24
Пн, апр

Решение основной проблемы человека 2 ч.

Мировоззрение
Функции
Вид

Откуда появился человек?

 

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ * ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى * وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основной проблемы, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Часть 2

Перед каждым человеком стоит главная проблема в жизни. Она исходит из инстинкта поклонения и заставляет его найти ответ на ряд вопросов. Найденные ответы должны удовлетворять разум человека и находиться в гармонии с его природой. Эти вопросы:

— Откуда появился человек?

— Для чего он создан?

— Что его ожидает в будущем?

Эти вопросы возникают у человека с самого детства. Он спрашивает своих родителей: «Откуда я появился?». Они находят ему ответ, но в силу того, что он — не окончательный, со временем этот ответ перестаёт удовлетворять ребёнка, и он снова повторяет свой вопрос. Так происходит снова и снова, пока пытливый разум не получит удовлетворяющий его ответ. Когда родители отвечают ребёнку, что он появился на свет благодаря им, естественно, он продолжает задавать вопросы: «Откуда тогда появились родители, благодаря кому?». Родители снова отвечают, что каждый из людей был рождён от своих папы и мамы. Мы говорили, что ответ должен быть окончательным, иначе ребёнок будет продолжать задавать этот вопрос, ведь в своём существовании человек тесно связан со Вселенной. Когда он задаёт вопрос, то хочет узнать не только о себе, а обо всём человечестве, даже о Вселенной и о том, что находится в её пределах. Если человек найдёт ответ на этот вопрос, что создателем всего сущего является Всевышний Творец, тогда он перестанет задаваться одним и тем же проблемным вопросом, потому что станет замечать, что всё вокруг него создано, ограничено и несовершенно, и каждая вещь нуждается в ином из-за своей естественной неполноценности.

Затем, ребёнок, услышав о смерти своего деда, родственника или соседа, спрашивает родителей: «Куда он ушёл?». У него начинает формироваться понятие о смерти, и он хочет узнать «что это за явление?» и «что будет с человеком после смерти?». Он будет задавать эти вопросы до тех пор, пока не получит ответ, удовлетворяющий его разум и успокаивающий его сердце, а именно — что умерший отправился на встречу со своим Создателем. Тогда и этот вопрос будет исчерпан.

После этого у ребёнка возникает третий вопрос: «С какой целью был создан человек?», «В чём смысл его жизни?».

Для чего был создан человек? Аллах создал нас и создал для нас целую Вселенную. Однако чего Он ожидает от нас? Зачем Он создал нас? Тут приходит ответ:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Аллах отправил для нас посланников, чтобы те разъяснили нам, как мы должны поклоняться и жить в этой жизни согласно прямому пути. Получив такие ответы, сердце человека наполняется успокоением.

Откуда появился человек? Для чего он был создан? Что его ожидает? Эти вопросы являются основной проблемой каждого человека и требуют от него нахождения ответов. Ответ на них будет считаться всеобъемлющей идеей о Вселенной, человеке и жизни, об их связи с тем, что предшествовало этой жизни, и с тем, что ожидает после неё. Достаточно, чтобы ответы были общими, а не подробными, потому что для нахождения ответа наличие подробностей не обязательно. Даже если для некоторых людей из числа учёных существует необходимость исследовать вопрос возникновения Вселенной, однако для возникновения всеобъемлющей идеи это не обязательно.

Выше мы говорили о том, что подобные вопросы возникают у каждого человека в различных ситуациях и заставляют его искать ответы, потому что это — одно из проявлений инстинкта поклонения. Неудовлетворение этого инстинкта, т.е. если человек не найдёт ответы на эти вопросы, не приводит к смерти, а только вызывает беспокойство и волнение, вследствие чего человек страдает и не чувствует вкуса жизни, а его разум не может найти успокоения. Мы видим, что большинство людей, не ответивших на основные вопросы о жизни разумно и убедительно, живут в нескончаемых страданиях, потому что отсутствие ответов на эти три главных вопроса создаёт для них проблемы.

Ответив правильно и разумно на эти три основных вопроса, человек определяет свою цель, ради которой он будет жить. Человек определяет для себя правильный образ жизни. Он приобретает критерии поступков, счастье, подлинные чувства, критерии для мыслей и понятий. С помощью этих ответов человек различает добро и зло, вред и пользу. Он определяет свою позицию относительно жизненных дел, относительно прошлого, настоящего и будущего, а также того, что может случиться с ним. Он понимает, что существуют обстоятельства, перед которыми он бессилен. И проблемы, которые не дают ему спать спокойно по ночам, находят своё решение, как жизненный срок (аджаль), жизненный удел (ризк), упование (таваккуль), вопрос къада и къадар, прямой путь и заблуждение (худа ва далал), помощь и победа (наср), польза и вред, добро и зло, халял и харам. Так человек приобретает высокие и чистые понятия о жизни, и у него появляется правильное представление о ней. Он не будет заложником своих страстей, уподобляясь животным. Он станет почитать Создателя, Который сотворил человека в лучшем виде и указал ему прямой путь, чтобы он мог достичь счастья в этом мире и успеха в следующем.

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
1 Джумада аль-уля 1438 г.х.
29.01.2017 г.