Приветствуем вас, дорогие братья и сёстры по всему миру, в рамках нового выпуска из серии «Вместе с благородным хадисом». Мы начинаем с наилучшего приветствия: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Бухари приводит в своём «Сахихе»:
حَدَّثَنَا إِسْمَاعِيلُ حَدَّثَنِي ابْنُ وَهْبٍ عَنْ عَمْرٍو عَنْ بُكَيْرٍ عَنْ بُسْرِ بْنِ سَعِيدٍ عَنْ جُنَادَةَ بْنِ أَبِي أُمَيَّةَ قَالَ: "دَخَلْنَا عَلَى عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ وَهُوَ مَرِيضٌ قُلْنَا أَصْلَحَكَ اللَّهُ حَدِّثْ بِحَدِيثٍ يَنْفَعُكَ اللَّهُ بِهِ سَمِعْتَهُ مِنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: دَعَانَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَبَايَعْنَاهُ فَقَالَ فِيمَا أَخَذَ عَلَيْنَا أَنْ بَايَعَنَا عَلَى السَّمْعِ وَالطَّاعَةِ فِي مَنْشَطِنَا وَمَكْرَهِنَا وَعُسْرِنَا وَيُسْرِنَا وَأَثَرَةً عَلَيْنَا وَأَنْ لَا نُنَازِعَ الْأَمْرَ أَهْلَهُ إِلَّا أَنْ تَرَوْا كُفْرًا بَوَاحًا عِنْدَكُمْ مِنْ اللَّهِ فِيهِ بُرْهَانٌ"
«От Исмаила, от Ибн Вахба, от Амра, от Букайра, от Бусра ибн Саида передаётся, что Джунада ибн Абу Умайя сказал: «Мы зашли к Убаде ибн Самиту, когда он болел, и сказали: «Да исцелит тебя Аллах! Расскажи нам хадис, услышанный от Посланника Аллаха ﷺ, которым Аллах принесёт тебе пользу». Он сказал: «Нас призвал Посланник Аллаха ﷺ, и мы присягнули ему. Он взял с нас следующее: «Мы присягаем на послушание и повиновение в радости и горе, в лёгкости и в трудности, даже если нас будут обделять, и что не будем оспаривать власть у её обладателей, пока не увидим от них явного неверия, на которое у нас будет от Аллаха категоричное доказательство».
В книге Ибн Хаджара «Фатх уль-Бари» говорится:
«В радости и горе», — имеется в виду положение, когда мы в хорошем настроении, с одной стороны, и когда мы неспособны совершать приказанное нам — с другой. Ибн ут-Тин сообщил от ад-Давудий, что имеются в виду ненавистные вещи и предметы. Ибн ут-Тин сказал: «Очевидно, что имеется в виду момент лени и сложности». Я сказал: «Это подтверждается в повествовании (риваяте) Исмаила ибн Убайды ибн Рифаа от Убады, приводимом у Ахмада:
فِي النَّشَاط وَالْكَسَل
«В бодрости и лени».
«В лёгкости и в трудности», — в риваяте Исмаила ибн Убайды приводится: «В трате при лёгкости и при сложности», — а также добавлена фраза: «В приказе одобряемого и запрете порицаемого».
«Даже если нас будут обделять», — что значит подчинение тем, кто правит людьми, пусть даже не отстаивая при этом их прав. А в случае лишения ими своих прав необходимо послушание и подчинение.
«И что не будем оспаривать власть у её обладателей», — речь о власти и правлении. В версии Ахмада, переданной от Умайры ибн Хани, от Джунада, далее присутствуют такие слова: «Даже если ты считаешь, то есть ты уверен в истинности дела — не поступай согласно этому мнению, а слушайся и подчиняйся (велениям халифа)». В риваяте Хиббана Абу Надра от Джунада, приводимого Ибн Хиббаном и Ахмадом, говорится: «Даже если они пожирают твоё имущество и бьют тебя по спине». В риваяте аль-Валида ибн Убады от его отца также приводится фраза: «Будем исполнять истину, где бы ни были, не боясь никого на пути Аллаха».
