Девятнадцатый хадиc
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ هَذَا الْأَمْرَ فِى قُرَيْشٍ لَا يُعَادِيهِمْ أَحَدٌ إِلَّا كَبَّهُ اللَّهُ عَلَى وَجْهِهِ مَا أَقَامُوا الدِّينَ
«Это дело [1] будет среди курайшитов, а кто будет враждовать с ними, того Аллах повергнет лицом [в Огонь], и так будет продолжаться, пока курайшиты придерживаются религии». [2] Данный хадис подкрепляется ещё одним хадисом от Ибн Умара (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ يَزَالُ هَذَا الأَمْرُ فِي قُرَيْشٍ مَا بَقِيَ مِنْهُمْ اثْنَانِ
«Это правление будет у курайшитов, пока из них не останутся двое». [3] «Эти и другие достоверные хадисы хоть и говорят о правлении курайшитов, но они пришли в форме сообщения, и нет ни одного хадиса в форме повеления. Да, форма сообщения хоть и указывает на требование (таляб), но это не означает решительное (джазм) требование, поскольку нет карин (посылов), указывающих на усиление смысла требования в тексте. Это значит, что требование указывает на мандуб, а не на ваджиб. Следовательно, условие того, чтобы халиф был из числа курайшитов, является желательным условием, а не обязательным для заключения договора о Халифате». [4]
Что необходимо почерпнуть с точки зрения науки усуль аль-фикх:
В книге «Система правления в Исламе», автор — Такыюддин Набхани, в теме «Условия халифа» вначале повествуется об обязательных условиях кандидатов на пост халифа: мусульманин, мужчина, свободный, в здравом рассудке, совершеннолетний, способный нести бремя Халифата. Далее говорится о предпочтительных условиях, таких как быть муджтахидом, курайшитом и т.д. А затем говорится следующее: «Для того, чтобы условие могло быть обязательным условием для заключения договора о Халифате, необходимо доказательство, которое указывает на это условие и при этом содержит в себе решительное требование (таляб джазим). Только тогда это доказательство используется в качестве карины (посыла) на обязательность такого условия. Если же доказательство не содержит решительного требования, то условие будет предпочтительным <…> Что касается слов Посланника ﷺ:
لَا يُعَادِيهِمْ أَحَدٌ إِلَّا كَبَّهُ اللَّهُ
«а кто будет враждовать с ними, того Аллах повергнет», — то они указывают на запрет вражды с курайшитами, но не указывают на усиление его слов:
إِنَّ هَذَا الْأَمْرَ فِى قُرَيْشٍ
«Это дело будет среди курайшитов». Поэтому хадис лишь повествует о том, что правление будет среди курайшитов и повествует о запрете враждовать с ними. Кроме того, слово «курайшит» является исмам (именем существительным), но не сифат (свойством), а такие слова в терминологии науки усуль аль-фикх называют «лякабом» (прозвищем). Что касается понимаемого указания (мафхума) лякаба, то им не руководствуются вообще. Следовательно, текст о курайшитах не повествует о том, что правление должно оставаться только в их руках. Слова Посланника ﷺ «Это дело будет среди курайшитов», «Это правление будет у курайшитов» не означают, что если правление окажется в руках других, это будет неправильно. Правление может быть как в руках курайшитов, так и некурайшитов. Таким образом, текст, повествующий о курайшитах, не запрещает другим управлять Халифатом.
Следовательно, такое условие, как «курайшит», является желательным, а не обязательным условием для заключения договора о Халифате. Помимо этого, Посланник Аллаха ﷺ назначал на руководящие должности Абдуллаха ибн Раваху (р.а.), Зайда ибн Харису (р.а.), Усаму ибн Зайда (р.а.), которые не были из числа курайшитов. Стало быть, Посланник ﷺ назначал руководителями тех, кто не был из курайшитов. В вышеприведённом хадисе выражение «هَذَا الْأَمْرَ» (это дело) означает правление, но оно не ограничивается лишь деятельностью халифа. Тот факт, что Посланник ﷺ назначал на руководящие посты некурайшитов, является доказательством того, что правление не ограничено лишь курайшитами. Таким образом, эти хадисы упомянули людей, которые достойны для управления Халифатом, с целью указать на их предпочтительность, а не с целью ограничить правление лишь курайшитами и заявить о запрете на заключение договора о Халифате с другими».
Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.
1. Имеется в виду Халифат, которым управляет курайшит. Об этом пишет Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх аль-Бари».
2. «Сахих» Бухари.
3. «Сахих» Бухари.
4. «Система правления в Исламе» Такыюддина Набхани.