Тридцать восьмой хадис
Передаётся от Аиши (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اِدْرَءُوا الْحُدُودَ عَنِ الْمُسْلِمِينَ مَا اسْتَطَعْتُمْ فَإِنْ كَانَ لَهُ مَخْرَجٌ فَخَلُّوا سَبِيلَهُ فَإِنَّ الْإِمَامَ أَنْ يُخْطِئَ فِى الْعَفْوِ خَيْرٌ مِنْ أَنْ يُخْطِئَ فِى الْعُقُوبَةِ
«Устраняйте наказания от мусульман по мере ваших сил. Если вы найдёте для мусульманина выход, оставьте его, ибо для Имама лучше ошибиться в прощении, чем ошибиться в наказании».[1]
Данный хадис недвусмысленно повествует о том, что Имам может совершить ошибку, может забыть, а может и в пасть в грех. Тем не менее, Посланник Аллаха ﷺ приказал подчиняться ему до тех пор, пока он правит на основе законов Ислама, пока с его стороны не будет открытого неверия (куфр бавах) или пока он не прикажет греховного. Именно поэтому халифы, которые были после Посланника ﷺ, ошибались и совершали грехи, поскольку они — люди, а не пророки. Это говорит о том, что Халифат не является государством, которым правит Аллах, а является государством, где правит человек, где другие присягают ему как халифу, дабы он правил законами Шариата.
Вследствие этого на граждан и политические партии, основанные на исламской акыде, ложится ответственность отслеживать действия халифа, а в случае необходимости — дать ему наставление (насихат) или подвергнуть отчёту. Всё это делается с одной целью: убедиться, что халиф постоянно и непрерывно в своём правлении основывается на законах Аллаха, строго следует правилам Ислама во внутренней и внешней политике. В случае возникновения спорных моментов между халифом и гражданами Халифата последние могут обратиться в махкамат уль-мазалим (суд по фактам несправедливости со стороны органов государства) для их решения.
Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.