«Пока не увидим от них явного неверия», — аль-Хаттаби сказал: «Под словом «явный» ([бавах]) подразумевается очевидный, который был оглашён открыто и публично». Также он сказал, что те, кто приводит это со словом «пустыня, пустошь, открытое пространство» [барах] вместо «явный» [бавах], по сути, выражают тот же смысл, поскольку подобная местность не имеет никаких объектов и укрытий от чужих глаз, и слово «барах» применялось для того, чтобы выразить событие, когда тайное становилось явным.
«На которое у нас будет от Аллаха категоричное доказательство», — другими словами, сам аят или однозначное достоверное сообщение (хадис). Согласно этому, нельзя переходить к действиям, пока есть вероятность неоднозначного истолкования. Ан-Навави сказал: «Под куфром подразумевается ослушание. И хадис велит не оспаривать власть у её обладателей и не перечить им, пока не увидите в их поступках и словах очевидный мункар, утверждённый незыблемыми принципами Ислама. Если вы видите подобное, то отказывайте им в подчинении и говорите правду, где бы вы ни находились». Остальные же сказали, что грех — это ослушание и неверие (куфр), так что правителю не возражают, кроме случаев, когда тот впадает в явное неверие.
Кто буквально понимает куфр в риваяте, те не оспаривают правление правителя и не порицают его за дурное правление, пока он не совершит куфр. Кто же считает, что в риваяте говорится о нарушении Шариата, те хоть и не оспаривают власть правителя, когда тот выходит за рамки своих полномочий, тем не менее, порицают его за грех, порицают его с доброжелательностью и пытаются утвердить истину для него без насилия.
Для этого, по возможности, выбирается подходящий момент. Аллаху известно лучше. Ибн ут-Тин передал от ад-Давуди: «Если учёные способны снять несправедливых правителей без разжигания фитны и несправедливости, то сделать это ваджиб. В противном случае проявление сабра обязательно. Некоторые считают, что не дозволено облекать властью кандидата-грешника изначально. Если же несправедливое правление возникло после периода справедливого правления, то дозволенность выступить против такого правителя является ихтиляфом. Правильным (сахих) будет воздержаться от противостояния с правителем, пока им не будет совершено куфра — и тогда выступить против него станет обязательным (ваджиб).
Уважаемые слушатели!
Текст байата на правление, заключённый Посланником ﷺ с сахабами во время Второй клятвы при Акаба, был бессрочным, не ограниченным определённым сроком. Такими же не ограниченными по сроку были байаты, данные праведным халифам. Это байаты даны на правление по Корану и Сунне, а значит, халиф приступает к правлению по Исламу, защищает Шариат и претворяет нормы Шариата. Пока халиф способен выполнять государственные дела и свои обязанности, он продолжает быть халифом.
Мы знаем, что Посланник Аллаха ﷺ оставался правителем Исламского Государства, пока не вознёсся к своему Господу. То же самое касается и праведных халифов, пришедших к власти после Пророка ﷺ. Каждый из них управлял Халифатом со дня дачи ему байата вплоть до самой смерти. Сахабы (р.анхум) были единодушны (иджма) в том, что байат, данный халифу, бессрочен. Поэтому тот, кому давали байат, оставался на своём посту, пока его не постигала смерть.
Но если случается что-то, что вынуждает отстранить халифа от должности, то срок его правления заканчивается и его снимают с должности. Это никоим образом не связано с ограничением правления каким-либо сроком. Скорее, это является результатом несоответствия и отклонения от условий назначения халифа, что отчётливо видно в тексте байата из хадиса нашей сегодняшней темы. Согласно упомянутому нами сегодня хадису, явное (бавах) выражение халифом куфра делает необходимым ослушание халифу и требует выступить против него в том смысле, что он отстраняется от должности халифа из-за несоблюдения Шариата и его норм.
До новых встреч, дорогие слушатели, при изучении следующего хадиса Пророка ﷺ. Да хранит вас Аллах. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
12 Раджаба 1441 г.х.
07.03.2020 г.