16
Ср, июнь

В случае присутствия среди кандидатов на пост халифа того, кто по происхождению — курайшит, ему следует отдать предпочтение перед другими кандидатами

Хадис
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ هَذَا الْأَمْرَ فِى قُرَيْشٍ لَا يُعَادِيهِمْ أَحَدٌ إِلَّا كَبَّهُ اللَّهُ عَلَى وَجْهِهِ مَا أَقَامُوا الدِّينَ

«Это дело1 будет среди курайшитов, а кто будет враждовать с ними, того Аллах повергнет лицом [в Огонь], и так будет продолжаться, пока курайшиты придерживаются религии».2 Данный хадис подкрепляется ещё одним хадисом от Ибн Умара (р.а.): «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لاَ يَزَالُ هَذَا الأَمْرُ فِي قُرَيْشٍ مَا بَقِيَ مِنْهُمْ اثْنَانِ

«Это правление будет у курайшитов, пока из них не останутся двое».3 «Эти и другие достоверные хадисы хоть и говорят о правлении курайшитов, но они пришли в форме сообщения, и нет ни одного хадиса в форме повеления. Да, форма сообщения хоть и указывает на требование (таляб), но это не означает решительное (джазм) требование, поскольку нет карин (посылов), указывающих на усиление смысла требования в тексте. Это значит, что требование указывает на мандуб, а не на ваджиб. Следовательно, условие того, чтобы халиф был из числа курайшитов, является желательным условием, а не обязательным для заключения договора о Халифате».4

Что необходимо почерпнуть с точки зрения науки усуль аль-фикх:

В книге «Система правления в Исламе», автор — Такыюддин Набхани, в теме «Условия халифа» вначале повествуется об обязательных условиях кандидатов на пост халифа: мусульманин, мужчина, свободный, в здравом рассудке, совершеннолетний, способный нести бремя Халифата. Далее говорится о предпочтительных условиях, таких как быть муджтахидом, курайшитом и т.д. А затем говорится следующее: «Для того, чтобы условие могло быть обязательным условием для заключения договора о Халифате, необходимо доказательство, которое указывает на это условие и при этом содержит в себе решительное требование (таляб джазим). Только тогда это доказательство используется в качестве карины (посыла) на обязательность такого условия. Если же доказательство не содержит решительного требования, то условие будет предпочтительным <…> Что касается слов Посланника (с.а.с.):

لَا يُعَادِيهِمْ أَحَدٌ إِلَّا كَبَّهُ اللَّهُ

«а кто будет враждовать с ними, того Аллах повергнет», — то они указывают на запрет вражды с курайшитами, но не указывают на усиление его слов:

إِنَّ هَذَا الْأَمْرَ فِى قُرَيْشٍ

«Это дело будет среди курайшитов». Поэтому хадис лишь повествует о том, что правление будет среди курайшитов и повествует о запрете враждовать с ними. Кроме того, слово «курайшит» является исмам (именем существительным), но не сифат (свойством), а такие слова в терминологии науки усуль аль-фикх называют «лякабом» (прозвищем). Что касается понимаемого указания (мафхума) лякаба, то им не руководствуются вообще. Следовательно, текст о курайшитах не повествует о том, что правление должно оставаться только в их руках. Слова Посланника (с.а.с.) «Это дело будет среди курайшитов», «Это правление будет у курайшитов» не означают, что если правление окажется в руках других, это будет неправильно. Правление может быть как в руках курайшитов, так и некурайшитов. Таким образом, текст, повествующий о курайшитах, не запрещает другим управлять Халифатом.

Следовательно, такое условие, как «курайшит», является желательным, а не обязательным условием для заключения договора о Халифате. Помимо этого, Посланник Аллаха (с.а.с.) назначал на руководящие должности Абдуллаха ибн Раваху (р.а.), Зайда ибн Харису (р.а.), Усаму ибн Зайда (р.а.), которые не были из числа курайшитов. Стало быть, Посланник (с.а.с.) назначал руководителями тех, кто не был из курайшитов. В вышеприведённом хадисе выражение «هَذَا الْأَمْرَ» (это дело) означает правление, но оно не ограничивается лишь деятельностью халифа. Тот факт, что Посланник (с.а.с.) назначал на руководящие посты некурайшитов, является доказательством того, что правление не ограничено лишь курайшитами. Таким образом, эти хадисы упомянули людей, которые достойны для управления Халифатом, с целью указать на их предпочтительность, а не с целью ограничить правление лишь курайшитами и заявить о запрете на заключение договора о Халифате с другими».

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

1. Имеется в виду Халифат, которым управляет курайшит. Об этом пишет Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх аль-Бари».

2. «Сахих» Бухари.

3. «Сахих» Бухари.

4. «Система правления в Исламе» Такыюддина Набхани.