21
Чт, нояб

Решение основной проблемы человека 1 ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Откуда появился человек?

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ * ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى * وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Часть 1

Человек отличается от всех живых созданий. Сходство человека с животным миром в органических потребностях и факторах, толкающих их совершать определённые действия, хотя и имеет место, но всё же разумом был наделён исключительно человек. Все творения Всевышнего были подчинены человеку. В его возможностях и силах, прибегая к разуму, пользоваться всеми окружающими его благами.

Природа человека состоит из:

1 — органических потребностей;

2 — инстинктов;

3 — разума.

Без удовлетворения органических потребностей не представляется возможной жизнь человека, его существование. Если человек не будет удовлетворять свои потребности, он умрёт. Органические потребности имеют внутренний возбудитель, т.е. человек чувствует голод вследствие физической деятельности, что толкает его на принятие пищи; так же человек чувствует утомление вследствие физической деятельности, что толкает его на сон. К органическим потребностям относятся нужда в еде, воде, сне, кислороде (даже если дыхание является непроизвольным действием, однако в случае недостатка или отсутствия воздуха человек вынужден обеспечить себя достаточным количеством кислорода для жизнедеятельности организма).

Это — первый фактор, который заставляет человека искать удовлетворение своих первичных и основных нужд, толкая его к совершению определённых действий.

Что касается инстинктов, то психологи в данном случае ошибочно полагают, что человек приобретает их в ходе своего физиологического развития и воспитания в определённой среде. На самом же деле, инстинкты присущи каждому человеку с момента его рождения. Инстинкты толкают человека естественным образом сохранять себя при встрече с опасностью, угрожающей его жизни, как и толкают к тому, чтобы защищаться или нападать на противника. Когда человек в младенчестве, будучи бессильным, не может сказать о своей нужде, он просто кричит и плачет. А когда он достигает зрелого возраста, то проблема, которой он не может поделиться, вызывает у него беспокойство.

Что же заставило психологов думать, что человек приобретает инстинкты в ходе своего физиологического развития и воспитания в определённой среде? На самом деле, они перепутали врождённые качества в природе человека, которые толкают его к совершению определённых действий, с приобретаемыми в ходе жизни понятиями — в момент взросления, получения образования и воспитания человека. Например, ребёнок, у которого нет представлений о высоте или пропасти, о том, насколько опасно находиться на её краю в силу того, что можно упасть и потерять жизнь, — такой ребёнок не будет видеть в этом опасности для своей жизни. Также ребёнок, у которого не сформировано понятие о том, что человек может утонуть в воде, беспечно относится к водоёмам. Когда психологи заметили, что понятия человека о вещах формируются в ходе его жизни, то посчитали, что инстинкты так же возникают в ходе взросления человека, обучения и формирования у него различных понятий.

Также психологи путают инстинкты и их проявления. В человеке имеется три инстинкта:

— самосохранения;

— продолжения рода;

— поклонения.

У каждого из этих инстинктов существует много проявлений, например, проявлениями инстинкта самосохранения являются неприязнь смерти, накопление богатства, самозащита, лечение и т.д. Проявлениями инстинкта продолжения рода являются половое влечение, сострадание, милосердие, любовь к родителям, детям, братьям, друзьям и т.д. Проявлениями инстинкта поклонения являются ощущение нужды в некоей силе, ощущение собственной несостоятельности, нужда в Творце, освящение и т.д.

Психологи не делали различий между инстинктом и его проявлениями. От инстинкта невозможно избавиться, однако можно подавить проявления одного инстинкта за счёт другого, например, проявлять альтруизм вместо себялюбия, также некоторые люди могут любовь к жене подавить любовью к матери и т.д.

Разница между инстинктами и органическими потребностями заключается в следующем:

1 — Возбуждающие факторы. Факторы, возбуждающие органические потребности, находятся внутри человека, а факторы, возбуждающие инстинкты, находится вне человеческого тела. Инстинкты возбуждаются либо при виде внешнего возбудителя, либо когда человек думает о нём.

2 — Отсутствие удовлетворения. Неудовлетворение органических потребностей приводит к смерти, а неудовлетворение инстинктов приводит только к беспокойству и напряжённости. Сколько людей прожили жизнь, не имея возможности жениться, сколько из них жили в бедности, без детей и т.д. Как следствие, они были обеспокоены своей тревогой, и не было случая, чтобы человек умирал из-за того, что не получил удовлетворения одного из инстинктов.

Разум, мышление — это единственное, чем отличается человек от других существ. Человек при помощи разума либо становится развитым, либо деградирует. Используя разум, человек оценивает окружающие его предметы и явления. Используя разум, он находит способ удовлетворения своих органических потребностей и инстинктов, а также выбирает нужные объекты, которые способны, согласно его взгляду, удовлетворить его природу.

Разум состоит из четырёх факторов:

— рассматриваемая реальность;

— органы чувств, которые передают воспринимаемую реальность в мозг;

— полноценный и здоровый мозг, способный обрабатывать передаваемую реальность;

— и предварительная информация об этой реальности.

Процесс мышления выглядит следующим образом — реальность посредством органов чувств, передаётся в мозг, где происходит её сопоставление с предварительной информацией об этой реальности или объекте. Так выносится решение или происходит оценка человеком самой реальности.

Всё же существует необходимость в выборе метода мышления человеком, на основе которого будет происходить дальнейшая оценка им окружающего мира, событий, объектов и т.д.

«Поведение человека зависит от его взглядов на жизнь, от его понятий о ней. Например, наше понятие о любимом человеке определяет положительное отношение к нему, а понятие о том, кто не нравится, определяет негативное отношение к нему. Отношение же к незнакомому человеку, о котором нет никаких понятий, будет отличаться от двух предыдущих. Следовательно, поведение человека связано с его понятиями» (из изданий Хизб ут-Тахрир, «Система Ислама»).

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
30 Рабиъ ус-сани 1438 г.х.
28.01.2017 г.