путём истинбата.

А) Он не имеет права принимать хукм, который был выведен в соответствии с методом, противоречащим методу, по которому он принимает хукмы.

Б) Также он не имеет права отдавать приказ, который противоречит принятым им хукмам.

До новых встреч, дорогие слушатели, при изучении следующего хадиса Пророка (с.а.с.). Да хранит вас Аллах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

 

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Марьям
13 Раджаба 1441 г.х.
08.03.2020 г.