24
Вс, нояб

Решение основной проблемы человека 9 ч.

Мировоззрение
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Откуда появился человек?

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» (23:12).

Что его ожидает?

ثُمَّ إِنَّكُمْ بَعْدَ ذَلِكَ لَمَيِّتُونَ ، ثُمَّ إِنَّكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ تُبْعَثُونَ

«После этого вы непременно умрёте. А потом, в День воскресения, вы непременно будете воскрешены» (23:15,16).

Для чего он был создан?

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Каков результат всего этого?

فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ، وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً

«Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123,124).

Откуда появился человек? Что его ожидает? Для чего он был создан? Предоставление полной мысли о человеке, жизни и Вселенной будет решением этой основной проблемы человека. Когда же найдёт своё решение основная проблема, тогда решатся и остальные.

Основная и второстепенные проблемы человека

Часть 9

Первое: проблема оторванности человека от основы и ощущение им полной независимости. Ведение образа жизни без учёта решения основной проблемы.

Данная проблема связана с темой осознания человеком своей связи с тем, что предшествовало этой жизни. С достижением сознательного возраста человек приступает к поискам ответов на вопросы бытия, чтобы узнать «кто он?», «как появился на этот свет?», «кто его создал?». С детства он начинает задавать эти вопросы своим родителям. Одни люди находят правильный ответ, а есть такие, кто живёт и умирает, так и не узнав о правде.

Истина заключается в том, что человека создал Аллах из ничего и поселил на эту землю. Он предписал ему нести ответственность за свои деяния, в то время как небеса, земля и горы отказались от подобного, испугавшись последствий. Однако человек согласился с ответственностью и взял на себя эту ношу, несмотря на природную склонность к несправедливости.

Если человек понимает всё вышесказанное, тогда он знает истину, в первую очередь — о себе. Его образ жизни не будет протекать в отрыве от Создателя, он не повернётся к Нему спиной и не поставит себя вместо Господа. Именно так и происходит в случае, когда человек сам для себя устанавливает свод законов, точнее, придумывает его в соответствии со своими прихотями: он позволяет и запрещает себе всё, что угодно, под предлогом свободы личности. На самом деле, идея свобод означает, что человек ставит себя на место Создателя. Это — проблема тех, кто не познал истину, того, чей образ жизни находится в отрыве от Создателя, в то время как они и мухи не способны создать, а если та муха отнимет у них что-нибудь, то они не способны даже вернуть этого.

Образ жизни, не связанный с решением главной проблемы человека в жизни (т.е. проблема оторванности человека от основы, ощущение им полной независимости), становится причиной человеческих страданий, поскольку человека не покидает чувство допущения им ошибки в каждом его действии, он теряет цель в жизни и перестаёт чувствовать её вкус.

Тот, кто ведёт подобный образ жизни, постоянно находится в состоянии борьбы между своими желаниями и разумом. С одной стороны, человек взял на себя за свои поступки ответственность, возложенную на него Аллахом, даровавшим ему для этого в качестве инструмента разум. Однако из-за того, что человек до конца не понимает реальность разума и грани его деятельности, он обманывается, пологая, что у разума нет границ. Человек начинает совершать поступки, беря во внимание только своё мнение, как будто он сам себе хозяин и никакой Господь не имеет права наставлять его на правильный путь в жизни. Отсюда была поднята проблема ощущения человеком своей независимости.

Человеческий разум функционирует при наличии четырёх составляющих: ощущаемый объект, органы чувств, здоровый мозг и предварительная информация. Если отсутствует одна из вышеупомянутых составляющих, тогда процесс мышления не происходит. В связи с этим фактом человеческий разум на самом деле ограничен.

К тому же разум человека является заложником собственных противоречий и может находиться под воздействием окружающей среды. По поводу одной и той же реальности в разные времена либо при различных обстоятельствах разум выносит противоречивые оценки. Со временем, с накоплением жизненного опыта и информации, человек может вынести более правильное решение, чем то, к которому он пришёл бы в молодости. Таким образом, с течением времени, изменением обстоятельств и приобретением информации, одна и та же реальность может быть оценена человеком совершенно по-разному, порой — даже прямо противоположно прежним оценкам. Тут нет разницы, говорим ли мы о мнении или оценке одного человека, или речь идёт в целом о группе людей. Также было отмечено, что решения человека зависят от окружающей среды. Ведь среда, в которой он проживает, навязывает ему определённый стандарт или шаблон мышления, и человек становится заложником того образа мышления, которое доминирует в той либо иной среде его обитания.

Оценка человеком определённой реальности происходит в двух плоскостях:

— познание реальности объекта, его сути. Он занимается описанием формы, цвета, объёма, плотности, составных компонентов объекта;

— отторжение либо принятие объекта в смысле отрицательного к нему отношения либо положительного.

Вышеперечисленные характеристики инструмента под названием «разум» лишают человека права выносить самостоятельные оценки всему окружающему без роли Создателя. Разум не обладает способностью выносить решения по поводу физических объектов и поступков человека, а именно: «каким образом следует поступать?», «какой поступок есть правильный?», «что принять, а от чего отказаться?», «что пригодно в пищу, а что нет?». Разум не в состоянии даже постичь итог принятого им ранее решения. Человек не может постичь в поступке стороны зла и добра. Откуда же тогда ему знать, получит ли он за совершённые им поступки вознаграждение или наказание от Аллаха?!

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абу Мухаммад (Халифа Мухаммад), Иордания
8 Джумада аль-уля 1438 г.х.
05.02.2017 г.